Пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии

Фролова Евгения Владимировна

Пальчиковая гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovaya_gimnastika.docx578.18 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на севере живет?

Кто там ест и кто там пьет?

Звери необычные к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит.

Белый мишка важно ходит,

Ну, а морж, как капитан

Покоряет океан.

Гордый северный олень

Грузы возит целый день.

Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.

«Замок» - меняя положение пальцев

Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки».

Пальчики – «шагают»

Ладони «лодочкой» двигаются вперед.

Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.

Растирание ладоней движениями вверх, вниз

 

Гимнастика «Белые медведи»ё

Белые медведи мороза не боятся,

Нравится им в море ледяном купаться.

Не страшны им в Арктике

клыкастые моржи,

 На рыбу и тюленей охотятся они.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.

Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.

Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого.

 

Упражнения на развитие речи с движениями:

«Северная страна»

Где всюду холод, лед и тень,

Полгода – ночь, погода – день

Из льда здесь люди строят дом,

И океан покрыт весь льдом.

Зверей здесь ты почти не встретишь,

И птиц ты в небе не заметишь.

Лишь мишка белый, словно иней

Хозяин ледяной пустыни.

Дети обнимают себя за плечи

Ладонями закрываю – открывают глаза

Поднимают руки над головой – «крыша»

Ладонями показывают льдины

Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны.

Делают махи руками подражают походке медведя

Уважаемые родители!

На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр:

2.Дидактическая игра "Кого не стало".

Полярная сова - нет полярной совы, морж - ..., тюлень - ..., песец - ..., олень - ..., альбатрос - ..., морской котик - ... и т.д.

3..Дидактическая игра "Назови ласково"

Белый медведь-беленький медвежонок, олень - ..., морж - ..., пингвин - ...,.

5.Дидактическая игра "Один-много"

Морж - моржи, тюлень-..., олень -..., чайка -..., морской котик - ..., полярный волк-...,.

6.Дидактическая игра "Сосчитай"(до 10)

Например,один-медведь,два-медведя,три-медведя,четыре-медведя,пять-медведей,шесть-медведей,семь--медведей,восемь-медведей,девятьмедведей,десять-медведей;один пингвин - ...,один морж - ....

7. Дидактическая игра "Четвёртый лишний"

  • морж-олень-кабан-тюлень
  • морской котик- зебра-песец-пингвин

8. Дидактическая игра "Чей? Чья? Чьи?"

Чьи клыки у моржа? (Моржовые), Чья шерсть у песца? Чьи лапы у медведя? Чей клюв у совы?

9. Дидактическая игра "Подбери признак"

Олень(какой?) рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный; 

Пингвин -....,медведь - ...,морж - ...,песец - ....

10. Составление описательного рассказа

Например,Пингвин-птица -умеет плавать,нырять,ходить, прыгать, скользить на животе - у него есть голова,туловище,крылья,ноги,хвост -питаются рыбой -место обитания Антарктида - детёныши пингвинята.

11. Отгадывание загадок

Уважаемые родители!

На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр:

1.Игра"Закончи предложение"

Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что...

Шерсть северного волка белого цвета,длятого,что бы ...

В наших лесах не встретишь белого медведя,потому что ...

2.Дидактическая игра "Кого не стало".

Полярная сова - нет полярной совы,морж - ...,тюлень - ...,песец - ...,олень - ...,альбатрос - ...,морской котик - ... и т.д.

3..Дидактическая игра "Назови ласково"

Белый медведь-беленький медвежонок, олень - ...,морж - ..., пингвин - ...,.

4. Словесная игра "Зачем"

Зачем полярной сове когти?

Зачем моржу  длинные клыки?

Зачем полярному волку белая шерсть?

5.Дидактическая игра "Один-много"

Морж - моржи, тюлень-..., олень -..., чайка -...,морской котик - ..., полярный волк-...,.

6.Дидактическая игра "Сосчитай"(до 10)

Например,одинмедведь,двамедведя,тримедведя,четыремедведя,пятьмедведей,шестьмедведей,семьмедведей,восемьмедведей,девятьмедведей,десятьмедведей;один пингвин - ...,один морж - ....

7. Дидактическая игра "Четвёртый лишний"

морж-олень-кабан-тюлень

морской котик- зебра-песец-пингвин

8. Дидактическая игра "Чей? Чья? Чьи?"

Чьи клыки у моржа? (Моржовые), Чья шерсть у песца? Чьи лапы у медведя? Чей клюв у совы?

9. Дидактическая игра "Подбери признак"

Олень(какой?) рогатый, длинноногий, красивый, благородный, быстрый, шустрый, стремительный;

Пингвин -....,медведь - ...,морж - ...,песец - ....

10. Составление описательного рассказа

Например, Пингвин-птица -умеет плавать, нырять, ходить, прыгать, скользить на животе - у него есть голова, туловище, крылья, ноги, хвост -питаются рыбой -место обитания Антарктида - детёныши пингвинята.

11. Отгадывание загадок

В океане тёмно – синем,

Лапой выудив моржа,

На полярной скользкой льдине

Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).

В бурном море поохотясь,

С белой пеной на боках

Из холодных вод выходим

Мы на ластах и китах. (Моржи).

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный.

Любит снежные луга. (Олень).

Хвост поджав, во льдах ночую,

Выношу мороз любой.

Я по северу кочую

В тёплой шубе голубой. (Песец).

Любим штормы, а не штиль мы,

То есть тишь да моря гладь.

Безо всяких взмахов крыльев

Можем сутками летать. (Альбатросы).

12. Чтение стихотворений

Для копыт, колёс и ног

Много сделано дорог.

Ну, а если снег и сопки,

Перевалы на пути,

Где крутой звериной тропкой

Ни проехать, не пройти,

Там всегда в метель и в стужу

Человеку верно служит

Быстрый северный олень.

Плывёт по морю пароход,

А из трубы дымок идёт.

Долго наш кораблик плыл,

В Антарктиду он приплыл.

Здесь на белых скользких льдинах

Ходят парами пингвины.

В костюмах бело – чёрных,

Неуклюже, но проворно,

Как смешные человечки,

С льдин на льдину, как с крылечка,

Скачут весело и живо.

Видеть это просто диво.

13. Просмотр  советского  мультфильма "Умка"

Существительные:

белый медведь, песец, полярная сова, полярный   волк,   пингвин,  северный   олень,  морж,   тюлень,

Северный полюс, Южный полюс, бивни, ласты.

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться,

нападать, подкрадываться.

Прилагательные:  пятнистый,  медлительный, выносливый, огромный,  пушистый.

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин,

В чёрный он одетсюртук,

Крылья машут вместо рук.

Хоть на шее белый галстук,

На ногах надеты ласты.

Вы узнали господина,

Птицу важную — ... (пингвина)?

С. Васильева

Игра «Кто где?»

Цели:  формировать грамматический строй речи (понимание и употребление   предложно-падежных   конструкций);   развивать

слуховое   и   зрительное   внимание;   совершенствовать   операции звукового анализа и синтеза.

Ход игры.

1 вариант.  Воспитатель   расставляет   игрушки   (животные Севера) в разных местах (на столе, под столом, в коробке и т. д.) и задаёт детям вопрос: «Какая игрушка стоит на столе?» Дети отвечают:  «На столе стоит медведь».  Затем воспитатель уточняет,

какое   маленькое   слово-предлог   потребовалось   в   данном предложении.

2 вариант.  Воспитатель   предлагает   детям   отгадать,   где находится   игрушка,   в   названии   которой   известны   первый   и

последний звуки.  Дети называют игрушку и объясняют,   где она стоит.

Например:

Где находится игрушка, в названии которой первый звук — [п],

а последний — [н]. —Пингвин стоит под стулом.

Игра «Кто спрятался на картинке?»

Цели:  развивать   зрительное   внимание,   активизировать   и уточнить словарь по теме «Животные севера».

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   рассмотреть картинку и найти на ней животных севера.

Цели:  развивать   грамматический   строй   речи   (образование родительного   падежа   существительных   во   множественном

числе).

Ход   игры.  Игру   можно   проводить   с   мячом.   Воспитатель называет слово — название животного и кидает мяч ребёнку, он

соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Например:

Один тюлень — много тюленей, один морж — много моржей

При необходимости игру повторяют.

 Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматический строй речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением животных севера и просит назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

Игра «Кто лишний?»

Цель: развивать логическое мышление. Ход игры. Игра проводится с использованием картинок с изображением

животных севера и жарких стран.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход   игры.  Воспитатель   предлагает   детям   прослушать предложения,   сосчитать   количество   слов   и   начертить   схемы.

Напоминает,  что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с

большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.

Например: Лев — хищное животное.

Обезьяны очень ловкие. Слон поднимает грузы хоботом. Бегемот днём много спит. Жираф щиплет листочки.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

Смотрите, смотрите,

Снега и снега.

Четвёртые сутки

Бушует пурга.

Она сорвала свой

Простуженный голос,

Пока добиралась

На Северный полюс.

А вот и полярники,

Смелый народ, —

На льдине дрейфуют

Они круглый год.

И дорог им Север —

Большая страна,

Где белая даже

Сама тишина.

М. Садовский\

Игра «Один — много»

http://annewertheim.com/wp-content/uploads/2017/02/Arctic-Puzzle.Final_.1200.jpg

 

 Тема: «ЖивотныеСевера».

Существительные:

белый медведь, песец, полярная сова, полярный   волк, пингвин, северный   олень, морж, тюлень, Северный полюс, ласты.

Глаголы:

охотиться, прятаться, скрываться, жить, прыгать, лазать, бегать, убегать, догонять, пастись, опасаться, защищаться, нападать, подкрадываться.

Прилагательные:

 пятнистый, медлительный, выносливый, огромный, пушистый.

Родителям рекомендуется:

1. Рассмотреть вместе с ребёнком изображения животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, тюленя, снежного барса, северного оленя, а также полярной совы, пингвина.

2. Посетить с ребёнком зоопарк, Зоологический музей.

3. Игра «Подбери признак».

Морж (какой?) -…

Северный олень (какой?)-…

Песец (какой?)-…

4.Игра «Один- много».

Морж - моржи, тюлень-..., олень -..., чайка -..., морской котик - ..., полярный волк-...,.0

5. Игра «Чья, чей, чьи?»

У медведя уши  (чьи? какие?)  медвежьи,  хвост  (чей? какой?) медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... У песца лапы (чьи? какие?) ... У моржа

бивни (чьи? какие?) ... У оленя рога (чьи? какие?) ... У пингвина клюв (чей? какой?) ...

http://annewertheim.com/wp-content/uploads/2017/02/Arctic-Puzzle.Final_.1200.jpg

3. Составить описательный рассказ о любом животном (по выбору ребёнка) по плану.

Название.

Где живёт?

Внешний вид, размер, окраска и т.д.)

Повадки.

Чем питается?

Как добывает корм?

Враги.

Как защищается?

Детёныши.

В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Ответ: Тюлень

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь...

Ответ: Моржи

Кто рыбу ловит и резвится,

Воды холодной не боится?

И как иголки у ежа -

Усы колючие у...

Ответ: Моржа

Неуклюжий и большой,

Только в море он герой,

С клыками острыми, как нож,

Любитель рыбы - бурый...

Ответ: Морж

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же...

Ответ: Пингвин

Гуляет он не по саванне,

А в море-океане,

И львиной гривы вовсе нет,

И рыбу ловит на обед.

Угадай, кто он такой? -

Царь зверей! Но лев...

Ответ: Морской

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живет,

Есть усы, и хвост, и ротик,

Кто же это? - Морской...

Ответ: Котик

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые...

Ответ: Медведи

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый...

Ответ: Морж

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна...

Ответ: Тюлень

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Ответ: Олень

В развалку ходит не спеша,

Великий рыболов.

В воде летает, что стрела,

Преследуя мальков.

Прогулки любит среди льдин,

Одежда-фрак, зовут...

Ответ: Пингвинhttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10e7/000b0d66-2bb4f1b4/hello_html_m6e071c54.png

Тюлень

Тюлень лежит на льдине,

Как будто на перине.

Вставать он не торопится:

Жирок под шкурой копится.

Морж

Гордится морж усами

И острыми клыками.

Он в Арктике живёт,

Где снег вокруг и лёд.

Белый медведь

Белый мишка на рыбалку

Не спеша идёт, вразвалку.

Чует старый рыболов,

Что богатый ждёт улов.

Источник: https://www.stranamam.ru/post/4832139/

Он на севере живёт.

Снежный наст копытом бьёт,

Из-под снега корм добудет.

Снег поест - вот так он пьёт.

                   (Северный олень)

ПРО ЖИВОТНЫХ (олень)

автор: Надежда Шемякина  

Этот житель круглый год

Лишь на Севере живет.

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший, не сердитый.

Мох жует он целый день.

Это северный … (олень).

Source: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1435-detyam-zagadki-pro-zhivotnykh-severnyj-olen.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...