ОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Прощай, осень!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ОД по образовательной области "Речевое развитие" на тему "Прощай, осень!" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Прощай, осень»

Образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Вид деятельности детей: игровая, познавательная, коммуникативная

Цель: систематизировать и закреплять представления детей об осени и осенних явлениях природы.

Программное содержание: Закрепление знаний детей об осенних приметах, обучение составлению рассказа по картине; совершенствование грамматического строя речи; развитие умений образовывать прилагательные от существительных; развитие логического мышления, зрительного внимания, творческого воображения. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Материалы и оборудование: кроссворд, мольберт, мяч, картина «Поздняя осень» М. Г. Пишванова, букет из 5 осенних листьев с заданием

Планируемые результаты: дети знают осенние приметы, название и очередность осенних месяцев, умеют составлять рассказ по картине.

Ход занятия

Вводная часть Эмоциональный настрой

Логопед: Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение! А у вас?

Предлагаю взяться за руки и мимикой передадим друг другу радостное, хорошее настроение.

Основная часть

А сейчас я предлагаю вам поиграть в необычную игру: «Разгадывание кроссворда». Я буду загадывать вам загадки, и, если вы их правильно отгадаете, мы узнаем, какое слово спряталось в желтых клеточках, и о чем мы с вами сегодня будем говорить. Готовы?

1. Разгадывание «Кроссворд»

  • Что растет в огороде на грядках? (овощи)
  •  Дом для всех зверей? (лес)
  •  Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)
  •  Это что за потолок? То он низок, то высок, то он сер, то беловат, то чуть-чуть голубоват. (небо)
  • Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не иду, покуда он идёт. (Дождь)

Какое слово у нас получилось? (Осень)

Значит, сегодня мы с вами будем говорить об осени.

2. Беседа об осени

Логопед: на дворе последние осенние дни. Её величество Осень прощается с нами, уступая место зиме. Осенняя пора прошла, сначала порадовав нас разнообразием чудных красок, затем огорчив увяданием, слякотью, утомив ожиданием снега и первых заморозков. И вот осень позади. Вспомните, пожалуйста, что хорошего принесла она каждому из вас. (ответы детей)

Какой вам представляется её Величество Осень? Веселой? Грустной? Озорной? Ворчливой? Щедрой? Роскошной? Скромной? Нудной? (ответы детей).

Прощаясь, её Величество Осень прислала нам на память о себе букет из осенних листьев.

(На столе — букет из пяти осенних листьев, на обратной стороне которых записаны задания)

3. Игра «Скажи, какая» И первое задание игра «Скажи, какая». Я буду говорить вам, что бывает осенью, а вы – какая от этого становится осень. Например, часто идут дожди – значит осень – дождливая;

Часто бывает пасмурно – пасмурная, хмурая;

Много грибов – грибная;

Все листья на деревьях желтые и красные – золотая;

Большой урожай фруктов и овощей – урожайная;

Только-только начали кое-где появляться желтые листочки – ранняя;

Деревья стоят голые, часто идет дождь со снегом – поздняя;

По утрам на земле и деревьях иней, а иногда снег – серебряная.

А сейчас я предлагаю вам поиграть с мячом.

Мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Я кидаю кому-то из вас мяч и задаю вопрос, а вы ловите мяч и отвечаете.

Листья осенью (что делают) — Листья осенью желтеют, опадают и т. д.

Дождь осенью — Дождь осенью моросит, идет и т. д.

Урожай осенью — Урожай осенью убирают.

Птицы осенью — Птицы осенью улетают.

Деревья осенью — Деревья осенью роняют листья.

Звери осенью — Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки

— За осенью идёт… (Зима)

— А после зимы… (Весна)

— После весны идёт… (Лето)

— А за летом наступает (Осень)

— Какие осенние месяцы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

— Назовите 2-ой осенний месяц (Октябрь)

— Назовите 3-ий осенний месяц (Ноябрь)

— Назовите первый осенний месяц (Сентябрь)

— Между сентябрем и ноябрем, какой осенний месяц? (Октябрь)

4. Дидактическая игра "Четвёртый лишний" (второе задание)

Логопед: будьте внимательны, слушайте и найдите лишние слово. Объясните.

Грибы, урожай, листопад, подснежник.

Зонт, сапоги, шорты, куртка.

Туман, слякоть, пурга, листопад.

Желтый, красный, золотой, синий.

Дождь, жара, лужи, ненастье.

Сентябрь, ноябрь, октябрь, март.

Ласточка, воробей, голубь, синица.

Зима, весна, утро, осень.

Среда, пятница, ночь, суббота.

Клубника, огурец, морковь, тыква.

Сыроежка, боровик, груздь, тюльпан.

5. Физминутка «Дождик»

К нам на длинной тонкой ножке Прыжки на одной ноге по кругу.

Скачет дождик по дорожке. Прыжки на другой ноге.

В лужице — смотри, смотри! Показывают руками на воображаемые пузыри.

— Он пускает пузыри.

Он пришёл, наполнил кадки, (Ходьба на месте, прихлопываем руками по плечам)

С шумом окна промывал, (Движение руками --- моем окна)

На крыльце потанцевал, (Пританцовывают)

Побродил по крыше вволю. (Ходьба на месте)

И ушёл по лужам в поле.

6. Задание «Составь рассказ по картине». (Третий листик)

Логопед: ребята, рассмотрите картину «Поздняя осень» и составьте рассказ по ней. Опишите природу, изображенную на ней. Расскажите, какое настроение вызывает картина. (коллективное составление рассказа)

-На картине –поздняя осень. Небо затянуто тучами. Моросит холодный дождь. Листья с деревьев уже облетели. Лес стоит голый. Трава засохла. Вода в реке темная. В такой день бывает очень грустно.

Логопед: Расскажите о детях, которых вы видите на картине.

-Дети пришли в лес. Они хотят повесить кормушки для птиц на зиму. Мальчик в красном комбинезоне поставил кормушку на пенек. Мальчик в голубом комбинезоне держит кормушку в руке и предлагает повесить ее на дерево. Одна девочка набрала букет из последних листьев, а другая с грустью смотрит на хмурое небо.

Логопед: Каких птиц вы видите на картине?

-Над детьми летают синички. Наверное, они хотят попробовать угощение в кормушках.

Логопед: кто желает рассказать по картине. Напоминаю, что рассказ состоит из трех частей. Слушаем трех детей. Затем, по желанию, рассказывает один ребенок.

Логопед: молодцы, у всех рассказы получились содержательные.

7. Загадки. Четвертый листочек поможет нам вспомнить еще об одной примете осени – сборе урожая.

Задание: «Догадайтесь, о каком овоще или фрукте идет речь»

  • Без нее не сваришь борщ (свекла);
  • Чиполлино – лучший представитель этого семейства (лук);
  • Оранжевое лакомство не только для зайцев, но и для ребят (морковь);
  • Верное средство от простуды, убивающее микробов (чеснок);
  • В сказках этот фрукт катится по серебряному блюдечку, выполняя роль телевизора. (яблоко);
  • Овощ, который от первых заморозков становится хрустящим (капуста);
  • Из этого овоща получилась карета для Золушки (тыква);
  • Этот овощ одинаково вкусен и желтым, и красным, и зеленым. Он родом из Болгарии (Болгарский перец);
  • В одной сказке она выросла большая – пребольшая (репа);
  • Из этого овоща делают и оладьи, и икру, и варенье и даже компот (кабачок);

8. Игра «Да или нет» (пятый листик)

Логопед:— Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать — куртки, шапки надевать?

Заключительная часть. Итог

Логопед: ну, что, все задание мы выполнили. Ребята, о чём мы сегодня говорили? В какие игры играли? По какой картине составляли рассказ? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Осень. Приметы осени»

Конспект с мнемотаблицей для составления описательного рассказа....

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."

Конспект непрерывной образовательной деятельности. Развитие речи. "Осень наступила..."...

Методическая разработка: конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи «Осень, осень, листопад»

- составлять коллективный рассказ об осени по картинному плану;- развивать все виды моторики: общую, мелкую, артикуляционную;- развивать общие речевые навыки: голоса, дыхания,...

Конспект НОД "Золотая осень" Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, физическое развитие ( образовательная технология развивающего обучения) .

Аннотация  к НОД по познавательно – продуктивной деятельности в  подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень»Одной из и задач ФГОС  является  Художеств...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Королева Осень»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Познавательное развитие»,«Речевое развитие»«Королева Осень»...