Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Королева Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру

Бутусова Светлана Павловна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»

«Королева Осень»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_defektolog.odt28.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №200»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область

«Познавательное развитие», 

«Речевое развитие»

«Королева Осень» 

Коррекционная группа №4.

(I, II этапы обучения)

                                                 

                          

                                                       

Подготовил:                                                                

Бутусова Светлана Павловна,

учитель-дефектолог.

Рыбина Наталья Владимировна,

учитель-логопед.

Оренбург, 2015

Коррекционно-образовательные цели: Закрепление и обобщение знаний детей о осени, признаках осени. Активизация словаря по данной теме. Закрепление умения детей отвечать полными предложениями на вопросы.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие диалогической речи, зрительного восприятия, произвольного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Развитие творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ картинок с предметами.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, физкультурная пауза, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: конверт с письмом, посылка; картинки: солнца, тучи, стаи птиц, овощей, фруктов, грибов, корзинки; СD с музыкой; магнитная доска; картинки: осенняя природа, сбор урожая; набор игры «Одень Аню на прогулку»; корзинка; шарики.

Предварительная работа: разучивание физминутки, беседы о осени.

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Ожидаемые результаты

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

- расширение и активизация словарного запаса.

    Критерии оценки деятельности детей в НОД

Ребенок задает вопросы.

Активно участвует в продуктивной деятельности.

Проявляет самостоятельность.

Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.

Сопереживает.

Эмоционально реагирует.

Соподчиняет мотивы.

Проявляет волевое усилие.

Аргументирует самооценку.

План НОД

Части НОД

Содержание

Время

1. Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

3 мин.

2. Основная часть

Игры и упражнения.

19 мин.

3. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

3 мин.

Длительность НОД 25 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

 1.Вводная часть

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Чтение стихотворения «Осень».

Чтение письма. Рассматривание посылки.  

 

Приветствие

Учитель-логопед:

ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся.

Учитель-дефектолог:

гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.

Чтение стихотворения

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

Как зовут меня, друзья?

Отгадайте, кто же я?

Я – такое время года,

Расцветает вся природа,

«Что за время года?» — спросим…

И ответим: «Это « »

Дети: осень.

Письмо и посылка

Стук в дверь. Входит почтальон с посылкой и письмом.

Почтальон: Здравствуйте! Вот вы где! Я вас ищу по всему детскому саду. Вам пришла посылка с письмом. Получите, распишитесь.

Учитель-дефектолог:

спасибо большое за доставку! Расписывается забирает письмо и посылку.

Учитель-логопед:

от кого же это письмо? И такая большая посылка. Берет письмо о начинает читать.

«Дорогие дети! Посмотрите вокруг, сейчас я настоящая королева! А кто про меня много знает, да расскажет обо мне, да загадки мои отгадает, того я и награжу по-королевски. А поможет вам в этом моя посылка. Королева Осень».

Учитель-логопед:

нам прислала посылку сама Королева Осень. И она обещала нас наградить, если мы расскажем все, что мы о ней знаем. А чтобы нам было интересней, она прислала посылку с подсказками.

 Учитель-логопед: а вы хотите посмотреть, что в этой посылке?

Дети: да.

 3 мин.

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 2.Основная часть.

 Игры и упражнения.

 Аппликация.

Подвижная игра «Солнце, дождик».

Беседа на тему «Одежда людей осенью». Дидактическая игра «Собери Аню на осеннюю прогулку». Пальчиковая гимнастика «Птички». Дыхательная гимнастика «Листопад». Динамическая пауза. Беседа на тему «Сбор урожая». Артикуляционная гимнастика «Как Язычок варил грибной суп». Дидактическая игра «Наложенные картинки».

Учитель-логопед:

Открывают посылку и достают первую подсказку (солнышко и тучка).

Беседа на тему «Погода осенью».

 Учитель-логопед: ребята, что это такое?

Дети: солнышко и тучка.

Учитель-логопед: какая погода бывает осенью?

(Ответы детей)

Учитель-логопед: правильно,

солнышко хоть и светит, но мало греет. На улице стало холодно, часто идут дожди.

Чтобы не забыть приметы осени мы будем все подсказки приклеивать на этот листок.

Аппликация

Звучит музыка №1.

Подвижная игра «Солнце, дождик»

Звучит музыка №2.

Учитель-дефектолог:

вот солнышко ясное сияет, и все ребятки гуляют.

Учитель-дефектолог:

а вот солнышко спряталось за тучкой, пошел дождь. Бегите все ко мне под зонтик.

Открывают посылку и достают следующую подсказку (кукла Аня и одежда).

Беседа на тему «Одежда людей осенью».

Учитель-дефектолог:

осень прислала свою куклу Аню и её одежду и просит помочь одеть куколку на осеннюю прогулку.

Как одеваются осенью люди?

Дети: тепло.

Учитель-дефектолог:

люди надели более теплую одежду.

Колготки, кофточки, теплые штанишки и курточки, шапку на голову, шарфик и перчатки.

Дидактическая игра «Собери Аню на осеннюю прогулку».

Учитель-дефектолог:

молодцы, вы знаете как нужно одеваться осенью. Теперь оденьте Аню по схеме.

(поместить схему на мольберт)

Аппликация

Звучит музыка №3.

Открывают посылку и достают следующую подсказку (Клин птиц).

Беседа на тему «Перелетные птицы».

Учитель-дефектолог: Что осенью происходит с птицами?

Дети: птицы осенью улетают в тёплые края.

Учитель-дефектолог: правильно, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

А вы знаете почему?

 Дети: стало холодно и им не хватает еды.

Аппликация

Звучит крик птиц. Музыка №4

Учитель-дефектолог: покажем, как летят птички. 

Звучит гимнастика Яртова. Музыка №5

Пальчиковая гимнастика «Птички».

Открывают посылку и достают следующую подсказку (листочки).

Беседа на тему «Листопад».

Учитель-логопед:

 посмотрите, в коробке лежат осенние листочки. Какого они цвета?

Дети: желтые, красные, коричневые.

Правильно, осенью листочки становятся разноцветными, а ещё часто дует ветер и сдувает листочки. Слышите?  

Звучит шум ветра. Музыка №6

Дыхательная гимнастика «Листопад».

К нам сегодня на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
и листочки  шевельнул.
Ветер дует, задувает,

С веточек листы сдувает.

Листья по ветру кружатся

И под ноги нам ложатся.

Учитель-логопед: ребята, явление, когда листочки осенью опадают с деревьев называется «Листопад». Давайте повторим все вместе это слово.

Дети: листопад.

Ну а мы гулять пойдём

И листочки соберём.

Динамическая пауза

Учитель-дефектолог:

Один, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья клена,
Листики дуба мы соберем.

Аппликация

Звучит музыка №7

Открывают посылку и достают следующую подсказку (достаёт картинку «Сбор урожая»).

Беседа на тему «Сбор урожая»

Учитель-логопед:

посмотрите, какую картинку положила Осень в посылку.

- Что здесь люди делают? (ответы детей)

Учитель-логопед:

правильно, осенью люди собирают урожай.

Сегодня и мы с вами будем собирать урожай! Овощи, фрукты и грибы.

- Где растут овощи?

Дети: овощи растут в огороде, на грядках.

- А где растут фрукты?

Дети: фрукты растут в саду, на деревьях.

- Где растут грибы?

 Дети: в лесу.

Учитель-логопед:

а во что же люди собирают урожай?  (дети отвечают).

Вот, и нам нужно найти корзинки!

Игра «Найди корзинку».

Поищем корзинки? Если будете внимательно смотреть, тогда обязательно их найдёте.

Аппликация.

Звучит музыка №8

Открывают посылку и достают следующую подсказку (достают овощи, фрукты).

Дидактическая игра «Урожай».

Учитель-дефектолог: Теперь у нас есть корзинки, и мы можем смело собрать урожай. В посылке лежат овощи и фрукты. Но не всё так просто. Они перепутались. Нужно овощи и фрукты разобрать. Овощи в одну корзинку, фрукты в другую.

Аппликация.

Учитель-логопед:

- Ребята, Вы хорошо потрудились, самое время отдохнуть. Садитесь на стульчики и послушайте сказку.

Артикуляционная гимнастика «Как Язычок варил грибной суп».

Учитель-логопед:

Язычок проснулся рано. Он встал с постельки и начал потягиваться сначала вверх. А потом вниз (упражнение «Качели»). Размял бока (упражнение «Часики»). Потом почистил зубки: сначала верхние, а потом нижние (упражнение «Почистим зубки»). Позавтракал.  Надел тёплую курточку, шапку, повязал шарфик. Взял с собой зонтик и корзинку. Сел на лошадку и поехал в лес (упражнение «Лошадка»). В лесу он нашёл много разных грибов. Вот таких (упражнение «Грибок»). Вскоре набежали тучки и пошёл дождик. Язычок раскрыл зонтик, сел на лошадку и поехал домой (упражнение «Лошадка»). Дома он сварил грибной суп и за обедом съел целую тарелку (упражнение «Окошко»). Потом вымыл рот (упражнение «Варенье»). Лёг на кроватку и заснул крепким сном. Вот как устал язычок.

- Молодцы.

Как называется сказка, которую я вам прочитала?

- Что надел Язычок для прогулки в лес?

- На чём поехал Язычок в лес?

- Что Язычок собирал в лесу?

-А вы хотите собрать грибы? Дидактическая игра «Наложенные картинки».

Учитель-дефектолог:

в лесу грибочки найти не просто, они прячутся. Вот и у нас на картинке они спрятались. Найдите на картинке грибок, а на столе такой же грибочек.

Аппликация.

Звучит музыка №8

 19 мин.

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

 3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

Учитель-логопед:

- Ребята, какая красивая получилась картина!  

        Осенью цветут цветы? (Нет)

Осенью растут грибы? (Да)

Тучки солнце закрывают? (Да)

Ну а птицы гнезда вьют? (Нет)

А букашки прилетают? (Нет)

Урожай все собирают? (Да)

Птичьи стаи улетают? (Да)

Часто-часто льют дожди? (Да)

Достаем ли сапоги? (Да)

Солнце светит очень жарко? (Нет)

Можно детям загорать? (Нет)

Ну а что же надо делать –

Куртки, шапки надевать? (Да)

В зал под музыку входит Осень. Музыка №9

 Осень:

Здравствуйте!

 Молодцы, ребята!

Вы славно трудились:

Листочки осенние все собирали, играли.

Приметы народные

Нам рассказали.

Довольны остались

И гости, и дети.

Примите в подарок

Вы шарики эти!

(Раздаёт детям шарики)

Милая осень щедра и красива
Скажем мы осени дружно…
Дети: спасибо!

Учитель-дефектолог:

А мы хотим подарить тебе картину, где ребята показали всё, что знают о тебе.

(дарят картину)

Осень: Спасибо
А меня уж ждут дела
До свидания, детвора.

 3 мин.

социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Длительность НОД 25 мин.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с педагогом,уч...

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие» раздел чтение художественной литературы в режимных моментах первая младшая группа на 2020 – 2021 учебный год

Тематическое планированиенепосредственно образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие/Речевое развитие»раздел чтение художественной литературыв режимных мо...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Тема: «Путешествие с колобком».

Создать условия для  активизации  речи детей,  обогащения и систематизирования  словарного запаса по теме «Домашние и дикие животные».Формировать умение вести диалог с ...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие» на тему: «Фрукты» Возрастная группа: дети 3-4 лет

Конспекторганизованной образовательной деятельности Образовательные области: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие»...