«Развивающие игры В. Воскобовича для детей с нарушением речи».
статья по логопедии (подготовительная группа)

ЗЮБАНОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

.  Проблема нарушения речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. К семи годам дети должны уже полностью овладеть звуковой стороной речи, иметь довольно объёмный словарный запас, уметь грамматически и фонетически правильно строить предложения. Однако, не у всех в процессе овладения речью, это происходит одинаково. Есть множество методик, которые позволяют корректировать нарушения речи, одна из современных и эффективных: «Развивающие игры Вячеслава Воскобовича».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zyubanova_i.n._leonidova_n.v._statya.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 37

«Развивающие игры В. Воскобовича для детей с нарушением речи».

Леонидова Н.В., воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47г. Россия, 308023 Белгород, ул. Железнякова 17А

Зюбанова И.Н., учитель-логопед  группы компенсирующей направленности МБДОУ детский сад комбинированного вида № 47г. Россия, 308023 Белгород, ул. Железнякова 17А

 Аннотация.  Проблема нарушения речи у детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна. К семи годам дети должны уже полностью овладеть звуковой стороной речи, иметь довольно объёмный словарный запас, уметь грамматически и фонетически правильно строить предложения. Однако, не у всех в процессе овладения речью, это происходит одинаково. Есть множество методик, которые позволяют корректировать нарушения речи, одна из современных и эффективных: «Развивающие игры Вячеслава Воскобовича».

Ключевые слова: речевые нарушения, сенсорика, раннее развитие, многофункциональные игры, обучение, методика.

Чтобы максимально скорректировать речь дошкольника, нужен особый подход со стороны всего педагогического коллектива к анализу и коррекции нарушения звукопроизношения у детей. Вячеслав Вадимович Воскобович - признан одним из первых авторов многофункциональных развивающих игр для детей, которые в игровой форме формируют творческих потенциал ребенка, развивают его активную и пассивную речь, сенсорику и когнитивные процессы. Дети, которые занимаются по данной методике, начинают рано читать, улучшается устная речь и закладываются предпосылки по устранению нарушений чтения и письма для дальнейшего обучения в образовательном учреждении. Благодаря этой методике, дети учатся быстро выполнять различные математические операции, логически мыслить справляться с творческими заданиями.

         Автор методики В. Воскобович, по специальности инженер-физик, на протяжении многих лет не имел отношения к педагогике и психологии. Первые игры он создал для своих собственных детей, в начале 90-х годов, когда было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления.  Первые игры назвались - «Игровой квадрат», «Геоконт» и «Цветовые часы». Они являлись универсальными творческими пособиями, которые можно было использовать многократно. В дальнейшем, была составлена единая обучающая методика В. Воскобовича, которая направлена на всестороннее развитие ребенка.

        Автор методики уверен, что обучение должно быть веселым и непринужденным, в связи с этим, один из принципов методики – интересные сказки. Ребёнок учится – играя. Каждую развивающую игру В. Воскобовича сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребенку быстрее запомнить цифры, формы или буквы. В сюжете сказки малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения.

Развивающие игры автора достаточно многофункциональны, многообразны, в игровой форме можно обучаться счету или чтению, развивать когнитивные процессы. Таким образом, ценность игры заключается в ее способности всестороннее развивать и обучать малыша. Очень важно развивать у дошкольника творческие навыки. Игры и сказки помогают развивать воображение, фантазию и творческий потенциал у детей. Развивающие игры являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач.

    Игры В. Воскобовича учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных ими задач. Большинство развивающих игр сопровождаются специальными методическими пособиями, которые помогают ребенку в игровой форме освоить не только азы чтения или математики, но и учат малыша общению и взаимопониманию.

    Дети с нарушениями речи, как правило, страдают снижение внимания в середине занятия. Но, что очень важно, выполняя различные задания по методике Воскобовича, внимание концентрируется на протяжении всего занятия, что подтверждает эффективность методики Вячеслава Воскобовича. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.

Игры Вячеслава Воскобовича имеют различную направленность:

  • развивают у ребенка логическое мышление и воображение
  • - формируют математические навыки
  • - обучают чтению
  • - направлены на конструирование и моделирование
  • - развитие навыков исследовательской деятельности и творческого потенциала.

Игра-конструктор «Геоконт» Представлена в виде фанерной дощечки с гвоздиками, которые расположены на ней в определённой последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различного уровня сложности. Дети не просто выполняют задания, а путешествуют с малышом Гео, помогают ему с помощью конструирования разноцветных геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Цель: автоматизация поставленных звуков; улучшение внятности речи; развитие мелкой моторики рук, которая позволяет активизировать артикуляционную моторику; развитие психических процессов; коррекция нарушений сенсорного восприятия.

«Квадрат Воскобовича» Данную игру называют еще «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, зеленый и синий. Для детей младшего возраста предлагаются двухцветный квадрат, для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик ворону и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Цель: развить абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, творческий потенциал, усидчивость и познавательные процессы; побуждает ребёнка к активной речи, развивает связную речь.

Игра-шнуровка «Ромашка». Красивая ромашка поможет малышам составлять новые слова и читать их. Из ключевого слова можно составить 200 слов. Для детей 2-3 лет игра «Ромашка» используется в качестве шнуровки, для развития мелкой моторики кисти рук. Цель: коррекция когнитивных нарушений; навыки чтения, обогащает словарный запас и формирует умение творчески мыслить.

«Складушки» Красочное игровое пособие знакомит малышей с гласными и согласными буквами, помогает освоить принцип сложения слогов. Ребенок на страницах игры «Складушки» встретит множество сказочных персонажей, с которыми можно разучивать стихи и петь песенки. К игре прилагается так же диск с песенками, который можно периодически слушать с малышом. Следует отметить, что в процессе занятия с ребенком задействованы различные анализаторы: тактильный, зрительный и слуховой. В результате таких занятий у детей: улучшается память, развивается усидчивость и внимательность.

Кораблик «Плюх-Плюх». Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На мачте корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. Играя корабликом «Плюх-Плюх», ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений. Кораблик «Плюх-Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами, формирует математические навыки, прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет, развивать навыки звукового анализа и синтеза слов.

  Коврограф «Ларчик» Ларчик – универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях.  Предназначен для детей 3 – 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями. Благодаря увлекательным сказкам у детей развивается фантазия, воображение, владение речью, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащается словарный запас, развитие интонационной культуры, фонематического слуха, развитие интонационной культуры, фонематического слуха и развитие речевого творчества. Благодаря мелким красочным деталям, развивается мелкая моторика и идет подготовка руки к письму.

     Таким образом, у детей с различными формами речевых нарушений, используя методику Вячеслава Воскобовича, отмечается улучшение звукопроизношения, коррекция нарушений устной речи, фонематического синтеза и анализа, улучшаются развивающие процессы в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Литература

1. Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»: методическое пособие /В. В. Воскобович , Н.А.Мёдова, Е. Д. Файзуллаева и др.; под ред. Л.С.Вакуленко , О. М. Вотиновой. - Санкт-Петербург: ОО «Развивающие игры Воскобовича», КАРО , 2017.-352с.:ил.

2. Лалаева Р.И.,Серебрякова Лалаева Р.И.,Серебрякова .Н.В. Фармирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с песком для детей с нарушениями речи.

Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в опред...

Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет

Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для  детей 4- 6 лет....

Оформление речевой развивающей зоны в группе для детей с нарушением речи

Представлено оформление логопедического уголка в группе и зоны индивидуальной работы в кабинете логопеда, а также оформления сенсомоторной стены м уголка мелкой моторики....

Развивающая игра "Фонарики" Воскобовича для детей 3-5 лет.

Пособие представляет собой: доска-рамка и комплект форм с вкладышами из 10 деталей разного размера : круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной и овальной формы зеленого и красного цвета....

Развивающие игры при обучении грамоте детей с нарушениями речи

Представлены игры и пособия, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми с нарушениями речи...