Прислушайтесь к своему ребенку. Нормы речевого развития
методическая разработка по логопедии

Иванова Ольга Евгеньевна

Речь в своем развитии проходит определенные этапы:эксперривно-мимический, предметно-действенный,речевой.Родители должны знать и понимать ,на каком этапе развития речи находится из ребенок, развивается ли его речь в соответствии с принятыми нормами речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prislushaytes_k_rebenku.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

Периодизация развития речи

Речь в своем развитии проходит определен-
ные этапы: экспрессивно-мимический, пред-
метно-действенный и речевой.

К концу первого месяца отчетливо проявля-
ются эксперссивно-мимические средства об-
щения. По характеру плача младенца можно
понять некоторые его желания. С
 двух месяцев
общение устанавливается с помощью взгляда
и первых мимических движений, затем ребе-
нок начинает улыбаться и взмахивать руками.
Крик становится все более интонированным,
выразительным.

В 3—4 месяца начинает формироваться из-
бирательное внимание к речи окружающих.
Ребенок начинает узнавать голос матери (или
близкого человека). Появляются первые ак-
тивные попытки повторить отдельные эле-
менты речи взрослых. Постепенно становятся
не только разнообразными интонации, но и
усложняются сами звуки, появляется
 гуление.
К концу 4-го месяца младенец воспроизводит
такое многообразие звуков, которое не встре-
чается ни в одном языке. В этот период разви-
тия у ребенка складывается
 коммуникативная
потребность:
 интерес к взрослому, эмоцио-
нальное отношение к нему. Ситуативно-лич-
ностная форма общения оказывает влияние на
дальнейшее развитие ребенка.
4hxt044azmzkw41y2

Основания для беспокойства: не реагиру-
ет на звуки, не поворачивает голову в сторо-
ну взрослого, недостаточная интонационная
выразительность, немодулированность крика,
нет подготовительного кряхтенья перед кри-
ком, однообразное гуление, отсутствие смеха,
не формируется избирательное внимание к
речи окружающих.

7—10 месяцев. Вторая половина младен-
чества — это изменение отношения ребенка к

окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Ребенок теперь не толькообщается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы.
В процессе совместной деятельности взрослого
и ребенка начинают формироваться предмет-
но-действенные средства общения

В лепете
ребенка 6—7 месяцев уже проявляются первые
специфические интонационные черты окру-
жающего его языка. Появляются ритмичные
повторения слогов:
 эй-йа, ба-ба, дя-дя, а-тятъ
и т.д. Так закладывается и формируется имита-
ционное
 подражание звучащей речи: тон, ритм,
темп, мелодика, интонация. С развитием сло-
весной речи эти компоненты будут подчинять-
ся слову, фразе. Развиваются способности не
просто слышать звуки, но воспринимать зву-
чащую речь. На 7—8-м месяце ребенок пони-
мает многие слова, узнает названия некоторых
предметов, которые ему показывают.
4hxt044azmzkw41y2

Основания для беспокойства: отсутствие
или рудиментарность лепета (нет отраженно-
го лепета), невыполнение простых словесных
команд, отсутствие подражательных игровых
действий.
4hxt044azmzkw41y2

10—12 месяцев. К концу первого года жизни
ребенок в эмоционально значимой ситуации
начинает выражать свои желания, намерения
речевыми средствами, например:
 на, дай, там,
мама, папа, баба, бах, ав-ав, би-би
 и т.д. При-
чем одинаковыми по звучанию словами ребе-
нок обозначает различные понятия — «дай» —
возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.

Основания для беспокойства: не реагирует
на свое имя, отсутствие лепетных слов.

После года развитие речи идет стремитель-
но. Ребенок произносит все больше и больше
осмысленных звукосочетаний, слов, состоя-
щих из одного-двух слогов. Значение слов все
еще варьирует в зависимости от ситуации и
переживаемых ребенком эмоций. Язык мими-
ки и жестов начинает постепенно угасать. Го-
довалые дети понимают значение многих слов,
к полутора годам могут показать некоторые
части тела, выполняют простые инструкции,
понимают содержание несложных рассказов
по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в са-
мостоятельной речи ребенка около 20 слов, в
2 года — 50 слов. Между полутора и двумя го-
дами появляются предложения, состоящие из
двух-трех слов. Характерно, что большинство
фраз произносится в утвердительной форме.

4hxt044azmzkw41y2

        Прислушайтесь к своему ребенку. Нормы речевого развития.

На третьем году жизни дети рассматривают
в книжках картинки, слушают истории (5—10
минут). У них увеличивается не только запас
общеупотребительных слов, но и появляется
стремление к словотворчеству — изобретаются
новые слова. К трем годам возникает потреб-
ность в самостоятельности, стремление дейс-
твовать независимо от взрослых, развивается
самооценка. Это находит отражение в речевом
поведении, в выборе лексических и эмоцио-
нально-выразительных средств. Ребенок начи-
нает говорить о себе в первом лице. К этому
времени активный словарь ребенка включа-
ет до 1500 слов. Вместо простой двухсложной
фразы он начинает использовать развернутые
предложения. С овладением фразовой речью
совершенствуется усвоение грамматической
системы языка. К трем годам ребенок исполь-
зует в речи все части речи и строит полные
грамматически оформленные предложения.
Появляются характерные признаки речевого
обобщения.
4nl0h4ezn4tluc4124nl0h4ezn4tluc412

Основания для беспокойства: стойкое и дли-
тельное по времени отсутствие речевого под-
ражания новым для ребенка словам. При этом
ребенок большей частью вместо целого слова
воспроизводит его часть или искажает, исполь-
зуя аморфные слова. Например, вместо «девоч-
ка» —
 дека, «купи» — пику, «хлеб» — пэха. Из
накопленных слов ребенок не строит предло-
жения. В его речи еще нет глаголов. Грамма-
тическое оформление предложений грубо ис-
кажено, например, вместо «Я не хочу»
 — Аня
хочет нет.
 Во время речи кончик языка высо-
вывается между зубами. Звуки произносятся с
«хлюпаньем», имеют носовой оттенок.
4nl0h4ezn4tluc412

В 4 года фразы, произнесенные ребенком,
включают уже предложения, состоящие из 5—
6 слов. В этом же возрасте он начинает сопровож-
дать свою игру речью. Словарный запас достигает
к 4 годам 2000 слов. К
 5 годам ребенок полно-

стью усваивает обиходный словарь. Его лекси-
ка обогащается синонимами, антонимами и т.д.

В 4,5—5 лет заканчивается формирование
фонетической системы родного языка,
 что в

значительной мере готовит к овладению пись-
менной речью.
 К концу 5-го года высказыва-
ния ребенка начинают напоминать по форме
короткий рассказ.
 К 6 годам происходит ов-
ладение значением производных слов и в сло-
вообразовательной деятельности, снижается
интенсивность словотворчества, формируются
операции самоконтроля и критического отно-
шения к своей речи.

Основания для беспокойства: ограничен
бытовой словарь, не может или затрудняется
сгруппировать и назвать предметы, действия,
качества по обобщающему признаку одним
словом, типа
 овощи, фрукты, деревья и т.д.; за-
трудняется заменить слово синонимом, типа
собака — пес, пачкать — грязнить, смотреть —
глядеть;
 подобрать к слову антоним, типа са-
хар — соль, холодный — горячий, улыбаться —
хмуриться)
 не активен в речевом общении и
т.д.; ребенок неправильно произносит звуки,
искажает слоговую структуру слов; не может
связно рассказать о происходящих событиях.

При формировании правильного произноше-
ния у детей
 родители должны учитывать зако-
номерность появления звуков родного языка.
При усвоении согласных звуков русского язы-
ка характерна следующая последовательность:
губные — П, Б, М; губно-зубные — Ф, В;
язычно-зубные — Т, Д, Н, С, 3. Звуки Ш, Ж,
Ч, Щ, Л, Р, как правило, дети начинают произ-
носить позже. При этом далеко не всегда лег-
че вначале преодолеть дефекты произношения
звуков, которые считаются простыми по арти-
куляции. Усвоение правильного произношения
одного звука из группы искажаемых облегчает
работу над другими звуками.

4nl0h4ezn4tluc412


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития ребенка с года до семи лет

В перзентации представлены нормы развития речи ребенка с года ло семи лет....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Многие мамы мучаются вопросом - все ли в порядке? Нормально ли развивается речь ребенка?Цель представленной таблицы  – очертить границы нормы развития речи ребенка, так вы будете знать, чег...

Норма речевого развития ребенка от 1 года до 7 лет.

Краткое сообщение о речевом развии дошкольников....

Нормы речевого развития ребенка дошкольного возраста

Нормы речевого развития дошкольника...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...

Прислушайтесь к своему ребенку

Беседа для родителей о внимании к своему ребенку...