Артикуляционные сказки
статья по логопедии (старшая группа)

Васепова Надежда Викторовна

Сказки можно использовать в работе с детьми ОНР5-6 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnye_skazki_.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционные сказки

Для четкой артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многих мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

На занятиях я использую как отдельные упражнения, так и комплексы упражнений («Сказки о Весёлом Язычке»). Иногда придумываю свои артикуляционные сказки, чтобы разнообразить имеющийся материал.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ СКАЗКА «МЫШОНОК И ТИГРЕНОК»

        Жил-был маленький Мышонок. Утром он всегда умывался и чистил зубы (упражнение «Почистим зубы» - рот закрыт. Круговым движением языка провести по зубам).

        Однажды Мышонок пошёл в лес погулять. Увидел под большим деревом грибок (упражнение «Грибок» - рот открыт, язык присосать к нёбу). Сорвал его и пошёл дальше. Видит – озеро, а вдалеке – лодка с парусом (упражнение «Парус» - рот широко открыть, широкий кончик языка поставить за верхние зубы на альвеолы, спинку языка немного прогнуть вперёд, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам). На берегу озера сидел Тигрёнок (упражнение «Тигрёнок» - кончик языка упирается в альвеолы и в динамике произносится звук Р).

        «Почему ты такой грустный?» - спросил Мышонок.  «Мне не с кем играть, а я так хочу покататься с горки (упражнение «Горка» - рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх) и покачаться на качелях!»  (упражнение «Качели» - рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам).

Тигрёнок и Мышонок так весело играли, что не заметили, как наступил вечер.

        «Мне пора домой», - сказал Мышонок, посмотрев на часы. (упражнение «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта под счёт педагога). «Встретимся завтра!», - ответил Тигрёнок. И они разошлись в разные стороны.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),
С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).
УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)
ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух),
И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание обеих щёк с
последующим выпусканием воздуха через губы).
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ
БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за нижние губы
и двигаем язык вперёд-назад).
БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:
НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА (узкий язык двигается влево-вправо).
ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА (кончик языка описывает круг за губами),
ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то в другую
щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы),
ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.
ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под верхнюю губу),
ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),
ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).
ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки),
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,
ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная сказка в картинках "Винни - пух и его друзья".

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р  и Рь  в форме   сказки с картинками....

Артикуляционная сказка "Девочка Маша"

Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ, в форме сказки с картинками....

Артикуляционные сказки по теме "Домашние животные"

Подобран материал для проведения артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста пред­ставленный в виде занимательных сказок о Язычке, вызывающих у  дошкольников интерес к орга­нам...

Артикуляционная сказка Винни-Пух

Артикуляционная сказка Винни-Пух, выполняется с подгруппой детей , глядя в зеркало, контролируя артикуляцию....

Артикуляционные сказки

Сюжетно составленная линия с подобранным комплексов упражнений...

Артикуляционные сказки

В данной работе предосталены сказки для проведения артикуляционной гимнастики....

"Артикуляционные сказки"

подборка комплексов артикуляционной гимнастики...