Игры и упражнения для автоматизации звука Л.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_avtomatizatsii_zvuka.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для автоматизации звука [Л].

 Коррекция звукопроизношения у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного произнесения слов по картинкам, схемам, символам. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. 

 Овладение ребенком правильным произношением звука на логопедической образовательной деятельности – сложный процесс, занимающий от нескольких недель до нескольких месяцев. Автоматизация звука в речи требует усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания ребенка, а от учителя-логопеда и родителей – настойчивости, изобретательности в плане подачи речевого материала для поддержания устойчивого интереса малыша к выполняемой им работе.

 «Звуковые дорожки». 

 Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

 Ребенок перемещается указкой или «шагает» пальчиками по выложенной или нарисованной дорожке и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

 «Назови ласково» или «Большой — маленький».

 Ребёнок повторяет слово и образовывает его уменьшительно-ласкательную форму: Локоть - локоточек, лук – лучок, лавка – лавочка, лужа – лужица и т.д.

 «Назови и повтори».

 Логопед раскладывает перед ребенком по одной карточке со звуком Л и предлагает назвать их. Если ребенку трудно помогает ему, исправляя неправильное произнесение звуков.

 «Чего не стало?».

 Педагог раскладывает перед ребенком 5-8 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называет их правильно. Даёт установку, что картинки надо запомнить. Когда малыш закрывает глаза, логопед убираете одну карточку и спрашивает: «Чего не стало?» (не стало лавки, не стало полки и т. д). В этой игре можно меняться с ребенком местами, ведь ему тоже интересно быть в роли учителя.

 

 «Что изменилось?».

 Педагог раскладывает перед ребенком 5-8 карточек со звуком Л (в зависимости от возраста), называет их правильно, просит запомнить. Ребенок закрывает глаза, логопед меняет картинки местами. Затем просит найти изменения.

 «Один-много».

 Ребенку предлагается  назвать предмет, а потом назвать его со словом «много»  (например: стул – много стульев, белка — много белок, стол — много столов). 

 

 «Измени число». 

 Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе): Лоб – лбы, лось - лоси, ладонь – ладони и т.д.

 

«Посчитай от 1 до 5».

 Играя учим ребенка правильно согласовывать существительные с числительными в роде, числе.

 Взрослый просит ребёнка посчитай лужи (лукошки, лучи и т.д.) до пяти.

Ребенок: – Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

 «Кто что  делает?». 

 Игра для слов - глаголов. Спряжение глаголов в настоящем времени: Ломать, ловить, лазить, лаять.

 Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.

 Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.

  «Сделай как я». 

 Логопед выполняет действие (например: топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

 Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

 

 «Добавь слог». 

 Игра для детей, которые научились читать. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ), который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные логопедом конечные слоги и называть получившиеся слова.

 ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.

 ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.

 ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.

 ЛЫ – жи, -сый, -жник.

 

 «Замени звук». 

 Игра для детей старше 5 лет. Ребёнку предлагается заменить первый звук в слове на звук [Л] и назвать новое слово, которое получилось.

Мак – лак, сук – лук, ком – лом, нуга – луга, папа - лапа, Павка – лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.

 «Ходилки». 

 Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Логопед раскладывает на полу картинки (игрушки).

 Ребенок наступает рядом с картинкой (игрушкой) и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (например: живое или неживое, только продукты или одежду и т.п.), но произносить слова нужно четко.

 Ребенок, вставая около картинки, называет слово во фразе: “Я встал около лодки”, “Я встала около полки” и т.п.

 

 «Найди и назови».

 Логопед раскладывает картинки  три на три (четыре на четыре) и говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от ладони, под лопатой, между лосем и лавкой и т.п.)”. Ребёнок находит нужную картинку и называет её.

 «Угадай по описанию».

 Логопед раскладывает на столе картинки (игрушки) и предлагает ребёнку догадаться, какую картинку (игрушку) он загадал.  Например: деревянный, глубокий, с водой (колодец); съедобный, горький (лук); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло); рогатое дикое животное (лось)…

 «Вагончики». 

 Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

 «Какая картинка лишняя?».

 Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Например: плащ, платье, халат, калоши; половник, лупа, ложка, вилка; белка, волк, лось, лама; клоп, акула, лосось, плотва; колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; лопата, полка, пила, молоток; мармелад, мел, шоколад, пастила; лодка, полочка, стол, стул; салфетница, салатница, солонка, салат; футболка, пилотка, блузка, колготки.

 «Подарки». 

 Логопед подбирает картинки, которые начинаются на звук [Л] и где звук [Л] находится в середине слова.

 Лана и Влад рады подаркам. Лане нравятся предметы, которые начинаются на звук [Л], а Владу – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

 «Исправь ошибку Незнайки» или “Небылицы”.

 Логопед предлагает ребёнку внимательно послушать предложение и исправить его.

 Например: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем и т. д.

 Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков.

Конкурсная работа:

«Игры и упражнения для автоматизации звука [Л]».

 Всероссийского педагогического конкурса «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика»

номинация: «Коррекционная педагогика».

Учитель-логопед Шехова Ольга Николаевна

Саратовская область, г. Саратов

МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 159»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для автоматизации звука "Т"

система игр и упражнений по автоматизации звука "Т" в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Памятка для родителей "Игры и упражнения на автоматизацию звука Щ"

В памятке представлены игры и упражнения по автоматизации звука Щ для занятий с детьми 4-5 лет дома....

Игры и упражнения для автоматизации звуков

В данном пособии представлен речевой материал для автоматизации звуков на разных этапах работы....

Игры и упражнения на автоматизацию звука К.

Данные игры и упражнения будут полезны на занятиях по автоматизации К....

Игры и упражнения на автоматизацию звука Ш

Данные игры и упражнения помогут формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, разнообразят работу над закреплением правильного звукопроизношения....

Игры и упражнения на автоматизацию звука В

Данные игры и упражнения будут полезны при автоматизации звука В в слогах, словах, предложениях, текстах....

Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для автоматизации звука " р " в словах для детей дошкольного возраста на индивидуальных логопедических занятиях....