«Обучение звуковому анализу слов»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кузнецова Юлия Александровна

Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также и овладение её элементами. Однако обучение грамоте начинается только после четырёх – пяти месяцев устных упражнений, цель которых овладение звуковым составом языка и осознанным анализом м синтезом звукового состава слова. Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, выражающееся в умении различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове. Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слова – это прежде всего разъяснить им значение слов-терминов «звук», «слово», «слоги».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns_portal.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультацию на тему:

«Обучение звуковому анализу слов»
подготовила
учитель-логопед
Кузнецова Юлия Александровна

 Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также и овладение её элементами. Однако обучение грамоте начинается только после четырёх – пяти месяцев устных упражнений, цель которых овладение звуковым составом языка и осознанным анализом м синтезом звукового состава слова. Осознанный анализ звукового состава слова – сложное умственное действие, выражающееся в умении различать звуки в составе слова и определять их местоположение в слове. Подготовить детей к овладению анализом звукового состава слова – это прежде всего разъяснить им значение слов-терминов «звук», «слово», «слоги».

 Вначале целесообразно предоставить детям возможность познакомиться со значением термина «звук» как составным элементом слова. Дети, слушающие звуки, производимые различными предметами, а взрослый обращает внимание на причину их образования, на возможность самим извлекать звуки разными способами, приводя в движение предметы и их части: удар палочками о дно барабана, постукивание деревянными ложками о колено и др.

 С помощью специальных карточек – символов, изображающих артикуляцию, знакомим детей с гласными (а, о, у, и, э ,ы) и одновременно наблюдаем за движением артикуляционных органов(губ, языка, голосовых связок, отчасти грудной клетки) в момент их произнесения. Детей подводят к выводу: «Звук – это то, что мы слышим и произносим».

 Для того, чтобы раскрыть значение термина «слово», проводим специальные занятия, цель которых познакомить детей с основными его признаками: 1/ слово представляет собой звуковую совокупность; 2/ слово всегда имеет определённое значение (о чём-нибудь говорит или что-нибудь обозначает)/.Можно провести с детьми игровые упражнения на различение этих терминов. «Отгадай, что я произнесла(звук, слог, слово или предложение)»? Продолжая ознакомление детей с гласными, следует постоянно обращать внимание детей на певучесть гласных, постоянно наличие голоса при их произнесении. Дети, подражая логопеду, чётко произносят звуки по данному образцу, угадывают гласные по беззвучной артикуляции, ощущают вибрацию гортани при добавлении голоса, приложив к ней тыльную сторону ладони, «поют» гласный звук.

 Основные гласные постоянно используются в играх, на речеслуховой зарядке, которую можно проводить дома.

 А – рот пошире открываем, руки кверху поднимаем.

 Э – рот немножечко сужаем, руки в стороны опускаем (руки фиксируются на уровне плеч).

 О – губы дружно округляем, руки кверху поднимаем (руки венчиком над головой).

 У – губы трубочкой вперёд и руки вытянем вперёд (вытянутые вперёд руки фиксируются на уровне груди).

 И – уголки губ раздвигаются. Рот улыбается (руки в стороны).

 Ы – руки опускаются вниз.

 По общепринятой методике звуковой анализа слова производится с помощью наглядной схемы. При этом детей ориентируют на различное изображение звуков в виде цветных кружков или квадратиков: красные – гласные звуки, синие – твёрдые согласные, зелёные – мягкие согласные. Играя с ребёнком, нажимая поочерёдно все кружочки, взрослый предлагает послушать звуки: «ш» - шипит синий кружок, «у» - гудит красный, «п» - пыхтит синий кружок, «о» - поёт красный кружок, «т» - затукал звук «т». Тукал, тукал ,а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он:»Ох, какой я непевучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит».

- Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук «а».Мы, гласные звуки, можем вам помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?

 - Согласны! Согласны! – закричали непевучие звуки.

 Вот и хорошо! А мы будем вас всех вместе называть «согласные звуки» сказали гласные.

 И стали с тех пор крепко дружить гласные и согласные звуки. Встанут рядом и поют любую песенку. Вот послушайте: па – а – па …( исполняется любая знакомая детям мелодия). Заканчивая сказку о звуках, взрослый предлагает детям задание: приложить ладонь к горлу и в момент произнесения согласного, а затем гласного звуков, чтобы ощутить плавный выдох при произнесении гласных и толчкообразный – согласных. Сообщаются итоги наблюдений: «Звуки бывают гласные и согласные. Гласные – это голосные, певучие, свободные звуки. Согласные – это непевучие звуки, они произносятся не плавно, а отрывисто; звучат и громко и тихо, и звонко и глухо. Согласные звуки легче произносить рядом с гласными».

 Упражнения в произнесении гласных и согласных звуков по заданным образцам с изменением силы, высоты и длительности звучания помогают детям овладеть умением интонировать звуки голосом, произносить их, является основным способом действия при звуковом анализе слов.

 Термин «слово» дети усваивают практически в процессе всей работы при обучении родному языку. Взрослый составляет из кружочков разного цвета, символизирующих определённую букву, слово ,сопровождая свои действия объяснением: «Ставлю три звука в ряд. Первый синий кружок – звук М. Второй красный – звук А. Третий синий – звук К. Слушайте внимательно, как я буду произносить эти звуки подряд».

 Взрослый, интонируя длительность звучания двух первых звуков и акцентируя мгновенность последнего, произносит МАК. Интервал между звуками укорачивается, пока ребёнок не поймёт, что произнесено слово «мак». Далее следует разъяснение: Я произнесла звук М, и ты его слышал. Но это звук нам ещё ни о чём не сказал. Звуки А и К тоже нам нечего не сказали. А когда они встали рядом и прозвучали вместе один за другим, то получилось слово. И это слово говорит нам о красивом цветке, который называется «мак». Значит, в отличии от звука, слово обозначает какой-то предмет, его признак или действие.

 Можно набрать ещё ряд кружков – звуков для слова типа «мак» и сознательно удлинить интервал между звуками в процессе их произнесения. Но ребёнок, сделав «открытие», что из звуков получается слово, обязательно его назовёт.

 Многие дошкольники смешивают понятия «слово» и слог». Для того, чтобы они хорошо усвоили разницу между ними и приобрели навыки деления слов на слоги, проводятся различные упражнения. Применяется отхлопывание слов по слогам. «Самокат», - произносит взрослый слово, голосом выделяя ударный слог. Затем предлагается  ребёнку повторить его и разделить на части:» са – мо – кат». При этом произнесение каждого слога сопровождается хлопком. Ребёнок повторяет образец. Можно производить деление слова на слоги под мяч. Нужно отметить, что воспитанники логопедических групп хорошо улавливают слоговую ритмику слов, свободно координируют произношение слов и слогов с движениями и выполняют учебные задания с большим интересом.

 Игры с мячом на договаривание последнего слога в словах с зачина: « Я начну, а вы кончайте – часть любую называйте. Можно «сы», можно «са». Затем детям предлагается игра: бросать мяч кому-нибудь из детей, стоящих в кругу и одновременно произносят свой слог «бу», «ве», «но», «ро». Ребёнок, поймавший мяч, должен добавить к услышанному слогу «сы» или «са» и возвратить мяч. Взрослый продолжает: «произнесу части по порядку (произносит слоги). Что получилось? Правильно, из частей получилось целое слово («бусы»).

 И на самом занятии, когда дети впервые услышат слово «слоги», и в дальнейшем очень важно насыщать речь новым термином, особенно в упражнениях со слоговой схемой слова: «Вот отрезок линии – это слово, внизу короткие чёрточки – это слоги. Слоги – части слова. Две чёрточки, значит два слога. Подберите слово с двумя слогами».

 Таким образом, ознакомление дошкольников со словами – терминами способствуют успешному овладению ими звукослоговым анализом слов, а в конечном итоге и грамотой.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение звуковому анализу слов

Как известно, работа со звуками начинается с самых первых занятий еще в детском саду и ведется в течение всех лет обучения языку. Вопросы развития фонематического слуха у детей, а именно формирование ...

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

Основная цель фонематического анализа - научить ребенка с нарущением речи ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством языковой формы, с важнейшими характеристиками зву...

«Обучение звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, та...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Статья. Обучение звуковому анализу слова

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольников грамоте. Фонематический слух – очень важное понятие для овладен...

Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Статья "Обучение звуковому анализу слова".

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольников грамоте. Фонематический слух – очень важное понятие для овладен...