Конспект занятия в старшей, подготовительной группе "Словообразование по теме "Посуда"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Конспект занятия в старшей., подготовительной группах, нацеленный на словообразование существительных по теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_posuda.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ:

«СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»

ЦЕЛИ:

- упражнение в словообразовании существительных;

ЗАДАЧИ:

- обучение умению соотносить названия предметов посуды и продуктов, для которой она предназначена;

- обучение составлять предложения, используя предлоги В, ДЛЯ.

-развитие мелкой моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- посуда: сахарница, хлебница, сухарница, конфетница, салфетница, маслёнка, молочник, заварной чайник, чашки, блюдца, чайные ложки;

- продукты: сахар, хлеб, сухари, конфеты, масло, молоко;

- предметные картинки с изображением посуды и продуктов;

- салфетки, мяч, игрушечный медведь и сундук.

ХОД РАБОТЫ:

1. Вводная часть

Педагог: «Однажды собралась вся посуда на кухне после ужина. Сахарница говорит: «Я для сахара создана, потому и зовусь «сахарница». А салатница сказала, что она - для салата. Хлебница - для хлеба. Супница - для супа. Сухарница - для сухарей. Селёдочница - для селёдки и рыбы. А конфетница - для конфет. А маслёнка подхватила: «Я нужна для масла. А мои подружки солонка - для соли и перечница - для перца». А кофейник сказал, что в него наливают кофе. В молочник - молоко. А в соусник - разные соусы. Скажите мне, друзья, как объяснить слово «поварёшка». Слово такое есть, а вот еды и продуктов я таких что-то не знаю.

Тут вступил в беседу чайник: «Вы меня чайником зовёте, и поэтому я про чай всё знаю и чайком вас всех напою. А про поварёшку я так думаю: она главная помощница повара, вместе с поваром любую еду приготовить может, любое готовое блюдо попробовать может и повара уговаривает: «Повар, ешь-ка, повар, ешь-ка. Вот и образовалось одно слово из двух - поварёшка!»

2. Беседа «Подбери продукт к посуде»

Педагог (демонстрируя предметные картинки с изображением посуды): «Для чего нужны сахарница, хлебница, солонка, кофейник, чайник? и т.д.» (вопросы задаются по очереди каждому ребёнка). «Ребята, не забывайте давать ответ полным предложением, используя маленькое слово В (ВО): «В сахарницу кладут сахар. В чайнике заваривают чай» и т.д.

3. Дидактическая игра «Съедобное - несъедобное»

Педагог приглашает детей выйти на ковёр и встать в круг, сам встаёт в центре: «Ребята, я буду бросать мяч вам по очереди. Если будет назван продукт (съедобное), вы мяч ловите, а если названа посуда (несъедобное), мяч ловить не надо. А остальные ребята - проверяйте, правильно ли поступил каждый. Например: «масло» - мяч нужно поймать, а «маслёнка» - не надо».

4. Пальчиковая гимнастика «Помощники»

Раз, два, три, четыре -                          хлопки поочерёдно в ладоши - в  

                                                              кулачки

Мы посуду перемыли:                         тереть ладонью о ладонь

Чайник, чашку, ковшик, ложку           загибать поочерёдно пальчики,

И большую поварёшку.                       начиная с мизинца на двух руках.

Мы посуду перемыли,                         тереть ладонью о ладонь

Только чашку мы разбили,                  загибать поочерёдно пальчики,

Ковшик тоже развалился,                    начиная с мизинца на двух руках.

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.                     все пальцы в кулачке, большой опущен

                                                          вниз

5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Педагог на доске выставляет 4 картинки (3 картинки с посудой, 1 картинка с продуктами или наоборот): «Ребята, выберите лишнюю картинку и объясните свой ответ». Дети поочерёдно вызываются к доске.

6. Дидактическая игра: «Рассеянная хозяйка»

Дети подходят к столу, за которым сидит игрушечный мишка. Педагог предлагает детям угостить мишку чаем: «Я хочу вместе с вами угостить мишку чаем и сладостями. Для этого нужно накрыть стол. Что нужно положить из посуды на стол, чтобы попить чай? (дети дают ответы). Правильно, мишка будет пить из чашек. Ещё ему положим блюдца и чайные ложечки. К чаю нужен сахар». Педагог ставит на стол сахарный песок в пакете. «Ой, кажется, получилось не очень красиво и аккуратно. Куда нужно положить сахар?» Дети: «Сахар нужно положить в сахарницу». Воспитатель достаёт из сундука сахарницу, далее другую посуду. Педагог: «Ещё нужны сухари и конфеты (педагог достает сухари и конфеты и кладёт на стол). Ребята, опять получилось неопрятно, куда нужно положить это угощение?». Дети: «Сухари кладут в сухарницу, конфеты - в конфетницу». Педагог: «Может мишка захочет попить чай с молоком? Вот тебе, мишка, молоко (ставит на стол пакет молока)». Дети: «Молоко нужно налить в молочник». Педагог: «Если мишка захочет съесть бутерброд, дадим ему хлеб и масло». Педагог выкладывает их на стол. Дети: «Это некрасиво. Хлеб нужно положить в хлебницу, масло - в маслёнку». Педагог: «Чтобы мишка вытер лапы и губы после еды, дадим ему салфетки (выкладывается пачка салфеток на стол)». Дети: «Это неприлично. Салфетки нужно положить в специальную подставку - в салфетницу». Педагог: «Ну вот на столе полный порядок. Пора наливать чай! (берёт банку)». Дети: «Чай нужно заваривать в  чайнике. Мишка, угощайся».

7. Подведение итога.

Педагог спрашивает, зачем нужна специальная посуда. Дети отвечают, что посуда нужна, чтобы стол выглядел аккуратным, опрятным, красивым. Бывает специальная посуда, её название похоже на название продукта, который кладут или наливают в неё. Приглашаю всех попить чаю с мишкой.

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила             поочерёдные хлопки в ладоши –

Девочка Иринка кукле говорила:             в кулачки

«Салфетки должны быть в салфетнице,    поочерёдно соединять большой

Масло должно быть в маслёнке,                палец с остальными

Хлебушек должен быть в хлебнице,

А соль? Ну, конечно, в солонке!    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»

Конспект занятия для старшей – подготовительной группы по ОБЖ «Пока мама на работе»...

Конспект занятия в старше - подготовительной группе на тему: «Как мы устроены»

Цель:5 – 6 дать первоначальное представление о строении человеческого организма6 – 7расширять представление о строении человеческого организма и функциях его основных органов; учить прислуш...

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»....

Конспект занятия в старшей-подготовительной логопедической группе по теме "Профессии"

Интегрированное занятие с использованием технологии исследовательской деятельности, созданием проблемной ситуации....

Конспект занятия для старшей - подготовительной группы на тему "Масленица".

Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважени...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Кто такие рыбы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Кто такие рыбы?»...

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе по теме: «Зимующие птицы?»

Конспект занятия в старшей/подготовительной группе   по теме: «Зимующие птицы?»...