Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по теме «Звуко-буквенный разбор слов». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

Пояснительная записка

Большое внимание в последнее время стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада.

В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если педагоги и родители будут действовать согласованно. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Для повышения уровня речевого развития детей и вовлечения родителей в педагогический процесс я, как учитель-логопед, в своей работе использую такую нетрадиционную форму взаимодействия с родителями, как семинарпрактикум. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинарапрактикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме «Звуко-буквенный разбор слов». Особенных условий для проведения этого семинарапрактикума не требуется. Во время семинара родители сидят за столами на местах своих детей.

Цель: уточнение представлений родителей о звуко-буквенном составе слов. Обучение звуко-буквенному разбору слов.

 Задачи:

1.Уточнить и расширить знания о звуках, буквах, слогах, словах.

2. Уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова).

3. Тренировать навык дифференциации согласных (твердый - мягкий, звонкий - глухой)

4. Научить выполнять звуко-буквенный разбор слова.

Форма: семинар-практикум.

Ход:

Логопед: Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о том, как же лучше подготовить наших детей и себя к школе, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений, как у детей так и у родителей. Грамота – это овладение умением читать и писать. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребѐнок будет введѐн в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещѐ в детском саду. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:

  • сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чѐтким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
  • сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу (это способность различать особенности и порядок звуков )
  • знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • умение работать со схемой слова, предложения, разрезной азбукой
  • владение навыками послогового чтения.

Логопед: Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних рекомендаций по обучению грамоте, особенно это касается работы с звуко-буквенным разбором слов. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. В результате вы вспомните, чему учили вас в школе, и увидите, что в обучении грамоте нет ничего сложного. Итак… Все, что мы говорим, читаем, пишем - речь. Речь бывает: устная и письменная. Состоит наша речь из предложений. Что такое предложение?

(Предложение – это слова связанные между собой по смыслу).

Логопед: Предложение состоит из слов. А из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов).

Логопед: А из чего состоят слоги? (Слоги состоят из звуков).

Логопед: Какими бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).

Логопед: Правильно. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Они поют (голосят, гласят, могут пропеть любую мелодию. Гласные звуки обозначают красным цветом. Вспомните и назовите гласные звуки ([а], [о], [у], [ы], [и], [э]).

 Логопед: Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС], [МММ]. Согласные звуки бывают глухие и звонкие. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит. (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Глухие звуки - К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам) Звонкие звуки - Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам) Согласные звуки, которые могут быть твѐрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ. Твѐрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелѐным. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ (называют родители, ориентируясь по звуковым домикам)

Логопед: Давайте немножко поиграем, я называю звук, а вы поднимаете синий или зелѐный квадратик. А теперь называю слово. Если в начале слова услышите твѐрдый звук, поднимите синий квадратик, если мягкий – зелѐный (Снег, зима, мак, лимон, дом…)

Логопед: Звуки на письме обозначаем буквами.

Родители в домашних условиях могут обучать чтению своего ребенка, но при этом должны знать, что звуки отличаются от букв. Что такое звук? (Звук - это то, что мы слышим, произносим).

Логопед: Что такое буква? (Буква это то, что мы видим и пишем).

Логопед: Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети видя букву, произносят еѐ название, а не звук: пэ, рэ.. в результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаѐт дополнительные трудности в обучении детей чтению. В методике обучения чтению, по которой работает наш детский сад предусмотрено называние букв по из звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Логопед: Звук может стоять в начале, середине и конце слова. Для определения места звука в слове, нам понадобится звуковая дорожка. Если нужно определить место гласного звука, мы берем красный квадрат, для определения согласного твердого – синий, и согласного мягкого – зеленый. Уважаемые родители, определите место звука А в словах: аист, мак, роза. Теперь, определите место звука М в словах: лимон, машина, сом. (Родители определяют место звука в слове с помощью звуковых дорожек). Звуко-буквенный анализ слова Подробно рассмотрим звуковой анализ слова (малина). Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Определяем последовательность звуков при помощи интонационного выделения каждого звука. (Например: ммак, маак, макк)

Работы со схемой слова: МАШИНА

  • определяем количество звуков в слове;
  • называем звуки по - порядку;
  • определяем количество слогов.
  • произносим 1-й слог МА-
  • какой звук первый? (М) Какой это звук? (согласный, твѐрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 2 слог? ШИ
  • какой звук в этом слоге1-й? (Ш) Какой это звук? (согласный, глухой, твердый)
  • какой звук 2-й? (И) Какой это звук? (гласный)
  • произносим 3 слог НА
  • какой звук первый? (Н) Какой это звук? (согласный, твѐрдый, звонкий)
  • какой 2-й звук? (А) Какой это звук? (гласный)
  • сколько в слове гласных звуков? Назовите их по - порядку;
  • сколько согласных звуков;
  • назвать первый звук, последний, третий;
  • сколько в слове звуков? Сколько букв.

После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается. Самостоятельное выполнение звукобуквенного анализа слов (у каждого родителя звуковые квадраты, полоски-слоги). Деление слов на слоги. Слово делим на слоги при помощи хлопков, слово можно прошагать, ладонь руки находящаяся под подбородком, сколько раз подбородок коснѐтся руки столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных столько и слогов.

Логопед: Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребѐнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Я в свою очередь надеюсь, что у вас не будет никаких трудностей и вы сможете при необходимости помочь своему ребенку. Спасибо за внимание и сотрудничество!

Литература

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. «1000 слов для фонетического звуко-буквенного  разбора», - Москва,2003.
  2. Волина В. Учимся играя. «Новая школа» . - Москва, 1994.
  3. Калмыкова И. Таинственный мир звуков.- Ярославль, 1998.
  4. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. – СПб., 2010
  5. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 199


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в предшкольном классе по развитию речи и обучению грамоте и письму на тему «Звуко-буквенный калейдоскоп»

Занятие проведено в соответствии  с  современными требованиями ГОСО РК к содержанию данного типа занятий и с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей.Воспитатель провёл занятие ...

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова»

Семинар-практикум Тема: «Звуко-буквенный анализ слова».  Общие характеристики звуков и букв....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный анализ, синтез слов»Учитель-логопед Трафимова Е.А.Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звуко-буквенный ан...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ»

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка : правильно произносить все звуки, иметь...

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"

Памятка для педагогов на тему: "Звуко-буквенный анализ слова и схемы предложений"....

Семинар-практикум для родителей по теме «Звуко-буквенный анализ слов. Учимся играя»

Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара- практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленности для детей с ТНР, по теме ...