МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ромашова Галина Александровна

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка : правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В словаре у таких детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребления форм единственного и множественного чисел, образовании приставочных глаголов, притяжательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.

Наиболее эффективной формой работы с детьми по этой проблеме является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи. Предлагаемый практический материал в виде картотеки игр может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ.

 

Имя существительное

Словоизменение

1.  «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)

 

Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.

2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное чис­ло, именительный падеж.)

Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.

3.  «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множествен­ное число.)

Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.

4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)

Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?

5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.

6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.

— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.

7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)

— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.

(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)

8.  «Кому что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.

9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.

10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)

Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...

11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)

Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...

12.  «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множествен­ное число.)

Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.

13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,

стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...

14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)

Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...

15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...

16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...

17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)

Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...

18. «На чём?» (Предложный падеж.)

Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...

19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)

Определение места по демонстрации действия с предметом: пла­точек — в руке, в кармане, на столе...

20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (ри­сункам), добавляя: моя, мой, моё.

21.  «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)

У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.

22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)

Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...

23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)

Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)

 

Словообразование

 1. «Назови ласково».

      Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул,

окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...

2. «Назови большой предмет».

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку».

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...

5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятель­ности.)

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...

6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)

Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...

 

Имя прилагательное

Словоизменение 

1.  «Определи цвет».  (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)

Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.

2. «Определи размер».

Обучающий показывает детям три картинки, на кото­рых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)

3. «Назови правильно».

Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ...

4. «Кто это и какой?»

Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.

5. «Что это и какое оно?»

Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпча­тый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.

6. «Отбери, не ошибись».

Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.

7. «Полный ответ».

Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, исполь­зуют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.

На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...

8.  «Уточним». (Работа с синонимами.)

После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.

 

Словообразование

1. «Назови ласково».

      Белый — беленький, хороший — хорошенький.

2. «Какой материал?»

Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.

3. «Чья эта часть?»

У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.

У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.

У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.

4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)

Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.

5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —

лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.

 

Глагол

1. «Выбери правильно».

Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; ка­сается; копается.

2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...

3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.

4.  «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множествен­ное число.)

Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показы­вает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.

Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бе­жать, носить, читать...

5.  «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множе­ственное число.)

Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)

6.  «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)

Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.

7. «Что делает?»

Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.

Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.).

8. «Что видел?» (Прошедшее время.)

Называние действий после их демонстрации: один ребёнок произ­водит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.

Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.

9.  «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с суще­ствительным.)

К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...

10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.)

Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...

11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спи­лил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др.

12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.)

Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал буду читать, попрыгала попрыгаю.

13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем

называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одея­ло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ...

14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.)

Сидеть — сядь, стоять встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери.

15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)

Бежать — беги! Он бежит. Сказать —

16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий   называет   предмет,   а  ребёнок   подбирает   соответ­ствующее   действие   в   повелительном   наклонении:   топор   —   руби; пила — пили.

17. «Прикажи наоборот».

Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, на­день платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...

18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)

Образец: говорить — говори, говорите!

19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они).

20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять.

 

Имя числительное

1. «Постучи столько же раз».

Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.

2. «Покажи».

Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.

3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)

Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Де­ревья, карандаши, яблоки и др.)

4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...

5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...

6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.

Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...

7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.

8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух

слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.

9. «Посчитаем детёнышей».

Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поро­сёнок, но шесть поросят и т. д.

10.  «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числитель­ного с существительным.)

Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый ку­бик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.

При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...

11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)

— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)

12. «На каком месте?»

На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?

Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)

13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.

 

Местоимение

1.  «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.

Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...

2. «Ты — вы».

Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.

Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).

3. «Он — они».

Рисует — он, рисуют — они.

4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, кон­феты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.

5. «У кого игрушка?»

У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)

6. «Встанем по двое».

У нас альбом, у вас краски, а у них что?

7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)

Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.

8. «Замени слово».

Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.

— Как сказать иначе, не повторяя слова мама?

—  Она принесла фрукты.

.Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмас­совая. Боря получил письмо, оно от: его брата...

 

Наречие

1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; зав­тракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.

2. «Когда это бывает?»

Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, ката­емся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.

3. «Вчера — сегодня — завтра».

Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...

4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)

Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например са­молёт и птицу.

— Как они летают?

Высоко, низко; быстро, медленно.

—  Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.

5. «Скажи наоборот».

Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...

6. «Измени слово».

Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец:  Карандаш  (какой?)   хороший,  он пишет  (как?)   хорошо;

плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий,

удивительный, замечательный, прекрасный.

7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.

Где стоит утёнок по отношению к машинке?

Впереди, сзади, справа, слева.

— Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)

8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)

Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д.

9. «Слушай и выполняй».

Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.

10. «Поставь на место». (Определение места действия.)

Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим пред­метом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.

11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок

начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».

12. «Что возьмёшь?»

Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пой­дёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу».

13. «Поработай язычком».

Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.

14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)

Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_teme.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:

«ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ»

Дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии речи детей. К пяти годам ребенок должен овладеть основными компонентами речевой системы родного языка : правильно произносить все звуки, иметь достаточный словарный запас, владеть навыками словообразования, словоизменения, строить развернутые предложения разных типов, пересказывать рассказы и сказки, полно и последовательно излагать свои мысли.

Иная картина наблюдается у детей с общим недоразвитием речи. В словаре у таких детей мало обобщающих понятий, антонимов, синонимов, определений. Малыши затрудняются в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, употребления форм единственного и множественного чисел, образовании приставочных глаголов, притяжательных, относительных прилагательных, делают ошибки при употреблении предложно-падежных конструкций.

Наиболее эффективной формой работы с детьми по этой проблеме является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи. Предлагаемый практический материал в виде картотеки игр может быть рекомендован к использованию в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных занятиях в ДОУ.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

1.  «Один — много». (Образование именительного падежа множественного числа.)

Взрослый называет один предмет, а ребёнок — много: рука — руки; окно, колесо, гнездо, ведро, озеро, дерево, перо, лист, стул, крыло.

2. «Кто вышел?» (Единственное и множественное число, именительный падеж.)

Из берлоги вышел... медведь; из норы вылезла... лиса, выбежали... мышки; из дупла выглянула... белка и др.

3.  «Почтальон». (Винительный падеж, единственное и множественное число.)

Что он приносит? — Письмо, письма; телеграмму, телеграммы; конверт, конверты; газету, газеты; открытку, открытки.

4. «Что спрятали?» (Винительный падеж.)

Со стола убирают одну-две игрушки или картинки. — Что спрятали?

5. «Что покажу? (Винительный падеж.) Вы показали цветы, лампу, дерево.

6. «Кто что любит?» (Именительный и винительный падежи.) На столе картинки: корова, белка, медведь, трава, мёд, орехи.

— Корова возьмёт траву, медведь — мёд, белка — орехи.

7. «Что ты надеваешь?» (Винительный падеж.)

— Я надеваю брюки, рубашку, свитер.

(Можно рассказать об одежде, предназначенной для разного времени года: «Что ты надеваешь летом? зимой? весной? осенью?»)

8.  «Кому что?» (Дательный падеж.) Косточку — собаке, зерно — курице, овёс — лошадям.

9. «Что нужно кукле?» (Именительный и дательный падежи.) Устраивается игра в чаепитие: кукле Маше - конфета, Тане - печенье.

10. «Кому что принадлежит?» (Дательный падеж.)

Ножницы — портнихе, кисть и краски — художнику, градусник — медсестре, больному...

11. «У кого детёныши?» (Родительный падеж.)

Утята — у утки, ягнята — у овцы, жеребёнок — у лошади...

12.  «Кого нет?» (Родительный падеж, единственное и множественное число.)

Телята — нет телят, щенята — нет щенят, поросёнок — нет поросёнка.

13. «Много — чего?» (Родительный падеж, множественное число.) Яблоко — много яблок, груша — много груш; много игрушек, деревьев,

стульев, крыльев, карандашей, людей, окон, гнёзд, колёс, вёдер...

14. «Чем это делают?» (Творительный падеж.)

Пишут ручкой, рубят топором, пилят пилой, режут ножом...

15. «Кто с кем?» (Именительный и творительный падежи.) Львица с львятами, свинья с поросятами, корова с телёнком...

16. «Кто чем питается? (Творительный падеж.) Корова — травой, телята — молоком, курица — зерном...

17. «Кто чем защищается?» (Творительный падеж.)

Корова — рогами, лось — передними ногами, заяц — быстрым бегом...

18. «На чём?» (Предложный падеж.)

Обезьяны живут на деревьях, дети в садике сидят на стульях, снег лежит на земле, на крышах, на скамейках...

19. «В чём, на чём?» (Предложный падеж.)

Определение места по демонстрации действия с предметом: платочек — в руке, в кармане, на столе...

20. «Небо, звезда, месяц». (Женский, мужской и средний род.) Разложить картинки на три стопки к вышеназванным словам (рисункам), добавляя: моя, мой, моё.

21.  «Синее пальто». (Несклоняемые слова.)

У девочки было коричневое пальто. Она мечтала о синем пальто. Мама пошла с дочкой за синим пальто в магазин. Они подошли к синему пальто. Девочка обрадовалась синему пальто.

22. «Музыкант». (Несклоняемые слова.)

Коля учится играть на пианино. У него дома нет пианино. Без пианино трудно учиться...

23. «Что обозначает?» (Многозначность слова.)

Шляпка: головной убор, у гриба, у гвоздя. (Коса, ручка, ножка...)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

 1. «Назови ласково».

      Кот — котик, чашка — чашечка, кольцо — колечко; стул,

окно, дерево, платье, колесо, гнездо, часы, дно, ведро...

2. «Назови большой предмет».

Усы — усищи, кот — котище, рыба — рыбища.

3. «Придумай кличку».

Рыжая корова — Рыжуха, рыжий котёнок — Рыжик, лохматая собачка — Лохматка.

4. «Закончи слово». (Образование однокоренных слов по назначению.) Сахар в сахар... нице, суп в суп... нице, горчица в горчич... нице...

5. «Кто это делает?» (Образование однокоренных слов по роду деятельности.)

Детей учит учитель, дома строят строители, часы чинит часовщик, носит вещи на вокзале — носильщик...

6. «Раздели слово на два». (Сложные — двухкоренные слова.)

Что делает ледокол? — Лёд колет. Самолёт — сам летает. Вездеход — везде ходит, по любой местности...

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ  

1.  «Определи цвет».  (Согласование с существительным в роде, числе и падеже.)

Помидор — красный, огурцы — зелёные, тыква — жёлтая, платье — синее.

2. «Определи размер».

Обучающий показывает детям три картинки, на которых нарисованы куклы разного размера и в платьях разного цвета. Надо расставить их по порядку. Большая кукла — в красном платье, средняя кукла — в синем платье, маленькая... (Можно работать с кубиками, машинками и другими предметами.)

3. «Назови правильно».

Обучающий называет картинки — все одинакового цвета, а дети — цвет: платье — синее, флажок — красный, трава — зелёная, лист — ...

4. «Кто это и какой?»

Это волк, он злой. Это лиса. Она пушистая, маленькая, хитрая.

5. «Что это и какое оно?»

Это яблоко — круглое, красное, вкусное. Это песок — жёлтый, рассыпчатый, сухой. Это окно — большое, чистое, застеклённое.

6. «Отбери, не ошибись».

Ребёнок раскладывает картинки на три стопки, называя рисунок и его цвет: голубой флажок, красный шар, белый конверт, синий пояс; синяя беседка, красная грелка, белая бумага, голубая тетрадь; синее одеяло, красное платье, белое облако, голубое небо.

7. «Полный ответ».

Работая по сюжетной картинке, дети дают полные ответы, используют прилагательные в сочетании с существительными в разных падежах.

На письменном столе лежат книги. Возле письменного стола стоит мягкий стул...

8.  «Уточним». (Работа с синонимами.)

После прочтения рассказа обучающий спрашивает, как ещё можно назвать смелого мальчика. Отважный, храбрый, бесстрашный.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

1. «Назови ласково».

      Белый — беленький, хороший — хорошенький.

2. «Какой материал?»

Змей сделан из бумаги — бумажный змей, стакан из стекла — стеклянный стакан, шкаф из дерева — деревянный шкаф; из пластмассы, картона, железа, чугуна и др.

3. «Чья эта часть?»

У лисы хвост — (чей?) лисий хвост (какой?) пушистый, большой, рыжий.

У слона хобот — слоновий хобот длинный, гибкий, подвижный.

У овечки шерсть — овечья шерсть густая, пушистая, кудрявая, белая.

4. «Какой?» (Образование причастий по образцу.)

Мальчик играет — играющий мальчик; листья шуршат — шуршащие листья.

5. «Сравни». (Образование сравнительной степени прилагательных.) Торт вкусный, но бывает ещё вкуснее, сладкий — слаще, хороший —

лучше, плохой — хуже; высокий, низкий, длинный, короткий, толстый, тонкий, мягкий, жёсткий, горячий, холодный и др.

ГЛАГОЛ

1. «Выбери правильно».

Среди нескольких сказанных предложений ребёнок отмечает одно с заданным словом. Образец: Ребёнок катается; купается; качается; касается; копается.

2. «Кто что делает?» (Настоящее время, множественное число.) Врачи — лечат людей, машинисты — водят поезда, портнихи — шьют...

3. «Нужные инструменты». (Настоящее время.) Образец: иголка — иголкой шьют, утюг — утюгом гладят.

4.  «Измени слово». (Настоящее время, единственное и множественное число.)

Обучающий произносит глагол в неопределённой форме и показывает рисунок, на котором изображён один или несколько малышей, а дети, соответственно, отвечают.

Образец: рисовать — рисует или рисуют (зависит от картинки); бежать, носить, читать...

5.  «Я и мы». (Настоящее время, первое лицо, единственное и множественное число.)

Образец: писать — пишу, пишем. Бежать, косить, носить, водить, укусить, сказать, связать, лизать, бродить, катить, повесить... (Слова с чередующимися согласными в корне.)

6.  «Добавь правильно». (Изменение глагола настоящего времени по лицам и числам.)

Образец: сидеть, я — сижу, ты — сидишь, он — сидит, мы — сидим, вы — сидите, они — сидят.

7. «Что делает?»

Обучающий предлагает детям подобрать глаголы в настоящем времени.

Что делает ветер? — Сильно дует, поднимает пыль, распахивает окна, ворота, нагоняет волны, срывает листья с деревьев... Травка — растёт, зеленеет, распускается, цветёт, желтеет... (солнце, цветок, любое животное, человек и т. д.).

8. «Что видел?» (Прошедшее время.)

Называние действий после их демонстрации: один ребёнок производит действия, другие дети запоминают, потом рассказывают в том же порядке.

Образец: Коля подошёл к столу, взял машинку, поставил её на полку; там взял зелёный и красный кубики, первый поставил на столик, второй оставил себе.

9.  «Как появились гости?» (Прошедшее время, согласование с существительным.)

К нам в гости дедушка пришёл, птичка прилетела, зайчик прибежал, уж приполз, кузнечик припрыгал, медведь прикосолапил...

10. «Вчера — сейчас». (Прошедшее и настоящее время.)

Вчера я ходила в парк, каталась на карусели... Сейчас я играю с куклой, одеваю её, пою чаем...

11. «Что делает — сделал?» (Совершенный и несовершенный вид.) Саша ловит Толю. — Саша поймал Толю. Рубит— нарубил, пилит— спилил, рисует — нарисовал, читает — прочитал и др.

12. «Сегодня — завтра». (Настоящее или прошедшее время — будущее время.)

Сегодня я пишу (написала) письмо. — Завтра буду писать (напишу) письмо. Читал буду читать, попрыгала попрыгаю.

13. «Добавь слово». (Прошедшее время, согласование в роде, числе.) Обучаюший выбирает какой-нибудь глагол, например лежать, затем

называет предметы мужского, среднего, женского рода, а дети отвечают на вопрос: «Что делал предмет?» Ручка — лежала, карандаш — лежал, одеяло — лежало, тетрадь — лежала, платье — ...

14. «Прикажи». (Повелительное наклонение.)

Сидеть — сядь, стоять встань, лежать — ляг, взять — возьми, класть — положи, брать — бери.

15. «Прикажи и объясни». (Повелительное наклонение и настоящее время.)

Бежать — беги! Он бежит. Сказать —

16. «Подбери слово и прикажи». (Повелительное наклонение.) Обучающий   называет   предмет,   а  ребёнок   подбирает   соответствующее   действие   в   повелительном   наклонении:   топор   —   руби; пила — пили.

17. «Прикажи наоборот».

Иди — стой, сядь — встань, повесь — сними, возьми — положи, надень платье — сними, одень ребёнка — раздень, застегни — расстегни, завяжи — развяжи...

18. «Приказ одному — всем». (Единственное и множественное число, повелительное наклонение.)

Образец: говорить — говори, говорите!

19. «Кто что хочет?» (Формы глагола хотеть.) Я хочу учиться. Ты — хочешь... (он, мы, вы, они).

20. «Что надо делать?» (Неопределенная форма глагола.) Играет — надо играть, гуляет — надо гулять.

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

1. «Постучи столько же раз».

Один ребёнок хлопает в ладоши или произносит слова, другой стучит столько раз, сколько услышал хлопков или слов.

2. «Покажи».

Обучающий показывает детям два рисунка: на одном — два предмета, на другом — три. Ребята должны определить, где предметов больше.

3. «Посчитай!» (Согласование с существительным.)

Одна палочка, две—четыре палочки, пять— десять палочек. (Деревья, карандаши, яблоки и др.)

4. «Продолжи счёт». (Согласование с существительным.) Три куклы — четыре куклы, пять кукол...

5. «Кому сколько?» (Согласование с существительным в разных падежах.) Двум детям — две груши, пять груш — пяти детям...

6. «Бери по одному предмету». (Согласование с существительным.) На столе — предметы разного рода или картинки.

Я беру один карандаш, одну ручку, одно письмо...

7. «Бери по два». (Согласование с существительным.) Два кубика, но две палочки.

8. «Сколько?» (Согласование слов один, два с существительным.) Детям показывают один-два предмета, они должны дать ответ из двух

слов: одно письмо, два конверта, две тетради, один стакан и т. д.

9. «Посчитаем детёнышей».

Ребята считают по картинкам или в воображаемых стадах: один поросёнок, но шесть поросят и т. д.

10.  «Посчитай по порядку». (Согласование порядкового числительного с существительным.)

Предлагаются ряды одинаковых предметов или картинок: первый кубик, второй...; первое письмо, второе... и т. д.

При отсутствии одинаковых предметов используются обобщающие слова: игрушка, картинка, предмет...

11. «Что на этом месте?» (Согласование с существительным в разных падежах.)

— Что на третьем месте? — На третьем месте красное платье. (Все игрушки или картинки лежат или стоят в ряд.)

12. «На каком месте?»

На каком месте клетчатая рубашка (синее платье, белый платок)?

Клетчатая рубашка на шестом месте. (Тема «Одежда».)

13. «Назови смежные числа». (Согласование с существительным.) Пять книг — четыре книги и шесть книг.

МЕСТОИМЕНИЕ

1.  «Я — мы». (Согласование с глаголом.) Слово читать: я — читаю, мы — читаем; сидеть: я — сижу, мы — сидим.

Затем дети называют местоимения сами: пишу — я, играем — мы...

2. «Ты — вы».

Вязать — ты... вяжешь, вы... вяжете; вяжешь — ты, вяжете — вы.

Напомнить детям, что слово вы обозначает не только обращение ко многим людям, но и к одному человеку в вежливой форме (к более старшему по возрасту или к незнакомому и др.).

3. «Он — они».

Рисует — он, рисуют — они.

4. «Это кому?» (Изменение личных местоимений по лицам.) Распределяются игрушки или настоящие предметы (фрукты, конфеты): это — мне, это — тебе, это — ему; затем дети встают по двое: это — вам, это — им, это — нам.

5. «У кого игрушка?»

У меня машинка, у тебя кукла, а у него что? (Третий ребёнок сидит в сторонке.)

6. «Встанем по двое».

У нас альбом, у вас краски, а у них что?

7. «Чьи это вещи?» (Согласование с существительным.)

Называя игрушки или картинки, ребёнок добавляет слова: мой, моя, моё; твой, твоя, твоё; наш, наша, наше; ваш, ваша, ваше.

8. «Замени слово».

Образец: Мама пришла домой. Мама принесла фрукты.

— Как сказать иначе, не повторяя слова мама?

—  Она принесла фрукты.

.Я построила домик, он деревянный. Я искупала куклу, она пластмассовая. Боря получил письмо, оно от: его брата...

НАРЕЧИЕ

1. «Когда это делаем?» (Обозначение временных признаков действия.) Просыпаемся — утром; работаем, играем — днём; спим — ночью; завтракаем — утром; обедаем — днём; ужинаем — вечером; спим — ночью.

2. «Когда это бывает?»

Образец: Листья опадают — осенью, загораем на пляже — летом, катаемся на санках — зимой. Собираем урожай, занимаемся посадкой овощей на огороде. Катаемся на лодке, на коньках, на лыжах.

3. «Вчера — сегодня — завтра».

Пишет — сегодня, писал (написал) — вчера, напишет (будет писать) — завтра. Работать, выполнять, вязать, шить, помогать...

4. «Сравни как?» (Обозначение образа действия.)

Ребята сравнивают два предмета по образу действия, например самолёт и птицу.

— Как они летают?

Высоко, низко; быстро, медленно.

—  Кто выше (ниже)? Кто быстрее? Птица и насекомое, машина и человек, кошка и черепаха, лошадь и ослик и др.

5. «Скажи наоборот».

Холодно — жарко, твёрдо — мягко, грязно — чисто, хорошо — плохо...

6. «Измени слово».

Я отвечу на вопрос «Какой предмет?», а вы — на вопрос «Как?» Образец:  Карандаш  (какой?)   хороший,  он пишет  (как?)   хорошо;

плохой— плохо, широкий— широко. Красивый, тёплый, страшный, тонкий,

удивительный, замечательный, прекрасный.

7. «Где „сосед"?» (Обозначение пространственных признаков действия.) На столе расставлены игрушки.

Где стоит утёнок по отношению к машинке?

Впереди, сзади, справа, слева.

— Где стоит стул по отношению к столу? (И другие предметы мебели.)

8. «Куда движется?» (Цель та же, с указанием направления.)

Один человек ходит по комнате, ребёнок объясняет направление его движения: пошёл вперёд, повернул направо, теперь — налево, вернулся назад и т. д.

9. «Слушай и выполняй».

Сначала взрослый, а затем сам ребёнок отдаёт приказы и выполняет действия: руки вверх, в стороны, вниз, вперёд, назад.

10. «Поставь на место». (Определение места действия.)

Задание: на столе машинка, нужно указать кубиком или другим предметом место впереди машинки, сзади, справа, слева, сверху, снизу, далеко, близко, высоко, низко.

11. «Найди флажок». (Определение места с указанием направления.) Обучающий прячет флажок или любой другой предмет; ребёнок

начинает его искать, выполняя команды: «иди вперёд, поверни налево, ещё вперёд, посмотри на полку внизу, под третьей сверху книгой найдёшь то, что ищешь».

12. «Что возьмёшь?»

Ребёнок в центре комнаты, с четырёх сторон от него стоят четыре одинаковые коробки с игрушками. Обучающий говорит: «прямо пойдёшь — мяч найдёшь, налево повернёшь — машинку найдёшь, направо — куклу возьмёшь, вернёшься назад — книжку увидишь. Возьми куклу».

13. «Поработай язычком».

Язык поднять вверх, опустить вниз, повернуть направо (к щеке), налево, высунуть вперёд, убрать назад.

14. «Сравни и объясни». (Сравнительная степень наречий.)

Дети прыгают через прыгалку. Кто из них прыгает выше (ниже) ? Если бегут, то кто быстрее (медленнее); громче— тише, лучше— хуже, чище— грязнее, дальше — ближе, шире — уже, теплее — холоднее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: «Неделя здоровья – форма активного отдыха детей в детском саду».

Недели здоровья в детском саду – это  ещё одна из форм активного организованного отдыха детей. Она проводится 2 -3 раза в год в течение учебного года. В это время отменяются все занятия....

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ СЛОВ

Данный материал будет полезен воспитателям,педагогам, родителям, учителям-логопедам по развитию лексико-грамматических категорий....

Методическая разработка по формированию сложных грамматических форм в процессе игровой деятельности

В данной разработке представлены виды игровых заданий, с помощью которых ребенок легче сможет усвоить наиболее сложные модели словоизменения....

Методическая разработка на тему:«Использование грамматических игр при автоматизации звука «Р» в старшей, подготовительной группе детского сада.

В данном материале представлена подборка игр и упражнений для коррекции грамматического строя речи и автоматизации звука [Р] (для детей старшего дошкольноого возраста, посещающих логопункт)....

Методическая разработка на тему: «Обследование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"

 Уровень сформированности грамматического строя речи у детей с ТНР является важным критерием, позволяющим  судить об успешности проведения коррекционной работы.   Среди дете...

Методическая разработка по теме «Звуко-буквенный разбор слов»

. Данная методическая разработка представляет собой конспект семинара[1]практикума для родителей, чьи дети посещают подготовительную к школе группу компенсирующей направленностидл я детей с ТНР, по те...