Методическая разработка по формированию сложных грамматических форм в процессе игровой деятельности
методическая разработка по логопедии

Шипилина Ольга Николаевна

В данной разработке представлены виды игровых заданий, с помощью которых ребенок легче сможет усвоить наиболее сложные модели словоизменения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование сложных по семантике  грамматических форм словоизменения.

         1). Отработка предложно-падежных конструкций со значением местонахождения.

        Игра «Многоэтажный теремок». (Предлоги: НАД, ПОД, МЕЖДУ).

Материал для игры: картинка многоэтажного домика, на каждом этаже «живет» какой-то зверь: лягушка, мышка, зайчик, лиса, волк, медведь, еж.

Логопед говорит: «Угадай, о ком я говорю, и покажи. Этот зверь живет над зайчиком. (Лиса). Этот зверь живет под волком. (Еж). Этот зверь живет между лягушкой и зайчиком. (Мышка).» И т.д.

Логопед говорит: «Скажи, над кем живет зайчик? Под кем живет медведь? Между кем живет мышка?»

Игра по мотивам сказки «Репка». (Предлоги: ЗА, ПЕРЕД, МЕЖДУ.)

Материал для игры: сюжетные картинки из сказки.

Логопед задает детям вопросы по картинкам: «Покажи, за кем стоит бабка, мышка, внучка, Жучка? Покажи, перед кем стоит мышка, Жучка, внучка, бабка? Угадай и покажи, о ком я говорю? Этот герой стоит между Жучкой и мышкой.» И т.д.

В экспрессивной речи вариант «Скажи, за кем стоит…, перед кем…., между кем…».

Игра «Кто откуда выглядывает?» (Предлог ИЗ-ЗА.)

Материал для игры: большая сюжетная картинка, на которой изображены щенки разного окраса, выглядывающие из разных мест (из-за дивана, из-за двери, из-за шкафа, из-за занавески и др.)

Логопед спрашивает детей: «Откуда выглядывает рыжий щенок?» Дети отвечают. И т.д.

Игра «Кто откуда вылезает?» (Предлог ИЗ-ПОД.)

Материал для игры: сюжетная картинка с изображением котят, спрятавшихся под разной мебелью (под шкафом, под столом, под кроватью, под креслом,  под стулом, под ковром, под подушкой, под одеялом и т.д.).

Логопед предлагает детям назвать, кто откуда вылезает, например: «Скажи, черный котенок вылезает откуда?»

2). Обучение пониманию и употреблению существительных множественного числа в косвенных падежах.

Игры на дифференциацию грамматических форм.

Дательный падеж.

Игра «Подарки Деда Мороза».

Материал для игры: сюжетные картинки.

Логопед показывает картинки и просит ребенка сказать, кому Дед Мороз дарит подарки.

Лексический материал: девочкам, мальчикам, белочкам, зайчикам, медведям и т.д.

Творительный падеж.

Упражнение «Чем люди могут…?»

Лексический материал: резать (ножами), рубить (топорами), рисовать (кисточками), вытирать (тряпками), причесываться (расческами) и т.д.

Родительный падеж.

Игра «Где мы были, что мы видели?»

Материал для игры: сюжетные картинки: «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк». Логопед задает детям вопросы: «Где ты был?  Ты видел много кого?»

Дети отвечают, например: «Я был в огороде. Видел много помидоров, огурцов, кабачков... Я был в саду. Видел много яблок, груш, слив, абрикосов... Я был в лесу. Видел много сосен, елок, дубов, кустов... Я был в зоопарке. Видел много тигров, обезьян, волков...»

Винительный падеж.

Используется то же упражнение, что и для отработки форм родительного падежа, но задается вопрос: «В саду ты видел что?», «В зоопарке ты видел кого?»

Материал для игры: картинки с изображением множества фруктов, животных и др.

3). Согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.      

Игра «Разложи картинки».

  Логопед называет картинки и предлагает детям разложить картинки по группам: в одну группу – те  картинки, про изображения на которых можно сказать «большой», во вторую — «большая», в третью — «большое», а затем назвать их самому.

Картинки: трамвай, гриб, плита, бревно, стол, сосна, кольцо, телевизор, колесо, свеча, пальто, чайник, яйцо, нож, гнездо, стрела, лук, стекло, перо, пенал, диван, игла, рука, шишка, стул, крыша, яблоко, нос, пень, книга, зеркало, лист, ваза, облако, арбуз, машина, сарай, дерево, труба, фен, кресло, картина, ящик.

Игра «Разноцветные гномы».

Материал для игры: карточки с изображением гномов разного цвета (зеленый гном – художник, красный гном – садовод, оранжевый гном – музыкант, фиолетовый гном – рыбак, серый гном – мастер, голубой гном – хоккеист, синий гном – уборщик, желтый гном – сладкоежка, коричневый гном – писатель, белый гном - повар).

Логопед объясняет детям, что у каждого гнома есть свои предметы, и  они такого же цвета, что и сам гном. Логопед: «Сейчас я буду показывать вам карточки, а вы – называть, что на них нарисовано, и какого цвета этот предмет. Например: что это? Правильно, серая отвертка. А теперь постарайтесь угадать, кто хозяин этого предмета? Правильно, серый гном». Таким образом, дети раскладывают все карточки с предметами гномам.

Лексический материал: ударное окончание прилагательного: голубые предметы – шлем, шайба, клюшка, забрало, футболка, шорты, коньки; безударное окончание прилагательного: белые предметы – миска, колпак, черпак, кастрюля, скалка; серые – шурупы, отвертка, ящик для инструментов, пила, скворечник; синие – совок, ведро, пылесос, швабра, метла; зеленые – фартук, кисть, картина, краски, банка с водой; фиолетовые – ведро, удочка, сапоги, лодка, весло, стул; красные – лейка, скамейка, ведро, лопата, роза; оранжевые – гитара, микрофон, ноты, магнитофон, наушники; коричневые – лампа, кресло, шкаф, блокнот, карандаш, книга; желтые – бананы, мороженое, конфета, торт, лимонад.

 Формирование наиболее сложных по грамматическому значению, поздно появляющихся в онтогенезе форм словоизменения.

1). Согласование существительных с количественными  числительными.

Игра «Магазин».

Материал для игры: игрушечные овощи, фрукты, продукты (большое количество).

Логопед – продавец, он рассказывает детям, что у него в магазине много разных овощей, фруктов, продуктов. Дети – покупатели. На другом столе разложены карточки с заданием, что и сколько надо купить (цифры от 1 до 5 и, напротив цифры, картинка). Карточки перевернуты лицевой стороной вниз. Ребенок берет карточку, подходит к продавцу и говорит: «Здравствуйте, мне надо купить один помидор, два банана, пять яиц». Логопед – продавец отдает ему продукты и еще раз спрашивает: «Что ты купил?». Ребенок повторяет.

2). Согласование прилагательных и существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах в беспредложных конструкциях.        Для отработки согласования прилагательного с существительным в различных падежах также может быть использована игра «Разноцветные гномы».

Используя лексический материал, приведенный выше, логопед задает детям различные вопросы, в зависимости от того, над каким падежом ведется работа.

Примерные вопросы:

Винительный падеж.

Что ест желтый гном? Желтые бананы, желтый торт, желтую конфету.

Что рисует зеленый гном? Зеленую картину.

Что смастерил серый гном? Серый скворечник.

Гномы потеряли свои предметы. И теперь они мечтают их найти. Что мечтает найти фиолетовый гном? Фиолетовые сапоги, фиолетовую удочку и т.д.

Родительный падеж.

Если гномы потеряли свои вещи, то теперь у них нет чего? Чего нет у зеленого гнома? Зеленого фартука, зеленых красок, зеленой кисти и т.д.

Дательный падеж.

Что это? Серая отвертка. Кому мы ее отдадим? Серому гному.

Что это? Фиолетовая удочка. Кому мы ее отдадим? Фиолетовому гному.

Творительный падеж.

Чем работает серый гном? Серой отверткой.

Чем пилит серый гном? Серой пилой.        

Чем моет пол синий гном? Синей шваброй.

Чем раскатывает тесто белый гном? Белой скалкой.

Чем любуется красный гном? Красной розой.        

3).   Согласование прилагательных и существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах в конструкциях с предлогами.

        Предложный падеж.

В чем голубой гном играет в хоккей? В голубой форме, в голубом шлеме, в голубых коньках.

Где хранит книги коричневый гном? В коричневом шкафу.

В чем готовит суп белый гном? В белой кастрюле. И т.д.

        Творительный падеж.

        Игра «Корзина с чем?».

Материал для игры: предметные картинки (корзинки с красными, зелеными яблоками, с оранжевой морковью, с белыми грибами и т.д.).

Логопед просит ребенка посмотреть на картинки и сказать, с чем корзинка, обязательно указывая, какого цвета предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Методическая разработка2 слайд «Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»     Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенк...

Методическая разработка «Использование нетрадиционных техник в процессе изобразительной деятельности»

Возраст: младший дошкольный возрастНаправление: художественно-эстетическоеТехника: пластилинографияТема: «Утенок и цыпленок на полянке»Цель: Научить детей создавать картину с помощью пласт...

Методическая разработка для педагогов ДОУ по развитию игровой деятельности дошкольников»

Методический сборник представляет собой практическое руководство для инструкторов по физической культуре, а также для родителей дошкольников. В нем собраны игры для укрепления и сохранения физического...

Методическая разработка педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по познавательному развитию «ФЭМП в процессе игровой деятельности»

Цель: расширение  математических представлений детей.Задачи:      Образовательные:-развивать знания детей о свойствах предметов;-формировать знания детей при проведении с...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"

Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...