Приемы исправления нарушенных звуков речи.
статья по логопедии (подготовительная группа)

 Турусова Ольга Валентиновна

 Статья актуавльна для родителей, учителей- лолгопедо и просто заинтересованных лиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priyomy_ispravlenia_narushennykh_zvukov1.docx863.95 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы исправления нарушенных звуков речи

Нарушения свистящих звуков.

Примечание: при исправлении всех видов сигматизма, звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

  1. Губно-зубной сигматизм – в образовании щели участвует, кроме языка, нижняя губа, которая сближается с верхними резцами. Произношение свистящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: санки— «фанки», зубы — «вубы»). Акустический эффект: исходный звук заменяется звуком [ф]. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.

Постановка звука: при губно-зубном сигматизме необходимо снять губную артикуляцию. Это может быть достигнуто демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука, либо с механической помощью (шпателем или пальцем отводят нижнюю губу от зубов). Подготовительные артикуляционные упражнения могут использоваться типа: «трубочка».

  1. Боковой сигматизм бывает одно- и двусторонним. Односторонний боковой сигматизм имеет место в тех случаях, когда язык ложится в полости рта ребром и воздушная струя проходит по одному из боковых краев языка, в результате чего образуется своеобразный «хлюпающий» звук. При двустороннем боковом сигматизме боковые края языка не прилегают к верхним коренным зубам и воздушная струя параллельными потоками проходит с двух сторон, по боковым краям языка. Акустический эффект: хлюпающий звук. Возможные причины: боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка.

Постановка звука: при исправлении бокового сигматизма сначала надо научить ребенка дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. При этом виде сигматизма необходима специальная подготовительная работа по активизации мышц боковых краев языка, которые в результате проведенных упражнений могут подниматься до плотного соприкосновения с боковыми зубами. Для получения чистого произношения надо применить двухэтапный метод постановки этого звука: вызвать межзубное произношение, чтобы избавиться от хлюпающего шума, а затем перевести язык в зазубное положение.

  1. Межзубный сигматизм выражается в том, что во время произнесения свистящих и шипящих звуков кончик языка занимает положение между верхними и нижними резцами. Акустический эффект: шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъём языка к небу; высокое узкое твердое небо.

Постановка звука: проводятся упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [и], при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука [с].

  1. Носовой сигматизм возникает вследствие соприкосновения задней части языка с мягким нёбом, которое опускается, открывая проход воздушной струе в носовую полость. Акустический эффект: звук заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [х] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Постановка звука: вырабатывается умение удерживать распластанный широкий язык на нижней губе, умение направлять воздушную струю на кончик просунутого между губами (зубами) языка; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки [и, ф] и дифференциация звуков [ф - х] с использованием тактильных ощущений (при [ф] — струя воздуха узкая, прохладная; при [х] — широкая, теплая).

  1. Призубный сигматизм связан с особым положением языка в момент артикуляции: язык своим кончиком упирается в верхние резцы, образуя затвор и препятствуя прохождению воздушной струи через щель между резцами. Проявляется данный сигматизм в замене звонких звуков на [д] и глухих  на [т] (например: снег — «тнег», шарф — «тарф», жара — «дара», забор — «дабор»). Акустический эффект: исходный звук заменяется звуком [т]: шапка – тапка, машина – матина, душ – дут. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Постановка звука: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с - т] с использованием картинок-символов; даются упражнения для выработки длительной, направленной воздушной струи; положения широкого кончика языка за нижними резцами; вырабатывается умение чередовать движения широкого языка вверх — вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабатываются звуки [и, ф].

  1. Шипящим сигматизмом является замена свистящих звуков шипящими (свисток — «швисток», звезда — «жвежда»). При шипящем сигматизме кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, выгорблена, желобок не образуется, вместо свиста возникает шипение. Акустический эффект: звучание сходно со звучанием смягченного звука [ш]: шапка – ш'апка, машина – маш'ина, душ – душ'. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Постановка звука: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [с - ш]с использованием картинок-символов; вырабатываются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами, чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; направлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке (движения по дну рта вперед — назад); отрабатываются звуки [и, ф].

Нарушения шипящих звуков.

  1. «Щечный» сигматизм – язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) между собой зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Акустический эффект: образуется тупой шум, а при произнесении звонкого [ж] к шуму прибавляется голос. Произнесение звука сопровождается раздуванием щек. Возможные причины: неправильно образованная преграда.

Постановка звука: это один из самых сложных дефектов, требующий длительной подготовки языка (массаж во рту, физиолечение и комплекс упражнений). Только когда боковые края языка перестанут провисать можно приступить к постановке звука [Ш]. Ребенку предлагается выполнить «чашечку», одновременно поддерживая боковые края большим и указательным пальцами. Далее предлагаем ребенку подуть на язычок, произнося звук [Ш].

  1. Шипящий сигматизм – кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, выгорблена, желобок не образуется, возникает шипение. Акустический эффект: звучание сходно со звучанием смягченного звука [ш]: шапка – ш'апка, машина – маш'ина, душ – душ'. Возможные причины: неправильный прикус; снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатываются способность сопоставлять и различать на слух звуки [Ш] и [Щ]. С помощью упражнений достигается умение поднимать широкий передний край языка к бугоркам за верхними резцами; чередовать движения широкого кончика языка от основания верхних резцов к передней части твердого неба (вперед-назад).

Постановка звука. Ребенку предлагается длительно произносить звук [С]. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук [Ш]. Затем добиваются этого умения уже без механической помощи.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации проводится работа на дифференциацию (различение) звуков [Ш] и [Щ].

  1. Заднеязычный сигматизм – щель образуется сближением задней части спинки языка с твердым нёбом. Акустический эффект: напоминает шум при звуке [х] или звонком фрикативном [г], как в южнорусских областях. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Постановка звука: произносить слог СА поднимая язык вверх. Сначала использовала зонд, потом ребенок сам справился.

  1. Свистящий сигматизм – Звук [Ш] заменяется звуком [С]: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". В отличие от положения, характерного для нормального произношения звука [Ш], в этом случае органы артикуляции занимают положение, характерное для нормального произношения звука [С]: губы растянуты в легкую улыбку, зубы сближены и слегка обнажены, язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, боковые края языка смыкаются с коренными зубами. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка. Акустический эффект: звуки [ш], [ж] заменяются на звуки [с], [з] соответственно: шапка – сапка, машина – масина, душ – дус. Возможные причины: снижение слуха; нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенка учат сопоставлять и различать на слух звуки [С] и [Ш], используя картинки-символы; дают ощутить разницу в выходящей воздушной струе при произнесении звуков [С] и [Ш] (при с - холодная струя, при [Ш] - теплая). С помощью специальных упражнений отрабатывают движения широкого языка вверх, к передней части твердого неба, добиваются чередования движений широкого языка то за нижние, то за верхние зубы; чередования движений губ: растягивание в улыбку, выдвижение сомкнутыми вперед.

Постановка звука. Используя прием подражания, обращая при этом внимание ребенка на правильную артикуляцию, добиваются правильного произношения звука [Ш].

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации работа над звуком заканчивается этапом дифференциации (различения) звука [Ш] и звука-заменителя - [С].

  1. Межзубный сигматизм — язык просовывается между верхними и нижними резцами, образуя с ними плоскую щель, спинка опущена и не образует заднюю часть ковшика. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту слабая, рассеянная. Акустический эффект: звук [Ш] имеет шепелявый оттенок. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

Подготовительный этап коррекционной работы: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части языка за верхние зубы, выработки направленной воздушной струи; отрабатывается звук [Т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы.

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4 - 5 раз произносить с придыханием звук [Т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами. Постепенно учим малыша удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка.

После постановки звука переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

  1. Губно-зубной  сигматизм – произношение шипящих звуков проявляется в замене звонких звуков на [в] и глухих — на [ф] (например: шапка— «фапка», желудь — «фолудь»). Акустический эффект: исходный звук заменяется звуком [ф]: шапка – фапка, машина – мафина, душ – дуф. Возможные причины: неправильный прикус; вялость передней части спинки языка; нарушения фонематического слуха.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [Ш] и [Ф], используя картинки. Проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вниз-вверх, подъема широкого переднего края языка вверх.

Постановка звука. Ставят звук [Ш] по подражанию, используя зрительный контроль: ребенок следит перед зеркалом, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (можно придержать губу пальцем, поставленным в ямочку под нею). Можно также ставить звук [Ш] от звука [С] с механической помощью, обращая внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата.

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

  1. Боковой сигматизм — один из углов губ слегка опущен или оттянут, может быть легкое смещение нижней челюсти влево или вправо; язык поднят вверх и упирается в корни верхних резцов или опущен за нижние резцы; спинка языка образует смычку с альвеолами, в основном ее левая или правая половина, а другая половина опущена вниз; боковые края языка также опущены. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту идет вбок (влево или вправо) или выходит по обоим краям языка, в то время, как в норме воздушная струя должна идти строго посередине языка. Акустический эффект: в словах слышен своеобразный, хлюпающий звук. Возможные причины: слабость мышц одной половины языка; боковой открытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. Ребенку даются упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема кончика передней части спинки языка вверх, выработки воздушной струи, идущей посередине языка, отрабатываются звуки [Т] и [С].

Постановка звука. Используя механическую помощь (плоскую, узкую, слегка выгнутую ручку от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад - к бугоркам (края ручки ложки при этом находятся примерно на уровне четвертых резцов), просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить звук с (передние зубы все время видны).

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

  1. Призубный сигматизм – губы занимают нейтральное положение, язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, спинка языка опущена вниз, желобок посередине языка не образуется, боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме. Акустический эффект: звук [Ш] заменяется в речи ребенка звуком [Т]: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут". Возможные причины: нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; закрытый прикус.

Подготовительный этап коррекционной работы. У ребенка вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки [Ш] и [Т], используя картинки-символы; различать на основе тактильных ощущений звуки [Ш] и [Т] по воздушной струе (при [Ш] - длительная, при [Т] - толчкообразная). Также проводятся упражнения для выработки длительной направленной воздушной струи; положения широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается звук [С].

Постановка звука. Используя зрительный контроль за правильной артикуляцией, а также тактильные (осязательные) ощущения, добиваются правильного произношения звука [Ш].

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

После автоматизации обязательна дифференциация (различение) звуков [Ш] и [Т].

  1. Носовой сигматизм – органы речи занимают нейтральное положение, язык опущен вниз и оттянут вглубь рта, задняя часть языка поднята вверх, соединяется с мягким небом, боковые края опущены вниз. Воздушная струя выходит через носовую полость, а не изо рта. Акустический эффект: звук [Ш] заменяется храпом (в нос) или звуком, похожим на глубокий [Х] с носовым оттенком. Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Подготовительный этап коррекционной работы. С помощью специальных упражнений у ребенка вырабатывается умение удерживать широкий распластанный язык на верхней губе, умение направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка (упражнение "Фокусник"); отрабатываются звуки [Т] и [С].

Постановка звука. Ребенку предлагается при открытом рте, длительно, без голоса произносить звук [Р] и кончиком ручки чайной ложки, поднесенной к подъязычной уздечке, останавливать вибрацию передней части языка - будет слышно шипение. После неоднократных повторений можно вызвать шипение, едва поднеся ложку к подъязычной уздечке; затем убрать ложку и, сближая зубы, добиться правильного звучания [Ш].

Если нет звука [Р], ставят звук [Ш] от звука [С] с механической помощью. Ребенку предлагается длительно произносить звук [С]. При этом ручкой чайной ложки, подведенной под переднюю часть языка (поперек), поднимают язык вверх и слегка отодвигают назад, пока не будет четко слышен звук [Ш].

После того, как звук поставлен, переходят к автоматизации: последовательно вводят поставленный звук в слоги (открытые, закрытые, со стечением согласных), слова и фразы.

Нарушения произношения звуков [Л, Л’]

  1. Губно-губной ламбдацизм – звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. Акустический эффект: напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, слабость мышц языка.

Постановка звука: необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от трех до пяти, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют много раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее.

  1. Носовой ламбдацизм – язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Акустический эффект: Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго». Возможные причины: излишнее напряжение задней части спинки языка.

Постановка звука. При исправлении носового произношения прежде всего необходимо выработать правильное направление воздушной струи: она должна идти через рот, а не через нос.

Постановка и автоматизация звука при носовом произношении проводятся так же, как и при его отсутствии.

  1. Фрикативный ламбдацизм – кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Акустический эффект: Замена звука [л]  звуком [г]. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго». Возможные причины: короткая уздечка языка, нарушение мышечного тонуса.

Постановка звука. Ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. После этого предлагается прижать язык к верхним зубам и сказать [Ы], и подержать язык за зубами, а не опускать его. Постановка и автоматизация звука [Л] проводится, как при его отсутствии.

  1. Межзубный ламбдацизм — артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Акустический эффект: слышится акустически правильный звук. Возможные причины: укороченная подъязычная связка, затрудняющая подъем языка к нёбу; высокое и узкое твердое небо.

Постановка звука. Межзубным произношением [Л] пользуются как переходным этапом при постановке звука [Л]. Поэтому исправление данного дефекта осуществляется так же, как при отсутствии звука [Л]. Однако надо учитывать, что для автоматизации л потребуется больше времени тем детям, которые произносят межзубно не только этот звук, но и другие, например: т, дг н, с, з, ц.

Нарушения произношения звуков [Р, Р’]

В большинстве случаев для получения правильной артикуляции звука [р] необходимы подготовительные упражнения, которые условно можно распределить на два вида. Один вид упражнений направлен на то, чтобы, добившись правильного положения языка, получить так называемый фрикативный [р], артикулируемый при том же положении языка, что и нормальный, но пока без вибрации.

Другой вид упражнений направлен на выработку вибрации языка. Если ребенок правильно произносит верхние [ш] и [ж], получить фрикативный [р] нетрудно. Достаточно предложить ему произнести протяжно фонему [ж] при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к деснам верхних резцов. Добившись цели, следует закреплять фрикативный [р] на материале слогов, слов, а затем и фраз, не дожидаясь усвоения вибрации. Важно при этом, чтобы полученный звук произносился с достаточным напором выдыхаемого воздуха, при минимальной щели между передним краем языка и деснами. Должен быть ясно слышен не только голос, но и шум воздуха, проходящего через щель.

  1. Велярный ротацизм – (лат. velum — мягкое нёбо) (корень языка сближается с нижним краем мягкого нёба, проходя через щель между языком и мягким нёбом, струя выдыхаемого воздуха вызывает вибрацию нёба, вызывая дополнительный шум и дефектное звучание [р] и [рь], т.н. велярное [р]. Данную форму дефекта, а также увулярный ротацизм ранее часто называли картавостью. Возможные причины: частичный паралич мышц языка, врожденная короткая уздечка языка, нарушения фонематического слуха.
    При заднеязычной артикуляции р или его велярном (увелярном) артикулировании возможно появление двухфокусной вибрации: задней и новой, передней. Одновременное сочетание двух видов вибрации создает грубый шум, и ребенок отказывается такой звук принять. Кроме того, в случае достижения передней вибрации звук нередко оказывается излишне длительным (раскатистым) и зашумленным.

Постановка проводится в два этапа. На первом этапе ставится фрикативный [р] без вибрации от звука [ж] при его протяжном произнесении без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам верхних зубов или альвеолам. При этом звук произносится со значительным напором воздуха (как при произнесении глухого звука) и минимальной щелью между передним краем языка и деснами.

Полученный фрикативный звук закрепляется в слогах. Можно, не закрепляя звук в слогах, перейти ко второму этапу постановки: с механической помощью, применяя шариковый зонд. Его вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом. Домашние тренировки ребенок может проводить с помощью черенка чайной ложки или чистого указательного пальца. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.

  1. Увулярный ротацизм – ротацизм увулярный (лат. uvula — язычок). Произношение [р] и [рь] искажается за счет вибрации только маленького язычка, т.н. увулярное [р]. Данная форма дефекта также называется горловым [р].

Постановка звука. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный и в речи нет правильных звуков [ш] и [ж] (при которых также требуется подъем широкого языка вверх), следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.
Если у ребенка имеются правильные звуки [ш]
 и [ж], надо сразу приступать к постановке [р] проторного и выработке вибрации кончика языка (как при отсутствии звука [р]). [Р] проторный необходимо получить для того, чтобы активизировать кончик языка и снять вибрацию маленького язычка или мягкого нёба. Полученный звук закрепляют путем многократного повторения. Необходимо все время следить за тем, чтобы ребенок действовал кончиком языка за верхними зубами. Нужно также, чтобы он зрительно контролировал свои движения перед зеркалом.
 Автоматизация звука. Когда будет получен правильный звук р, его очень осторожно вводят в слова. Привыкнув к горловому произношению р, ребенок не всегда может уследить за своей артикуляцией. Поэтому длительное время необходимы самоконтроль и контроль со стороны воспитателя. Количество слов и предложений со звуком [р] увеличивают постепенно. Сначала ребенок заучивает короткие стихи и потешки, затем короткие рассказы. Только тогда, когда у ребенка не будет ошибок в освоенном материале, можно требовать, чтобы он всегда правильно произносил звук р в самостоятельной речи.

  1. Одноударный ротацизм – дефект, связанный с тем, что при правильном месте образования звуков [р] и [рь] передний край языка только однократно касается альвеол, периодические его колебания отсутствуют. При одноударном ротацизме звук [р] может быть похож на [д], также не удается произнесение длинного рокочущего [ррррррр].

Постановка звука. Предлагаем ребенку открыть рот и постучать молоточком (языком в альвеолки), затем добавляем вибрацию (пальцем, шпателем). Закрепление звука идет с механической помощью: в обратных слогах (отр, атр), затем словах (метр, литр), затем переходим к слогам ПР, БР или МР и только затем к прямым слогам, легче со звуком Ы (метры, литры). Затем убираем опорный звук Т или Д, сначала ставим с другими согласными БР, МР, а затем без них.

  1. Носовой ротацизм – отсутствие смычки мягкого неба с задней стенки глотки. Кончик языка не принимает участие, оттянут назад. Воздушная струя направлена в нос вибрации нет.

Подготовительный этап начинается с объяснения ребенку, что воздух можно выдыхать и через нос и через рот. Воспитатель, вдохнув, делает медленный выдох через рот, поднеся к губам ватный фитилек. Говорит ребенку: «Видишь, как ватка отклонилась? Это на нее шел ветерок. Теперь я подую на ватку — она еще сильнее отклонится. Сделай и ты так же».
Поупражняв ребенка в выдохе через рот, ему показывают, как выдыхать через нос (при закрытом рте поднести ватный фитилек
к верхней губе, чтобы, выходя из носа, воздух попадал на него,— ватка будет отклоняться). Упражнение повторяют несколько раз с перерывами, чтобы не утомлять ребенка.
Затем сравнивают звуки, которые произносятся с выдохом через рот (в, и с и др.), со звуками, которые произносятся с выдохом через нос (м, и). Прикладывая ватку, следят за струей выходящего воздуха.
Попросив ребенка произнести звук [р]
, воспитатель говорит: «Ты неправильно произносишь [р], у тебя воздух идет в нос. Послушай, как я скажу». Произносит звук [р] длительно, чтобы ребенок мог сравнить правильное произношение со своим.
Постановка звука. Для этого этапа рекомендуются те же приемы, что и для случаев отсутствия звука [р]. Можно также вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложить ребенку при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Повторение описанного упражнения закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи.

  1. Боковой ротацизм — при артикуляции звуков вибрирует не кончик языка, а его боковой край. Боковой ротацизм часто возникает по причинам органического характера, т.е. из-за анатомических особенностей или дефектов артикуляционного аппарата (языка, подъязычной уздечки, нёба, зубов…). При боковом ротацизме вместо [р] может произноситься сочетание звуков [р] и [ль] — [рль].

Подготовительный этап

Подготовительный этап начинаем с гимнастики языка и губ. При [р] боковом обычно ослаблены мышцы одной половины языка, и для достижения правильной артикуляции требуется продолжительная работа. Различные упражнения для мышц языка проводятся в течение длительного времени, даже на этапе постановки звука.

Постановка звука. Выработать вибрацию кончика языка обычно удается с трудом, так как при попытках ее вызвать привычно приходит в состояние колебательного движения одна из сторон языка. Поэтому вначале ставят [р] проторный. Необходимо, чтобы вы пользовались [р]  проторным постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка.

Список использованной литературы:

  1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей: учебное пособие [Текст]:/ Е.Ф. Архипова М.: АСТ: Астрель, 2007.с.114-123.
  2. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» [Текст]:/М.Ф.Фомичева. –– М.: Просвещение, 1989, - 239 с.
  3. Карелина, И.Б «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» [Текст]:/И.Б.Карелина// Автореф.дис…. канд.пед.наук. М., 2000.
  4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие.[Текст]: / Л.В.Лопатина, Н.В.Серебрякова –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
  5. Полякова, М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство [Текст]:/ Марина Полякова. — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 208 с
  6. Шаблыко, Е.И. Коррекция нарушений произношения свистящих звуков у дошкольников и младших школьников [Текст]:/ Е.И. Шаблыко/ Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. — М.: ТЦ Сфера, 2013. — 64 с.
  7. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.  М.: Просвещение, 1989.—223 с.

  1. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.-Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений звуков "Р" "Рь"

Методические рекомендации для молодых учителей - логопедов...

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']

Планирование последовательности логопедической работы при исправлении нарушений произношения речи [р], [р\']...

Нарушения звуков и приемы их исправления

В книге М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» логопеды найдут материал по нарушениям свистящих, шипящий звуков, соноров и приемы их исправления....

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

В статье представлены упражнения для формирования центральной воздушной струи при постановке свистящих, шипящих и сонорных звуков у дошкольников с фонетическим недоразвитием речи....

Приемы исправления нарушений произношения заднеязычных звуков [К], [Г], [Х].

В коррекционно-логопедической работе по преодолению недостатков звукопроизношения любой группы звуков выделяют три основных этапа: I. Подготовительный - включает в себя развитие сл...

Игровые приемы и упражнения по формированию речевого дыхания в процессе работы по исправлению нарушений звукопроизношения у детей с фонетическим недоразвитием речи.

Работа над речевым дыханием является неотъемлемой частью коррекционной работы учителя-логопеда над фонетической стороной речи. Мне бы хотелось поделиться приемами работы по формированию центральн...

Упражнения для исправления нарушений устной речи

Упражнения для исправления нарушений устной речи...