Конспект занятия "Овощи. Обучение пересказу"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Погребняк Ирина Владимировна

Конспект занятия предназначен учить детей пересказу с опорой на серию сюжетных картинок на материале лексической темы «Овощи», на закрепление представлений и знаний детей об овощах, а так же действий, выполняемых с ними; учить адекватному использованию лексики в структуре простых фраз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обучение пересказу44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.

Тип занятия: фронтальное, подгрупповое.

Тема: Овощи. Обучение пересказу.

Цель: учить детей пересказу с опорой на серию сюжетных картинок на материале лексической темы «Овощи».

Задачи:

        Обучающая: закрепление представлений и знаний детей об овощах, а так же действий, выполняемых с ними; учить адекватному использованию лексики в структуре простых фраз;

Развивающая: развивать слуховое внимание, сознательное восприятие речи и навыки связной речи;

Воспитательная: воспитывать культуру общения, адекватно оценивать творческое воображение товарищей;

Коррекционная: предупреждение и устранение ошибок в структуре простой фразы.

Речевой материал:

Оборудование: картинки с изображением овощей, (возможно натуральные овощи), картинный план, детское ведёрко, корзинка, фишки для оценки детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ: 

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент (2 мин.)  

      Здравствуйте ребята! Начнём наше занятие. По очереди, тихонько сядет тот, кто назовёт овощ, изображённый на картинке, которая лежит у каждого на столе. За каждый правильный ответ вы получите вот такую фишку. Кто сегодня на занятии будет самым внимательным и активным и соберёт больше всех фишек – тот победит.

Дети по очереди называют овощ и садятся.

II.Основная часть (20 мин.) 

1.Дидактическая игра «Где растут овощи?»

- Ребята, кто мне скажет, где растут овощи?

- Назовите овощи, которые растут в земле.

-А какие овощи растут на кусте?

-А давайте с вами поиграем, у меня есть ведро и корзина. Овощи, которые растут в земле нужно положить в ведро (показываю ведро), а овощи, которые растут на кусте – в корзину (показ.)

Например, я кладу морковь в ведро и говорю: «Морковь растёт в земле, её выкапывают».

(За правильные ответы дети получают фишку)

2.Игра «Будь внимателен»

-Я буду называть слова, хлопните в ладоши, если услышите название овощей:

Ландыш, капуста, слива, апельсин, лук, морковь, земляника, помидор, груша, мак, редис.

3. Чтение текста.

- А сейчас, ребята, послушайте одну историю:

Заспорили как-то между собой овощи. Помидор говорит: «Я самый главный овощ. Я круглый, красный, вкусный». Отвечает ему капуста: «Нет, я самая главная, я круглая, зелёная, хрустящая». С ними спорит картошка: «Где вам со мной тягаться. Я и вареная, и жареная, и тушеная хороша». Услышала их спор хозяйка  и сказала: «Не спорьте, вы все очень полезные и вкусные. Покрошила хозяйка овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ».

4. Разбор содержания текста: (На протяжении разбора рассказа - за  правильные ответы – фишки)

- О чём этот рассказ?

- Что случилось между овощами?

- О чём спорили овощи?

- Кто первым вступил в спор?

- Что сказал помидор? (стимульный материал)

- Кто спорил с помидором? (стимульный материал)

- Почему она считала, что она главнее всех?

- Кто из овощей ещё вступил в спор? (стим. мат.)

- Что сказала картошка?

- А что же случилось дальше? Кто услышал спор овощей? (стимульный материал)

- Что сказала хозяйка?

- Что же в результате произошло с овощами?

5. Игра – драматизация.

- А давайте, ребята, мы разыграем этот рассказ.

(Я в роли автора.)

Ты будешь помидор, кто будет капуста,

                                                    - картошка,

                                                    - хозяйка?

(фишки)

6.Динамическая пауза «Соберём урожай»

Начали копать картошку,

Лук срезали дружно,

Рвали вместе помидоры.

Взять корзину нужно

7. Меняю последовательность стимульного материала.

- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, я ничего не перепутала?

(фишки)

8. Повторное чтение текста

- Послушаем внимательно ещё раз нашу историю, а затем попытаемся рассказать её сами.

(фишки)

- Ребята, а какие ещё блюда можно приготовить из овощей?

(фишки)

- Овощи растут в огороде на грядках.

(Перечисляют) картофель, редис, лук, морковь, репа…

…помидоры, огурцы, горох, фасоль, баклажан, кабачок…

Работа по цепочке:

Каждый выходит, выполняет соответствующее действие и составляет предложение: «Я кладу огурец в корзину. Его срывают».

Дети хлопают при словах:

капуста, лук, морковь, помидор, редис.

- Этот рассказ об овощах.

- Между овощами произошёл спор.

- Овощи спорили, кто из них главнее.

- Первым в спор вступил помидор.

- Помидор сказал, что он круглый, красный и вкусный, поэтому он главный.

- С помидором спорила капуста.

- Потому что она круглая, зелёная и хрустящая.

- В спор с овощами вступила картошка.

- Картошка сказала, что она хороша и вареная, и жареная, и тушеная.

- Спор овощей услышала хозяйка.

- Хозяйка сказала, чтобы не спорили, что все овощи очень полезные и вкусные.

- Хозяйка покрошила овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ.

Пересказ по ролям.

Дети проговаривают хором и выполняют соответствующие движения по показу.

Дети находят ошибку и восстанавливают правильн. последовательность.

Пересказ по цепочке с опорой на стимульный материал.

Из овощей можно готовить разные салаты, тушить, жарить, готовить засолки, вареники с картофелем, капустой, пироги и мн.др.

III. Заключительная часть (3 мин.)

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Где растут овощи?

- А ещё что мы с вами узнали,  овощи полезные?

- А теперь давайте посмотрим, кто из вас сегодня собрал самый богатый урожай фишек, кто стал победителем.

(Подсчёт фишек, словесное  поощрение)

- Кто по вашему мнению стал сегодня самым внимательным и активным …) Молодцы, всем спасибо.

- Мы говорили об овощах.

- Овощи растут в огороде на грядках.

- Мы узнали, что все овощи очень полезные и вкусные и сколько много блюд можно из них приготовить.

Физминутка: «Овощи» (дополнительно можно использовать при наличии времени)

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке:                     (дети делают ладошки корзиночкой)

Вот пузатый кабачок                      (загибают пальчики, начиная с большого)

положила на бочок,

перец и морковку

уложила ловко.

Помидор и огурец.

Наша Зина молодец!                       (Показывают большой палец.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект НОД обучение пересказу с творческими дополнениями по сказке Сутеева "Разные колеса"

Данный конспект поможет детям в формировании связаного последовательного пересказа сказки с творческими дополнениями. Познакомит с произведением Сутеева "Разные колеса" Дети научатся переска...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...

Конспект по обучению пересказа "Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» Для детей старшей группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»Зада...

"Приемы обучения пересказу и приема активизации детей старшего дошкольного возраста при пересказе сказок"

Детский сад развивает все детские способности и наклонности, а между ними нет более существенной и важной по значению, чем способность владеть речью. Поэтому систематическое обучение речи, методическо...

«Особенности овладения навыками связной речи (пересказом) у детей с ТНР. Роль сказок в обучении пересказу дошкольников с ТНР».

Дошкольники с ТНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У детей с ТНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний ...


 

Комментарии

Циглер  Евгения  Давидовна

Отличная разработка, которую взяла для работы с детьми.Пересказ способствует всестороннему развитию речи, накапливается и закрепляется словарь, происходит усвоение грамматического строя речи, развивается память.