Использование СУ-ДЖОК терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников с ТНР
статья по логопедии

Федорова Елена Владиславна

Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, важно использовать разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Е.В. Федорова, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №16 «Красная Шапочка» г. Новочебоксарска

Аннотация. Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, важно использовать разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов.

Ключевые слова: Су-Джок, коррекционная работа, дети с ТНР.

Правильное формирование речи и других высших психических функций зависит от своевременного созревания определенных мозговых зон и от взаимодействия анализаторных систем, от сформированности межанализаторных связей. Проблема функциональных возможностей кистей рук детей и связь между степенью сформированности тонких движений пальцев рук и уровнем речевого и интеллектуального развития рассмотрена в работах В. М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Лурия, Н.С. Лейтеса.

Развитие мелкой моторики рук непосредственно связано с совершенствованием координации движений, тренировкой зрения, памяти и что самое важное развитием речи. Поэтому при планировании своей работы с детьми важно использовать разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов. Игры и упражнения воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий. Хорошо развитая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения моторики и речевого развития.

Одним из эффективных приемов нетрадиционного обучения является Су-Джок-терапия. Ее можно отнести к методам самопомощи. В переводе терапия Су-Джок означает: «су» — кисть, «джок» — стопа. На кисти рук существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет своё значение и назначение. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Ребёнок дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-Джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему в коррекционно-развивающем процессе, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Цель использования Су-Джок-терапии: стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.

Задачи Су-Джок-терапии:

1.        Стимулировать речевые области в коре головного мозга.

2.        Развивать, память, внимание, совершенствовать навыки пространственной ориентации.

3.        Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.

4.        Использовать элементы Су-Джок-терапии на различных этапах деятельности по коррекции речи у детей.

Для реализации данных задач воспитатели совместно с учителем-логопедом организуют работу по следующим направлениям: развитие фонематического слуха и восприятия, коррекция произношения (автоматизация и дифференциация звуков), совершенствование лексико-грамматических категорий, совершенствование навыков пространственной ориентации, упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Используя элементы Су-Джок-терапии, применяем следующие методы: словесные методы (ребёнок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом, потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки), наглядные методы (видеоматериалы, схемы, иллюстрации, карточки с сюжетами), игровые методы (занятие-игра, игровые упражнения, взаимодействие со сказочным персонажем), практические методы (массаж кистей, пальцев).

Неотъемлемой частью целенаправленной работы является работа с родителями. Родители, знакомясь с новым для себя видом самомассажа, в тандеме с педагогами организуют дома условия для игр с массажным мячиком.

Су-Джок-терапию с детьми реализуем в несколько этапов:

I этап. Знакомство детей с массажным мячиком, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шариков Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Преимущества Су-Джок-терапии заключаются в безопасности использования, самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей, дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого в игровой форме, обеспечивается тактильная стимуляция в определённом ритме, что способствует формированию чувства ритма.

При организации работы важно придерживаться мотивационного обеспечения, привлекая тот или иной внешний мотив, который наделяет правильный способ действия определенной ценностью (подражать литературному персонажу, подражать сверстникам, заниматься в атмосфере эмоционально положительных эмоций, доброжелательного настроя, заинтересованности педагога в успехах детей

В результате использования Су-Джок-терапии стимулируются речевые зоны коры головного мозга, осуществляется благоприятное воздействие на весь организм, развивается координация движений и мелкая моторика, психические процессы, необходимые для становления полноценной личности. Таким образом, применение Су-Джок-терапии является одним из эффективных приёмов развития речи детей, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы ребёнка, у детей повышается речевая активность — это проявляется при разучивании стихотворений, пальчиковой гимнастики, в рассказывание коротких сказок, повышается интерес к дидактическим играм лексико-грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением. Элементы Су-Джок терапии можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авсюкевич Н.И., Башкатова И.А. Су-Джок терапия при коррекции речевых нарушений у детей // Образование и воспитание. — 2017. — №5. — С. 16-18.
  2. Аммосова Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями // Логопед. — 2004. — №6. — С. 78-82.
  3. Бот О.С. формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. — 1983. — №1. — С. 56-60.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья, на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Проект "Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений и укрепления здоровья на группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"...

Проект «Внедрение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»

Коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии, повышение  иммунитета...

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. ...

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников...

Применение Су-Джок терапии в коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование Су-джок терапии в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособнос...

средства арт-терапии при коррекции речевых нарушений у дошкольников

Любое рисование имеет огромный смысл, "каракули" содержат для маленького вполне важную и нужную информацию. педагог И.Дистеверг считал: «Тот, кто рисует, в течение часа чем т...