"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"
учебно-методический материал по логопедии

Андриянова Ольга Николаевна

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка.      

  Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия   речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

  Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_sovremennyh_form_2020.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка.      

  Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия   речевого уровня детей могут быть исключительно велики.

  Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. 

  • Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
  • В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
  • Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
  • С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
  • Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.
  • Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи.

  Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-  сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-  сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

  1. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-  речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-  в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

  1. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-  наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

  1. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

-  сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

-  помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

-  обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

-  знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

  1. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

-  учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

-  учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

  1. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

-  поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

-  организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

  1. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
  2. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-  стимулируют детей комментировать свою речь;

-  упражняют в умении планировать свою деятельность.

  1. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
  2. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

   

  Современные образовательные технологии.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.) .

Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками, дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

 Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

А сейчас  продолжим  мы наш педсовет  с деловой игры, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

Педагоги делятся на 3 команды. В  процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

В состав экспертной комиссии входят: заведующая, логопед, музыкальный работник. Они оценивают ответы и выполненные задания.

Деловая игра состоит из четырех частей. Каждый её этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители. Ведущий напоминает правила игры:

  • уметь слушать других;
  • вырабатывать общее решение вопроса;
  • принимать активное участие в игре;
  • не оспаривать оценку жюри;
  • соблюдать культуру речи и тактичность;
  • придерживаться регламента.

 I часть.

  Разминка. Вопросы – задания даются  каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей

- Учись всю жизнь (век живи, век учись).

- Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

- Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смолоду).

- Не болтай (держи язык за зубами).

- Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насмешишь; делаю наспех – делаю на смех).

- Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сделал дело – гуляй смело).

2)Развитие выразительной речи воспитателя

Командам дается задание:

  • произнесите слово "МОЛОДЕЦ!":

тихо

 

1 команда

громко

нежно

 

удивленно

 

2 команда

иронично

восторженно

 

ласково

 

3 команда

требовательно

таинственно

 

   II часть.

 

 Каждая команда получает по одной карточке, в которой написаны  названия произведений и их авторы. За 1 минуту члены команд должны решить,  в какой возрастной группе они изучаются. За каждый правильный ответ - фишка.

Карточка 1

Сказки.  «Колобок»,  обр. К. Ушинского; «Волк и козлята»,  обр. А.Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр.  М. Боголюбской;  «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса»,  «Бычок - чёрный бочок,  белые копытца»,  обр. М. Булатова, «Лиса и заяц»,  обр. В. Даля;  «У страха глаза велики»,  обр.  М. Серовой; «Теремок».  Обр.  Чарушина   (2 младшая)

Карточка 2

Сказки.   «Про Иванушку-дурачка»,  обр. М. Горького; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,  обр. А.Н. Толстого; «Жихарка»,  обр. И. Карнауховой, «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козёл»,  обр. О. Капицы, «Привередница»,  «Лиса-лапотница»,  обр. В. Даля, «Петушок и бобовое зёрнышко»,  обр. О. Капицы    (средняя)

Карточка 3

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,   запись А. Гильфердинга,  (отрывок);  «Василиса прекрасная»,  из сборника сказок  А.  Афанасьева;  «Волк и лисма»,  обр. И. Соколова-Микитова;  «Добрыня и Змей», пересказ   Колпаковой;  «Снегурочка»  (по народным сюжетам);  «Семь Симеонов – семь работников»,  обр. И. Карнауховой.  (подготовительная)

 

 III часть.

  «Что, когда и почему?»

    Назовите задачи речевого развития по ФГОС ДО

 * Владение речью как средством общения

* Обогащение активного словаря

* Развитие связной, грамматически правильной диалогической 
и монологической речи

* Развитие речевого творчества

* Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

* Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

* Формирование звуковой    аналитико – синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте

 

   Назовите основные средства развития речи детей в детском саду (по ФГОС  ДО) 

          * Общение взрослых и детей

          *Культурная языковая среда 

*Обучение родной речи на занятиях

*Художественная литература

*Изобразительное  искусство, музыка, театр

*Занятия по другим разделам программы.

 

   Назовите основные направления работы  по  развитию речи детей в детском саду (по ФГОС  ДО)

         1.Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

  1. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
  2. Формирование грамматического строя:

         * Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам)

         * Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений)

          * Словообразование.

  1. Развитие связной речи:

          * Диалогическая (разговорная) речь.

          * Монологическая речь (рассказывание)

  1. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
  2. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

 

   IV часть.

Дискуссия с элементами практикума

«Формулировка правил

к проведению занятий речевого вида с детьми»

 

Ведущий предлагает каждой группе ознакомиться с памяткой «Пять правил к проведению занятий с детьми».

Последующие задания:

  • Пронумеровать правила по степени их значимости от 1 до 5. Обосновать свою точку зрения.
  • Расширить памятку 1-2 позициями. Обосновать свои идеи.

Памятка «Пять правил к проведению занятий с детьми»

  1. Занятие – это совместная деятельность с ребенком, направленная на что-то интересное и полезное для его развития, не в форме школьного урока.
  2. Основа индивидуально-ориентированного обучения – это разнообразная деятельность детей.
  3. В конце занятия необходимо не только уточнять, что дети узнали, чему научились, но и выяснить, что ещё предстоит узнать.
  4. Необходима связь занятий с повседневной жизнью, с субъективным опытом детей.
  5. Важна цикличность: периодическое возвращение к уже пройденному, знакомому.

Объявляется общий результат, ведущий благодарит за участие.

 

   Правила для смелых и упорных педагогов:

 

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников» Цель:•               Активи...

Педагогический совет«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:Ø Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.Ø  Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников....

Презинтация "«Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников...

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в МБДОУ по развитию речи дошкольников»

Данное мероприятие позволит систематизировать знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников. Педсовет организован в форме деловой игры....

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:•               Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.•...

"Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников"

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребнос...