«Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Кашицына Елена Григрьевна

ДОКЛАД «Подготовка к обучению грамоте детей с речевым нарушениями»

на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями» с презентацией

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 «Подготовка к обучению грамоте детей с речевым нарушениями»

на тему: «Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

подготовила: учитель-логопед Кашицына Елена Григорьевна МАДОУ № 63 «Искорка»

г.Мытищи

2021

Уже в дошкольном возрасте дети с нарушением речи не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают нужного уровня готовности к школьному обучению. У детей наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняет овладение программой по русскому языку, может приводить к нарушениям формирования языковых процессов анализа и синтеза, к расстройствам письменной речи. Поэтому своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению.

Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников. Для детей этой категории характерны несформированность слухового восприятия и дифференциации звуков речи, низкий уровень развития фонематического анализа. Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Нарушения артикуляторной моторики у дошкольников с дизартрией, приводящие к дефектам звукопроизношения, вторично вызывают нарушения фонематического восприятия у данной категории детей. Нарушения артикуляторной опоры восприятия звуков, неточный слуховой образ звука не дают возможности для слухового контроля и восприятия, что ведет к усугублению нарушений звукопроизношения. Имеющееся у дошкольников недоразвитие аналитико-синтетической деятельности определяет нарушения этих процессов в сфере речеслухового и речедвигательного анализаторов, тем самым значительно осложняя картину звукопроизносительного расстройства.

В процессе формирования звукопроизношения важное значение имеет слух. Всякое нарушение слуха в раннем детстве отрицательно влияет на развитие речи. Неправильно услышанная речь порождает искаженное произнесение слов.

Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи даже те звуки, которые отдельно произносят правильно. Дети с этим дефектом плохо справляются со звуковым анализом слов, встречают затруднения в чтении и допускают грубые нарушения письма /пропуски, перестановки букв, замена их/, что является причиной их неуспеваемости.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми». Таким образом, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия, которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи, которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения.

Узнавание и различение неречевых звуков

Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений (“Угадай, что звучало?”, “У кого звучит игрушка?” и т. д.). В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Различение правильно и дефектно произнесенного звука

На протяжении работы по данному направлению у детей воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи.

Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения.

  • “Недовольный гном”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного гнома.
  • “Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.
  • “Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова:
  • Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.
  • Аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.
  • Клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

Различение близких по звуковому составу слов

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений:

  • “Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).
  • “Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).
  • “Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы  ( кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.
  • “Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:
  • канава, канава, какао, канава;    
  • утенок, котенок, утенок, утенок;
  • ком, ком, кот, ком;                    
  • минута, монета, минута, минута;
  • винт, винт, винт, бинт;              
  •   дудка, будка, будка, будка и т.д.

  • “Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:
  • картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;
  • картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;
  • картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.
  • “Поэт”. Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:
  • Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).
  • Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).
  • От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).
  • Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).
  • Тебе кукла, а мне – мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).
  • Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).
  • Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).
  • Опустела мостовая, И уехали... (автобусы, трамваи, такси).
  • Катя Лену просит дать Краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.
  • “Расставь по местам”. Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.
  • Я тебе задачу дам – все расставить по местам:
  • Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...?
  • На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?
  • Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.
  • Я опять задачу дам – все расставить по местам:
  • Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...?
  • С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?
  • Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т.д.

Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Примеры упражнений и игр.

  • Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками:

            та-ка-па         ка-на-па   па-ка-та        га-ба-да  

            фа-ха-ка        ба-да-га  ма-на-ва        ка-ва-ха       и т.д.  

(аналогично – с гласными у, о, ы);

  • Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов):

            па-ба                    по-бо   та-да-та                    ка-га-ка

            пу-бу                    са-за  фа-ва-фа                   шу-жу-шу      

  • Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости:

            па-пя   по-пё  пу-пю  пы-пи  

            и т.д.    

  • Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков:

            па-тпа   на-пна  ка-фка  фа-тфа  

            и т.д.    

(аналогично – с другими гласными звуками);

  • Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

           пта-пто-пту-пты

           кта-кто-кту-кты  тма-тмо-тму-тмы

           кна-кно-кну-кны  

  • Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении:

           пта-тпа

           пка-кпа

           фпа-пфа  кта-тка

           фка-кфа

           гда-дга  фта-тфа

           хта-тха

           вба-бва  

  • Игра “Телефон”. Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: ее, су–су–со, па–па–са и т. д., состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей) на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.
  • Игра “Какой отличается?”. Логопед произносит серию слогов (например: ну–ну–но, сва– ска–сва, са–ша–са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Примеры игр и упражнений

  • Угадай, кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р, пчела – жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.

  • “Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам).
  • “Различай и повторяй”. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком.

Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых–мягких, звонких-глухих, свистящих–шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.

  • “Озорные звуки”. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица.  Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грач-ей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Формирование фонематического анализа и синтеза

Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза:

1) ряд гласных звуков (ау, уа, иуа, ауэи и т. д.);

2) слоги без стечения согласных (закрытые: ор, ыс, ах и т. д.; открытые: ро, сы, ха и т. д.);

3) слоги со стечением согласных (урс, кру, ела, пса и т. д.);

4) слова без стечения согласных:

         а) односложные (дом, сок, уж, лес и т. д.)

         б) двусложные (рука, мама, каша, лужа и т. д.);

5) слова со стечением согласных:

         а) двусложные слова со стечением согласных в середине слова (кашка, ручка, мышка, сумка и т. д.);

         б) односложные слова со стечением согласных в начале слова (стул, свет, кран, т. д.);

         в) односложные слова со стечением согласных в конце слова (тигр, лист, куст и т. д.);

         г) двусложные слова со стечением согласных в начале слова (трава, книга, крыло, т. д.);

         д) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (клумба, крышка, стекло, грабли и т. д.);

6) трехсложные слова (береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д.).

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания:

1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок).

2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок).

3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки).

4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок.

5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков).

6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с карточками и т. д.

Развитие артикуляторной моторики

Логопедическая работа по данному разделу осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения посредством уточнения произносительной дифференциации звуков. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительный и слуховой анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции, осуществляется на начальных этапах работы, в последующем зрительный и слуховой контроль исключаются, что вызывает необходимость использования детьми только кинестетического самоконтроля. Развитие двигательно-кинестетической функции осуществляется через систему следующих упражнений:

1) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ (в зависимости от этапа работы выполнение осуществляется перед зеркалом и без него, при произнесении звуков вслух и беззвучно).

         а) Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука.

         б) Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука.

         в) Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции.

         г) Произнести слоги (СИ–СУ, КИ–КУ и др.) и определить изменения в положении губ при их произнесении.

         д) Произнести слова (утро, мир, Ира, сук и др.) и определить положение губ при произнесении первого (среднего, последнего) звука в слове.

         е) Определить по беззвучной артикуляции логопеда произнесенный звук (первый, средний, последний звук в слоге, слове).

2) Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка (проводятся также с опорой на зрительно-слуховые представления о звуке и при их исключении).

        а) Произнести звук А и определить положение кончика языка при его произнесении.

        б) Произнести звук Д и определить положение кончика языка при его произнесении.

         в) Произнести слог АД и определить, как изменяется положение кончика языка при его произнесении.

         г) Произнести серию слогов АД, ДА и в каждом случае определить изменение положения кончика языка.

         д) Произнести слова и определить изменение положения кончика языка (поднят или опущен) при произнесении каждого слова (по первому звуку слова: дом, Аня, дождь, астра и др.).

3) Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком и широком кончике языка.

Работа осуществляется в той же последовательности и теми же приемами, но при этом подбирается пара звуков, при произнесении которых выявляется резкая контрастность положения языка (узкий или широкий).

Коррекционное воздействие по каждой группе рассмотренных выше упражнений проводится в определенной последовательности (выполнение движении перед зеркалом с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала по беззвучной артикуляции), с использованием различных видов заданий:

1. Чисто артикуляторные упражнения без произнесения звука.

2. Артикуляторные упражнения с произнесением:

         а) отдельных звуков,

         б) серии звуков.

3. Слоговые упражнения.

4. Словесные упражнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выполнила: Кашицына Елена Григорьевна ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Подготовка к обучению грамоте детей с речевым нарушениями» на тему: « Развитие фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Слайд 2

Своевременное выявление, изучение и коррекция речевых нарушений у детей с нарушением фонематического восприятия именно в дошкольном возрасте является необходимым условием подготовки этой категории детей к школьному обучению . Нарушение функционирования речедвигательного и речеслухового анализаторов, их взаимосвязи в значительной мере определяет тяжесть звукопроизносительных дефектов у дошкольников. Для детей этой категории характерны: несформированность слухового восприятия; несформированность дифференциации звуков речи; низкий уровень развития фонематического анализа . Точное слуховое восприятие звуков стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему фонематическому восприятию.

Слайд 3

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем это приводит к тому, что малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй речи. При недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребенка остаются «нулевыми». Таким образом, в результате сложной дислалии появляется нарушение фонематического восприятия , которое впоследствии приводит к общему недоразвитию речи , которое в дальнейшем повлечет за собой нарушение письма и чтения .

Слайд 4

Узнавание и различение неречевых звуков Логопедическая работа по данному разделу предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений . “ Угадай, что звучало?”, “ У кого звучит игрушка?” и т. д . В процессе этой работы у детей формируются также навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Слайд 5

Различение правильно и дефектно произнесенного звука На протяжении работы по данному направлению у детей воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития слухового контроля за качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения . Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи.

Слайд 6

Логопедическая работа ведется по трем направлениям : 1. Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка . 2 . Развитие навыка слухового контроля за качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка: а) дефект произношения отличен от собственного; б) дефект произношения аналогичен собственному. 3 . Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности. Детям предлагается определить неправильное произношение: а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных); б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных); в) звуков во фразах.

Слайд 7

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается. В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения . “Недовольный гном”. Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков – поднимают картинку с изображением недовольного гнома. “Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный. “Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку – ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно – красный. Произносимые слова: Баман , паман , банан, банам , ваван , даван , баван , ванан и т. д. Аньбом , айбом , альмом , альбом, аньбом , авьбом , альпом , альном , аблем и т. д. Клетка, къетка , клетта , тлетка , квекта , тлекта , кветка и т. д.

Слайд 8

Различение близких по звуковому составу слов В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком. Примеры используемых игр и упражнений: “Незнайка запутался”. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед). “Придумай слово”. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат, похоже (мышка–миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза–коса, оса, лиса и т. д.).

Слайд 9

“Чем отличаются слова”. Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы ( кит–кот, жук–сук, шар–шарф. Маша–каша, горка– норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов . “Лишнее слово”. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных: канава, канава, какао, канава; утенок, котенок, утенок, утенок; ком, ком, кот, ком; минута, монета, минута, минута; винт, винт, винт, бинт; дудка , будка, будка, будка и т.д. “Мое слово”. Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное: картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка; картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток; картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

Слайд 10

Дифференциация слогов При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры – открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных. Примеры упражнений и игр. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками: та-ка-па ка-на-па па-ка-та га-ба-да фа-ха-ка ба-да-га ма -на- ва ка- ва -ха и т.д. (аналогично – с гласными у, о, ы); Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов ): па-ба по-бо та-да-та ка-га-ка пу-бу са -за фа- ва -фа шу- жу -шу

Слайд 11

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па- пя по-пё пу-пю пы -пи и т . д . Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков: па- тпа на- пна ка- фка фа- тфа и т.д. (аналогично – с другими гласными звуками); Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта -кто- кту - кты тма - тмо-тму-тмы кна-кно-кну-кны Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа пка -кпа фпа-пфа кта-тка фка-кфа гда-дга фта-тфа хта-тха вба-бва

Слайд 12

Дифференциация звуков Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти. Примеры игр и упражнений “ “ Угадай , кто (что) это был(о).” Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова – мычит м м-м, тигр – рычит р р р , пчела – жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте – кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку .

Слайд 13

“Какой звук лишний?”. Логопед называет детям звуки а, у и просит запомнить их. Затем логопед называет ряд звуков, включающий наряду с вышеуказанными и другие гласные: э, ы, и, о. Детям предлагается поднимать флажок только на тех звуках, которые были предложены к запоминанию. Аналогично игра проводится с согласными звуками (далекими и близкими по акустическим характеристикам ) . “Различай и повторяй”. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания – выделение гласных звуков, согласных (твердых–мягких, звонких-глухих, свистящих–шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах- квазиомонимах и т. д.

Слайд 14

Формирование фонематического анализа и синтеза Система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза учитывает онтогенетическую последовательность становления различных форм звукового анализа и синтеза, условия выделения звука (определенное положение звука в слове, особенности произнесения звуковой серии, характер звука, количество звуков в звуковом ряду и т. д.). В связи с указанным выше предусматривается определенная последовательность речевого материала при формировании навыка фонематического анализа и синтеза: 1 . ряд гласных звуков ( ау, уа , иуа , ауэи и т. д.); 2 . слоги без стечения согласных ( закрытые: ор, ыс , ах и т. д.; открытые: ро , сы , ха и т. д. ); 3 . слоги со стечением согласных ( урс , кру , ела, пса и т. д .); 4 . слова без стечения согласных: а) односложные ( дом, сок, уж, лес и т. д .) б) двусложные ( рука, мама, каша, лужа и т. д .);

Слайд 15

5 . слова со стечением согласных: а) двусложные слова со стечением согласных в середине слова ( кашка, ручка, мышка, сумка и т. д .); б) односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стул, свет, кран, т. д .); в) односложные слова со стечением согласных в конце слова ( тигр, лист, куст и т. д .); г) двусложные слова со стечением согласных в начале слова ( трава, книга, крыло, т. д .); д) двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова ( клумба, крышка, стекло, грабли и т. д .); 6 . трехсложные слова ( береза, крапива, лодочка, скамейка и т. д. ).

Слайд 16

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза осуществляется постепенно: в начале работы с опорой на материализацию (использование различных вспомогательных средств – графических схем слова, звуковых линеек, фишек), на речевое проговаривание (при назывании слов), на заключительном этапе выполнение заданий происходит на основе представлений без опоры на вспомогательные средства и проговаривание. В процессе работы по данному направлению детям предлагается выполнить следующие задания: 1. Выделить гласный (согласный) звук из ряда других звуков (поднять флажок). 2. Выделить слог с определенным звуком (поднять флажок). 3. Выделить из ряда слов слова с определенным звуком (поднять флажок, отобрать картинки). 4. Назвать первый, последний звук в слове, определить местоположение звука в слове (начало, середина, конец) на слух и с помощью картинок. 5. Определить последовательность и количество звуков в слове (придумать слова, отобрать картинки с определенным количеством звуков). 6. Определить местоположение звука в слове по отношению к другим звукам.

Слайд 17

Развитие артикуляторной моторики Логопедическая работа по данному разделу осуществляется через систему игр и упражнений, формирующих у детей способность через кинестетические ощущения фиксировать образец произношения посредством уточнения произносительной дифференциации звуков. В процессе коррекционного воздействия устанавливается связь между слуховым восприятием звука, зрительным образом его артикуляторного уклада и двигательным ощущением. Опора на зрительный и слуховой анализаторы, облегчающая воспроизведение требуемого движения или артикуляции, осуществляется на начальных этапах работы, в последующем зрительный и слуховой контроль исключаются, что вызывает необходимость использования детьми только кинестетического самоконтроля. Развитие двигательно-кинестетической функции осуществляется через систему следующих упражнений:

Слайд 18

1 . Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении губ (в зависимости от этапа работы выполнение осуществляется перед зеркалом и без него, при произнесении звуков вслух и беззвучно). а) Произнести звук И, определить положение губ при артикуляции данного звука. б) Произнести звук У, определить положение губ при артикуляции данного звука. в) Произнести со слиянием звуки ИУ, УИ и определить, как изменяется положение губ при артикуляции. г) Произнести слоги (СИ–СУ, КИ–КУ и др.) и определить изменения в положении губ при их произнесении. д) Произнести слова (утро, мир, Ира, сук и др.) и определить положение губ при произнесении первого (среднего, последнего) звука в слове. е) Определить по беззвучной артикуляции логопеда произнесенный звук (первый, средний, последний звук в слоге, слове).

Слайд 19

2 . Упражнения по уточнению кинестетических представлений о положении поднятого и опущенного кончика языка (проводятся также с опорой на зрительно-слуховые представления о звуке и при их исключении). а) Произнести звук А и определить положение кончика языка при его произнесении. б) Произнести звук Д и определить положение кончика языка при его произнесении. в) Произнести слог АД и определить, как изменяется положение кончика языка при его произнесении. г) Произнести серию слогов АД, ДА и в каждом случае определить изменение положения кончика языка. д) Произнести слова и определить изменение положения кончика языка (поднят или опущен) при произнесении каждого слова (по первому звуку слова: дом, Аня, дождь, астра и др.). 3 . Упражнения по уточнению кинестетических представлений об узком и широком кончике языка.

Слайд 20

Работа осуществляется в той же последовательности и теми же приемами, но при этом подбирается пара звуков, при произнесении которых выявляется резкая контрастность положения языка (узкий или широкий). Коррекционное воздействие по каждой группе рассмотренных выше упражнений проводится в определенной последовательности (выполнение движении перед зеркалом с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала с произнесением звуков, выполнение движений без зеркала по беззвучной артикуляции), с использованием различных видов заданий: 1. Чисто артикуляторные упражнения без произнесения звука. 2. Артикуляторные упражнения с произнесением: а) отдельных звуков, б) серии звуков. 3. Слоговые упражнения. 4. Словесные упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....

Формирование фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями

У детей дошкольного возраста наблюдается целый ряд пробелов в развитии фонематической стороны речи. Задержка в формировании фонематического уровня у дошкольников к моменту школьного обучения затрудняе...

Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

        На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Мастер-класс по теме: «Игры и упражнения по формированию фонематического восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»

Мастер-класс по теме:«Игры и упражнения по формированию фонематического  восприятия у дошкольников с речевыми нарушениями»...