Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
консультация по логопедии

Коломиец Марина Николаевна

          На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова, нарушения звукопроизношения. А, как известно, от качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе. В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_avtom.zvuk_.docx29.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игры на автоматизацию звуков

и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Учитель-логопед

М.Н. Коломиец

          На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково. В ряде случаев к моменту обучения в школе речевое развитие ребенка может оказаться недостаточно сформированным, выражением чего является отставание в овладении звуковым составом слова, нарушения звукопроизношения. А, как известно, от качества речи ребенка зависит успешность его обучения в школе. В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.

У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии, что часто остается незамеченным. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков, часто сопровождающего общее речевое недоразвитие. Если ребенок путает звуки в произношении, он может путать их и на письме. Он будет допускать ошибки, в словах, которые отличаются только этими звуками: шок – сок, шар – жар, лак – рак щель – цель и т.д. Именно поэтому большое внимание при работе с дошкольниками надо уделять развитию фонематических процессов и коррекции звукопроизношения. Умение различать фонемы – это основа основ: и понимания речи другого человека, и контроля за собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем. Если дошкольник в свое время не сумел овладеть навыками фонематического восприятия, анализа-синтеза и представлений, то в школе он столкнется с большими трудностями, так как время, отведенное школьной программой на усвоение этого материала, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие.

Именно поэтому и логопеды, и воспитатели логопедических групп очень большое внимание уделяют коррекции произношения звуков и развитию фонематических функций у дошкольников.

Первоначально мы учим детей прислушиваться к неречевым звукам, вызываем внимание и интерес к ним, показываем, что неречевые звуки могут о чем-то сообщить, предупредить. Одновременно у детей развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы). Далее развиваем умение прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание. Вся эта работа идет в тесной взаимосвязи с коррекцией неправильного произношения звуков у ребенка.

Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду и воспитателю сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автоматизацию звука [З], которые я использую в своей работе по коррекции произношения.

Наряду с автоматизацией в данных играх хорошо отрабатываются и другие задачи по коррекции речевой патологии. Надеюсь, что данные игры помогут молодым логопедам сделать занятия с детьми по коррекции звукопроизношения более интересными и увлекательными для ребенка.

Игра “Назови ласково”

ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З]. Совершенствование грамматических категорий: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Ребенку предлагается рассмотреть предложенные картинки. Обратить внимание, что одни предметы большого размера, а другие маленькие. На первом этапе логопед называет картинки, а ребенок показывает. (Например: Покажи большой замок, маленький заборчик и т.д) далее, задачу усложняем: Ребенок самостоятельно показывает и называет сначала большой предмет, а затем маленький.

Игра: “Где спрятался звук?”

ЦЕЛЬ: Совершенствовать навык определения позиционного анализа звук а (начало, середина, конец слова)

Данная игра рассчитана на детей, которые уже знакомы с определением места звука в словах и служит пособием для закрепления данного навыка, а так же для автоматизации данного звука в словах.

Ребенок выбирает карточку (Карточек 10 на каждый звук).

Самостоятельно называет изображенные на ней предметы, определяет какой одинаковый звук встречается во всех этих словах. С помощью фишек определяет положение этого звука в данных словах. Как усложнение можно предложить придумать с каждым из слов предложение.


«Игра: “Где спрятался звук?”»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Игра “Проложи маршрут”

ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З]. Совершенствование фонематического восприятия. Развитие ориентировки на плоскости.

Ребенку предлагается карточка. Его задача провести героя по дорожке, которая будет состоять из картинок в названии которых есть требуемый звук. Ребенок выполняет задание молча (В данном случае логопед называет слова, а ребенок закрывает картинки в которых он не услышал требуемый звук) или с проговариванием данных слов самим ребенком.


«Игра “Проложи маршрут”»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Игра: “4 лишний”

ЦЕЛЬ: Развитие фонематического восприятия, автоматизация звука [З] в речи. Активизация словаря по теме “Животные” Развитие логического мышления, фразовой речи.

Ребенку предлагается карточка. Он называет предметы, изображенные на ней и определяет “лишний” предмет, объясняя, почему он так думает.


«Игра: “4 лишний”»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Игра: “Путешествие героя”

ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З] в речи. Совершенствование фонематических представлений. Развитие пространственной ориентировка. Совершенствование грамматического строя речи: Употребление предлогов отработать понятия НАД, ПОД, МЕЖДУ, РЯДОМ.


«Игра: “Путешествие героя”»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Ребенку предлагается карточка. Самостоятельно малыш выбирает героя, который будет “путешествовать”. По инструкции логопеда ребенок передвигает своего “героя” на нужное количество клеточек в указанном направлении. Если “герой” оказывается на клетке с картинкой – ребенок называет картинку, четко произнося автоматизируемый звук, если “герой” оказывается на “пустой” клетке – ребенок самостоятельно придумывает слово с автоматизируемым звуком. Для развития предложных конструкций ребенку предлагается определить положение “героя” по отношению к разным картинкам.

Игра: “Нужные вещи”

ЦЕЛЬ: Автоматизация звука [З].

Ребенку предлагается карточка с изображением какого – либо героя и картинок – предметов. Далее ребенок называет все изображенные предметы. Затем ему предлагается выбрать только те, в которых есть требуемый звук


Игра «Найди нужное слово».
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать «ОЙ», если в слове услышит  нужный  звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.

Игра «Что я загадал?».
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово по словам подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает , что это Машина, а заодно и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать. Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при правильном ответе- меняться ролями.

 Игра «Чего не стало?»
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л].

  Игра « Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать  предметы с определенным звуком.
Например: давай  мы посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна  машина, две машины, три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.

 Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на
вопросы, называя слова, которые начинаются с определенного звука , например звука [л].
•    Как тебя зовут?
•    Где ты живешь?
•    Что ты любишь кушать?
• Каких ты знаешь животных на звук [л]?
• Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
• Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.

 Игра « Кто больше».
Взрослый просит  назвать слова, в названии которых имеется определенный звук. Слова называются по очереди, желательно создать для ребёнка ситуацию успеха, показывая , что взрослый затрудняется в придумывании новых слов, что побудит ребенка ему подсказывать. С детьми более старшего возраста игру можно усложнить, ограничивая правилами – например, звук стоит только в середине слова, или предметы могут обозначать только живые предметы.

Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов». Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ... и др.

 Игра «Назови ласково словечко».
Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково.
Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....

Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"

От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями....

Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»...

Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автома...

Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями

Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...