Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Бабанина Нина Алексеевна

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой «Ч».

1.Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
  • Упражнять в определении места звука в слове(начало, середина, конец слова);
  • Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Совершенствовать звуковой анализ слова;

2.Коррекционно-развивающие.

 

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.

       3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе «Звук и буква «Ч».

Цель: познакомить детей со звуком [ч] и буквой «Ч».

1.Коррекционно-образовательные задачи:

  • Закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;
  • Упражнять в определении места звука в слове(начало, середина, конец слова);
  • Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • Совершенствовать звуковой анализ слова;

2.Коррекционно-развивающие.

  • Развивать артикуляционную моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать связную речь.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать координацию речи с движением.

       3.Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование. Таблица «Характеристика звуков»; кассы букв; наглядный и раздаточный материал для звуко-слогового анализа слов; звуковые линейки, карточки для чтения, схемы для анализа предложений.

План занятия.

I   Организационный момент.        

II   Основная часть.

1. Сообщение темы занятия.

2. Характеристика звука [ч]. Ручная модель. Символ, цвет.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Дифференциация звука [ч] от других звуков.  

А) Отбор картинок со звуком [ч], определение позиции звука в слове.

Б) Игра «Печатная машинка».

5. Упражнение на развитие общей моторики

6. Знакомство с буквой «Ч».

7. Звуко – слоговой анализ слова «часы».

8. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

9. Игра «Назови ласково»

III. Подведение итога занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1. Дыхательное упражнение: Вдох носом. На выдохе протяжно потянуть звук «М-М-М», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

11

  1. Организационный момент:

Ребята, по дороге в детский сад я встретила почтальона. Он передал мне письмо. Давайте, прочтём ,что в нём написано.

«Дорогие ребята! Приглашаю вас в страну «Звукляндия»,где живут маленькие человечки-звуковички, чтобы познакомиться ещё с одним жителем-звуковичком.

-Ребята. Мы уже не раз отправлялись в гости к звуковичкам .Давайте и сегодня туда отправимся.

II. Основная часть.

(Выставляется картинка с замком и картинка Королевы звуковичков.

-Ребята, узнаёте этот замок. А вот и сама королева. А с каким звуком она нас хочет сегодня познакомить вы сами узнаете. Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает

Какой звук чаще всего слышится в ней (Ч)

-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком (Ч)

-Давайте дадим характеристику этого звука. Произнесите звук «Ч»

Звук ч можно пропеть? Звук нельзя пропеть. Он согласный.

А сейчас приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Ч.Наше горлышко спит или работает?

Если горлышко спит, значит звук «Ч» какой?(Глухой)

А еще звук «Ч» всегда мягкий.

Софа, дай полную характеристику звука «Ч»

Звук «Ч» согласный, глухой, всегда мягкий.

-Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком [ч] и определи место звука в слове».

- Дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком [ч]. Kаждый возьмет только те картинки, в названии которых есть звук (ч).

- Назовите предмет и определите место звука [ч] в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком [ч] назови

И место звука в слове укажи.

- Отлично, вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

Упражнение на развитие общей моторики

Физкультминутка :

Кто скажите, сможет, дети

Повторить движения эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо, влево разведу

Это тоже я могу

И как птичка полечу

Это тоже я могу.

И пешком пойду в дорогу

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного

Это тоже я могу

-А сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча - дай мне калача

Чу-чу-чу -я гулять хочу.

Чи-чи-чи - красные кирпичи

Чо-чо-чо - ох как горячо

Ач-ач-ач - пришел врач

Уч-уч-уч, у меня ключ

Чу-чу-чу, молотком стучу

Чи-чи-чи -  пироги в печи. 

Знакомство с буквой «Ч».

Звук [ч] живёт в букве «Ч»

- на что похожа буква «Ч»?

       Ч – вы правильно решили –

       Пишут также, как 4 (четыре).

       Только с цифрою, друзья,

       Путать букву нам нельзя.

- найдите

в кассе букву «Ч». В какую сторону повернулась буква «Ч»?======

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

 

 - Помогите буквам встать на свои места:

 Ребята. кто пойдёт к и составит схему слова «часы». А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

 - Почему ты поставил первым зеленый кружочек ?

(Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.)

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

- Придумайте предложение с этим словом

- Давайте, выложим схему этого предложения

- Кто пойдет выкладывать схему на доске.

- Какое первое слово в предложении(2,3 .,4)

Упражнение на развитие мелкой моторики «Снежки»

Игра: «Назови ласково»

-В стране «Звукляндия» все жители очень маленькие. И всё у них тоже маленькое. Если  у нас ключ, то у них – ключик, если у нас руки, то у них- ручки (рубашка, шапка, окошко, крыльцо, чашка, ложка) 

Молодцы,ребята.

Вот и закончилось наше путешествие.

-Ребята, королева звуков дарит вам подарок.

 (открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Букву Ч  обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

 звука [ч].

Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

II

III

Знакомство с буквой «Ч».

Звук [ч] живёт в букве «Ч»

- на что похожа буква «Ч»?

       Ч – вы правильно решили –

       Пишут также, как 4 (четыре).

       Только с цифрою, друзья,

       Путать букву нам нельзя.

- найдите в кассе букву «Ч». В какую сторону повернулась буква «Ч»?

- Подумайте, из чего мы можем выложить букву «Ч» В какую сторону смотрит буква «Ч»

 - Напишите букву Ч в воздухе.

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

 

 - Помогите буквам встать на свои места:

 Ребята. кто пойдёт к и составит схему слова «часы». А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

 - Почему ты поставил первым зеленый кружочек ?

(Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.)

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

- Придумайте предложение с этим словом

- Давайте, выложим схему этого предложения

- Кто пойдет выкладывать схему на доске.

- Какое первое слово в предложении(2,3 .,4)

Упражнение на развитие мелкой моторики «Снежки»

Игра: «Назови ласково»

-В стране «Звукляндия» все жители очень маленькие. И всё у них тоже маленькое. Если  у нас ключ, то у них – ключик, если у нас руки, то у них- ручки (рубашка, шапка, окошко, крыльцо, чашка, ложка) Молодцы, ребята.

Вот и закончилось наше путешествие.

-Ребята, королева звуков дарит вам подарок.

 (открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

Букву Ч  обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

 звука [ч].

Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.

 


Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает

Какой звук чаще всего слышится в ней (Ч)

-Правильно, сегодня мы познакомимся со звуком (Ч)

-Давайте дадим характеристику этого звука.Произнесите звук «Ч»

Звук ч можно пропеть? Звук нельзя пропеть.Он согласный.

А сейчас приложите ладошку к горлышку и произнесите звук Ч.Наше горлышко спит или работает?

Если горлышко спит, значит звук «Ч» какой?(Глухой)

А еще звук «Ч» всегда мягкий.

Софа, дай полную характеристику звука «Ч»

Звук «Ч» согласный,глухой, всегда мягкий.

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч). Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Молодцы, все были очень внимательными.

Игра «Назови слово со звуком(ч) и определи место звука в слове».

Воспитатель: дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч). Посмотрите, у вас на столе лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч). Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч).

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком «ч»логопед предлагает назвать предмет и определить место звука «ч» в слове:

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи.

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч).

Воспитатель: Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч).

Дети называют слова.

 Воспитатель: Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.(стул, замок, яблоко, блин, тапкт,диван, бык,шнурок, вилка, батон)

 Воспитатель кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково:

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

Физкультминутка

Кто скажите, сможет, дети

Повторить движения эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу.

Вправо, влево разведу

Это тоже я могу

И как птичка полечу

Это тоже я могу. И пешком пойду в дорогу

Это тоже я могу.

Я попрыгаю немного

Это тоже я могу

А сейчас сядет тот, кто произнесет чистоговорку:

Ча-ча-ча-дай мне калача

Чу-чу-чу-я гулять хочу.

Чи-чи-чи-красные кирпичи

Чо-чо-чо-, ох как горячо

Ач-ач-ач, пришел врач

Уч-уч-уч, у меня ключ

Чу-чу-чу, молотком стучу

Чи-чи-чи, пироги в печи.

Ребята, посмотрите, что это?(Буква « Ребята, посмотрите, что это?

   Дети: Это буква Ч.

   воспитатель: На что похожа буква Ч?

   Дети: на вешалку, на крючок, на цифру 4.

  Воспитатель :

Да, мы правильно решили,

 Ч мы пишем как 4

Только с цифрою, друзья

Буквы путать нам нельзя.

Напишите букву Ч в воздухе.

Подумайте, из чего мы можем выложить букву «Ч»В какую сторону смотрит буква «Ч»

 

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

 

 - Помогите буквам встать на свои места:

Ч3  А4  Т1  У2 ;  КЧИМЯ;  ЧЫАС3

Выкладываем схему слова ЧАСЫ.

(дети выполняют задание).

 Воспитатель:  Ника , выйди к доске и составь схему слова часы. А вы, ребята, проверяйте.

Ребенок выкладывает схему слова на доске.

 Воспитатель: Саша, почему ты поставил первым зеленый квадрат ?

Саша: Звук ч мягкий согласный звук, поэтому обозначаем его зеленым кружком.

Аналогичная работа со звуками: а,с,ы.

 - Придумайте предложение с этим словом

Давайте, выложим схему этого предложения

Кто пойдет выкладывать схему на доске.

Какое первое слово в предложении(2,3 .,4)

Ркбята, королева звуков дарит вам подарок.

Молодцы, ребята.

(открываю коробку, достаю буквы Ч).

Ребята, а почему буквы зеленого цвета?

   Дети: Букву Ч  обозначает звук [ч], а он всегда мягкий.

   Воспитатель : Правильно, ребята. Назовите еще раз характеристику

 звука [ч].

   Дети: Звук [ч] – согласный, глухой и всегда мягкий.


 

Ч3  А4  Т1  У2 ; 

ЧЫАС3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ж"

Логопедическое  занятие в группе или подгруппе, направленное на развите фонематического восприятия, автоматизацию поставленного звука Ж, обучение навыкам звукового анализа слогов и слов....

Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы Звук и буква «Ц»

Цели:коррекиионно-образовательная:—  формировать и расширять знания о «семантическом поле»коррекционно-развиваюшие:автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;р...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе. Звук и буква Щ.

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе.Составитель: Сергеева Юлия Владимировна.Тема: Звук и буква Щ.Цель: Закрепить звук [Щ]; познакомить  с его графическим обозначением...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Звук «Щ». Буква «Щ».»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, ...

Конспект НОД по подготовкке по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква Ч"

Конспект НОД по подготовке по обучению грамтое в подготовительной к школе группе с использованием мультимидиной презентации....