Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук и буква М"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Перехожих Светлана Вячеславовна

Занятие в игровой форме поможет детям познакомиться со звуками [М] и [Мь], буквой М;читать слоги; закрепить умение определять позицию звуков в словах, умение составлять предложение с заданным словом, разгадывать ребусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_m_2.docx36.98 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква М.

Программное содержание:

- Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь»;

 - закреплять умение проводить звуковой анализ слова «мышка»  с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

 - учить читать слоги  с буквой М;

- закреплять умение у детей  производить словообразование;

- закреплять умение определять  место звука в слове.

- Развивать графические навыки

- Воспитывать у детей внимание, умение анализировать, активизировать мыслительную деятельность детей.

Демонстрационный   материал: буква М; конверты с заданиями; красные, синие, зеленые, черные фишки; плакат «МЫШКА»; пособие «Окошки» для чтения слогов; домики для определения места звука  в слове; мяч; ребусы.

Раздаточный материал: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике;  звуковые дорожки; предметные картинки со звуками М и МЬ в разных позициях; пособие «Окошки» для чтения слогов; игра «Допиши букву», карандаши.

Предварительная работа: звуковой анализ слов; определение ударного

гласного звука; дидактические игры и упражнения «Найди место звука в слове», «Закончи слово», «Допиши букву»; отгадывание ребусов, загадок.

Ход занятия

Дети стоят на ковре. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки и сказать, на какой звук  начинаются слова – отгадки:

  1. Бусы красные висят
    из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (малина)

  1. Маленький рост,

Длинный хвост,

Серая шубка,

Острые зубки (мышь)

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

  1. Белый камешек растаял,

На доске следы оставил (мел)        

Воспитатель выставляет отгадки на доску.

- Молодцы, скажите, какой первый звук вы услышали в словах МЕЛ и МЕДВЕДЬ? (звук [мь]). Какой это звук? (мягкий согласный)

Воспитатель выставляет рядом с отгадками зеленую фишку.

- А какой звук в словах МАЛИНА и МЫШЬ? (звук [м] - твердый согласный)

Воспитатель выставляет рядом с отгадками синюю фишку.

- Как вы  поняли, что эти звуки согласные? (ответы детей)

-Что нам помогает произнести звук М? (губы)

Игра «Камень – вата».

Воспитатель называет слова со звуками [М] и [МЬ] (макароны, мама, мясо, минута, камень, пальма, Мила, мелки, мышка), дети поднимают зеленую карточку, если слышат звук [МЬ]; синюю – если звук [М].

- Звуки [М] и [МЬ] обозначаются буквой М.  А вот и сама буква М пришла к нам в гости. (Педагог выносит букву М, на ней конверты).

- Посмотрите, ребята, буква принесла с собой конверты. Как вы думаете, что в них? (ответы детей)

- Тогда садимся за столы и  открываем первый конверт.

1 конверт – на нем звуковая дорожка и картинка с мышкой

- Как вы думаете, что мы должны будем сделать? (ответы детей)

Задание: сделать звуковой анализ слова мышка. (На доске вывешивается карта со звуковой дорожкой)

Дети выполняют самостоятельно, один ребенок разбирает у доски, ставит ударение, затем проверяем и исправляем ошибки.

-  Сколько звуков в слове мышка? ( 5)

- Какие твердые согласные звуки в слове? ( [М], [ Ш], [К])

- Какие гласные звуки? ([Ы], [ А])

- Какой ударный звук? ([Ы])

- Скажите, сколько слогов в слове «Мышка»? (2)

- Как мы проверяем количество слогов? (отхлопываем, подставляем ладонь к нижней челюсти, сколько гласных звуков – столько слогов).

По заданию воспитателя дети убирают ударный звук, звук [Ш], звук [М], безударный гласный, звук  [К].

2 конверт – в нем схема предложения

- Как вы думаете, что мы должны будем сделать? (ответы детей)

Задание: составить предложение из 3 слов со словом МЫШКА.

- Ребята, а сейчас мы придумаем предложения из 3 слов со словом «мышка».

- Давайте составим схему такого предложения. Что мы должны вспомнить? (первое слово в предложении пишется с большой буквы и в конце ставится точка, слова в предложении пишутся отдельно).

Дети придумывают предложения.

Физминутка

- Давайте немного  поиграем в игру «Найди свой домик»

-  Возьмите карточку, в названии предмета определите место звука [М] или [МЬ] в названии предмета и подойдите к своему домику.

Дети выходят к своему домику.

-Давайте проверим, всели правильно пришли к этому домику?

Воспитатель опрашивает детей, почему они пришли к этому домику. (Ответы детей «В слове «Машина» звук [М] – первый»)

Игра с мячом «Закончи слово».

Дети стоят в кругу, воспитатель кидает мяч ребенку и называет начало слова (ма, ми, му…). Ребенок придумывает слово и возвращает мяч воспитателю (Мяч, машина, малыш, муравей…)

Дети садятся за столы.

3 конверт – в нем гласные буквы (А, У, О, И, Ы, Е) .

Задание: прочитать слоги с буквой М.

Работа с пособием «Окошки».

Дети читают по 3 слога, продвигая полоску с гласными буквами.

4 конверт – в нем рисунок с недописанной буквой М

Задание: дописать букву

Упражнение «Допиши букву»

D:\uznayu-bukvy-m-6.gif

Дети выполняют задание за столами. Затем к доске вызываются дети, и каждый дописывает свою букву.

5 конверт – в нем ребусы (если останется время)

Задание: решить ребус.

На доске вывешиваются ребусы со словами: машина, масло, мороз.

Итог.

- Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

- Какие звуки она обозначает?

- Что вам понравилось на занятии?

- Молодцы, ребята. Вы выполнили все задания буквы М, она дарит вам подарки (набор ручек) и хочет погостить у вас в группе.

Дети прощаются и уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Конспект занятия  по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной  к школе группе   Программное содержание: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Занятие позволяет: -знакомить детей с буквой «М» (заглавной и строчной); осваивать способы слогового чтения; -расширять и систематизировать знания о предложениях; совершенствовать умение составлять ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук [Г]. Буква Г»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звук [Г]. Буква Г»ЦЕЛЬ: Закрепить знание звука [Г] и буквы Г.Задачи:   Образовательные: закр...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной к школе группе «Согласные звуки Т (Т’), буква Т»

Задачи:   1. Обучать детей сознательному, правильному, плавному слоговому чтению;   2. Работать с тремя единицами речи: звуком, словом, предложением;   3.Обучать звуковом...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква «Э»

Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей....