Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Знакомство с буквой Т и звуками [Т], [Т’]
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Лошкарева Евгения Ивановна

Дети вместе с педагогом отправляются на помощь к бабушке Тамаре......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obucheniyu_gramote._loshkareva_e.i.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 109»

г. Рязань ул. Семена Середы, д. 14 тел. (4912)96-09-05

герб птичка.jpg

Конспект занятия по

подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

Тема:  Знакомство с буквой Т и звуками [Т], [Т’]

Составила:

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 109»

Лошкарева Евгения Ивановна

Рязань, 2020 г.

Цель: познакомить детей с буквой Т и  звуками  [Т], [Т’].

Задачи:
I.Образовательные:
-
 Учить детей дифференцировать звуки [т] и [ть] на слух и в произношении, сравнивать звуки [т] и [ть] по акустическим и артикуляционным признакам;
-
учить выделять согласные звуки [т], [ть] из слогов, слов, предложений;
- совершенствовать фонематическое восприятие, навык звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
- закреплять зрительный образ буквы «Т», упражнять в печатании буквы, чтении слогов и слов;
- расширять словарь по теме «Транспорт», продолжать учить составлять сложные предложения с союзом «потому что»;

- учить группировать предметы по общим признакам;

- учить использовать в речи обобщающие слова, согласовывать имена существительные в роде, числе, падеже;

- уметь подбирать слова, противоположные по смыслу.
II. Развивающие:

- Развивать фонематический слух;
- развивать мыслительные процессы: внимание, логическое мышление, память, восприятие;

- развивать способность к обобщению, классификации, анализу;

-  развивать общую и мелкую моторику;

III. Воспитательные:
 
- Воспитывать ценностное отношение к игровой деятельности, желание оказывать помощь;

- воспитывать умение взаимодействовать в коллективе сверстников.

Словарная работа: активизировать употребление в речи воспитанников слов по лексической теме «Транспорт», антонимов, обобщающих слов.

 Материалы и оборудование:  

 - технические средства: ноутбук, проектор, экран, магнитофон, магнитная доска;

 - демонстрационный материал:  иллюстрации к дидактической игре "Четвертый лишний"

- раздаточный материал: схемы для звукового анализа слов, цветные фишки, цветные  карандаши.

Предварительная работа: беседы, чтение литературы, дидактические игры, разучивание логоритмики.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная часть. Создание игровой мотивации.

Здравствуйте, ребята!  Я очень рада видеть вас на нашем занятии.

Ой, кажется, кто-то к нам спешит в гости.

Сюрпризный момент:  видео - письмо от бабушки Тамары

-Ребята, бабушка Тамара живет в деревне, и она собрала богатый урожай в этом году. Как вы думаете что выросло на грядках у бабушки? (кабачки, баклажаны, тыква). Из баклажанов  бабушка Тамара закрыла очень вкусный салат и очень хочет  отправить его своей внучке ТАНЕ, которая живет в городе.

-Как может бабушка передать гостинцы Тане? (дети высказывают свои предположения)

 2. Затруднение в ситуации

-Ребята, посмотрите, как бабушка написала на посылке  АНЕ, а внучку зовут ТАНЯ. Какую букву она не знает, не умеет писать? Правильно, букву «Т».

Но бабушку можно понять она уже старенькая и  забыла, как писать буквы.

Что же делать??? Ведь если не подписать посылку, то посылка не дойдет до внучки, до адресата.

Нам нужно помочь бабушке  вспомнить буквы, научить ее грамоте, но, для этого нам с вами придется поехать в гости в деревню. В деревню под названием Тимофеевка.

3. Актуализация знаний, умений.

Но в гости поедет тот, кто справится с заданием, которое называется- «Четвертый лишний». 

Говорю цепочкой слова: Утята - гусята-цыплята-совята. Кто лишний? (совята). А почему? Потому что это птенцы диких  птиц.

А каких хищных птиц вы еще знаете?

 Цепочка слов: Шляпа – панама - стол-шапка. Что лишнее? (стол).

Стол-это мебель, а все остальное головные уборы.

След цепочка: Суп - кастрюля-борщ - уха. Что лишнее? Кастрюля

-А почему? Потому что,- это посуда. А суп, борщ, уха - это первые блюда.

Обобщение игры:

-Ребята  сейчас я повторю названия слов, которые оказались лишние, слушайте внимательно:

Проговаривая слова, интонационно выделяю звук (Т):  совяТа,  сТол, касТрюля.

-Ребята, какой звук встречается в этих словах чаще всего? Звук «Т».

-Ну что, пора нам собираться в деревню.

-А поедем мы с вами, на чем? Чтобы вместе все уместились? На каком виде транспорте мы поедем в деревню? (на авТобусе- в этом слове тоже есть звук «Т»).

-А люди какой профессии работают в автобусе? КондукТор! Выделяем звук «Т», и ВодиТель- в этом слове мы слышим  мягкий звук «Ть».

-Ребята, а каким должен быть водитель? (внимаТельным).

Вот и мы давайте поиграем в игру:  «Внимательные ушки».

Я буду называть слова. Если в слове которое я назову есть звук «Т», вы это слово скорей «ловите», хлопайте в ладоши, а если в этом слове нет звука «Т», то не ловите.

 Слова: Сметана, кубик, салат, книга, диван, троллейбус, паста.

4. Открытие нового знания

Ну что отправляемся: В нашем автобусе тоже будет водитель! А водителем будет то, у кого в имени есть звук «Т» (даю руль)

А пассажиры должны встать парами друг за другом.

Автобус отравляется….

(Звучит песня: « Песенка автобуса»).

-Вот мы и приехали. Ребята, вот мы и приехали в деревню Тимофеевка в гости к бабушке Томе, садитесь пожалуйста за столы

-Ребята, а хотите узнать какой самый любимый овощ у бабушки Томары?

Загадка про помидор.

Он щекастый, красный, гладкий,

Можно съесть его нам с грядки,

Из него томат сварить,

Или в бочке засолить.

 (Помидор). 


Из помидоров делают сок, он очень полезный и его не очень любят пить дети. Как называется этот сок из помидоров? (томатный)

-Ребята, а может быть кто- то знает, как по-другому называют помидор? ТОМАТ!!!

-Правильно, а как будет называться паста из помидоров? ТОМАТНАЯ.

-А какую еще пасту вы знаете? (зубную, шоколадную, ореховую и т.д.).

-Ребята, а что можно приготовить из помидоров? Салат. Салат как будет называться? Помидорный.

Ребята давайте сделаем звуковой анализ слова ТОМАТ

Но сначала ребята вспомните, какие звуки вы знаете?

Звуки бывают гласные, их можно пропеть, мы их обозначаем красным цветом, звуки согласные, согласные твердые мы обозначаем синим цветом, согласные мягкие зеленым.

Первое с чего мы начнем,  узнаем сколько слогов в слове Томат. Как узнать количество слогов. Что нужно сделать? (прохлопать)

Сколько раз хлопнем в ладоши, столько и слогов ( 2раза)

Звуковой разбор…

ФИЗКУЛЬТМУНУТКА (минус играет)

«Собираем урожай»

В огород сейчас пойдем
Овощей там наберем (дети шагают на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Что мы будем собирать?
Картошку, морковку (загибают пальцы)
Репу и свёклу
Помидоры, огурец,
И капусту, наконец!
В огороде мы старались —
Низко к грядке нагибались (наклоняются)
Весь собрали урожай (выпрямляются и, показывая перед собой, разводят руки в стороны).
Вот он, видишь? Получай! (показывая перед собой, протягивают вперед ладони рук)

-Ребята, а скажите, пожалуйста,  как вы думаете, кто охраняет дом и огород бабушки Тони? Собака.

-Ребята, а как говорят про собаку? Что собака - это верный друг человека. Что собака - охранник, самый надежный. Собаку сравнивают с замком, дверным замком.

-И у нашей бабушки Томы, тоже есть ПЕС, и зовут его ласково - ТИШКА.

 -Вы ведь помните что у людей ИМЕНА, а у животных КЛИЧКИ, и на письме всегда пишутся с большой буквы.

Давайте разберем слово «Тишка»,  тоже сделаем звуковой анализ слова.

Алена будет выполнять это задание у доски, а остальные самостоятельно, в конце проверим.

-А где живет Тишка? В будке.

-Ребята, вы знаете такую примету, что когда собака радуется, она виляет хвостом. Это значит что она очень рада своему хозяину.

-Ребята, посмотрите, в слове ТОМАТ, какой первый звук и последний? «Т».

-А в слове Тишка, какой первый звук? «Ть».

Ребята, звуки «Т» и «Ть» на письме обозначает буква Т.

А на что похожа буква Т? (на антенну Т похожа, и на зонт конечно тоже)

-Ребята, а из чего вы можете сделать, не вставая со стульев, букву «Т»?

Из карандашей. Ну- ка, попробуйте собрать.

А из пальцев? Вы можете мне показать букву «Т»?

Можно еще из рук…

Молодцы!!!

5. Включение нового знания в систему знаний детей

Ребята, буква «Т» на письме обозначает на письме два звука. Согласный мягкий звук «Ть», который мы обозначаем зеленым, и согласный твердый звук «Т», который мы обозначаем синим.

У вас на столе лежат синий и зеленый карандаши.

Сейчас я буду называть слова, если вы услышите, что в слове есть согласный мягкий звук «Ть», то вы поднимаете зеленый карандаш, а если в слове есть согласный твердый звук «Т», то вы поднимаете синий карандаш.

Слова: тьма, кит, Таня, терка, мост,

Ну, что, ребята, пришло время поиграть, выходите из-за столов, мы с вами поиграем в игру, которая называется: «Назови ласково».

Давайте, потренируемся все вместе. Торт, а как ласково назовем - тортик.

 Слова: Птица, цветок, картошка, стакан, Антон, петух, теленок, кот, мост, тучи, туфли, топор, картина, Таня.

А еще есть одна очень интересная игра, которая называется: «Скажи наоборот».

Сахар хранят в сахарнице, а соль (в солонке).

Сметана густая, а молоко (жидкое).

Суп горячий, а компот... (холодный).

Река широкая, а ручеек ... (узкий).

Дерево высокое, а куст... (низкий).

Воспитатель спрашивает, а дети... (отвечают).

При встрече здороваются, а при расставании... (прощаются).

-Ребята, а как внучку звали, что-то я не помню? (Таня)

-А вот и посылка. А кто помнит как пишется буква «Т»?  Иди София, напиши.

Видео с благодарностью от бабушки Тамары.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка.

6. Осмысление (итог)

-Ребята, а где мы с вами побывали, что полезного мы сделали?

-С какой буквой и с какими  звуками вы сегодня познакомились?

Спасибо вам за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: « Знакомство с буквой «Ю» ».

    1). Продолжать закреплять умения детей проводить звуковой анализ слов;2).  Познакомить с гласными буквами «Ю» «ю»;3).  буква «Ю» обоз...

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"Цели:Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мыш...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...