Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карпенко Ирина Николаевна

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение грамоте20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»

Ирина Николаевна Карпенко

«Звук и буква Э»

(Подготовка к обучению грамоте)

Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.

Образовательные задачи:

Дать детям понятие о механизме образования звука Э;

Учить выделять звук Э из состава слогов, слов, предложений;

Обучать постижению смысла новых слов

Коррекционные задачи:

Автоматизировать звук Э в слогах, словах, предложениях и тексте;

Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков.

Корректировать психофизические функции: фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, мяч; раздаточный материал -  карточки с  схемой слова

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Ребята! Сегодня я вас познакомлю с эльфом. Он озорник проказник, прибыл к нам из фантастической страны. Там есть пышные леса, волшебные травы и удивительной красоты цветы. Он обладает прекрасным слухом, благодаря необычной форме ушей. Они заострены к верху. Эльф хорошо различает звуки.

Эльфы отличные мастера, умеют изготавливать различные украшения, волшебные кольца и шкатулки. Вот какой сюрприз приготовил нам гость (показ детям шкатулки с заданиями).

  1. Постановка темы

Эльф предлагает отгадать загадки.(Приложение)

Назовите по порядку слова-отгадки, выделите первый звук. Что это за звук ,с которым мы сегодня будем работать? (Звук [э])

1. Повторение пройденного:

- уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика. Вспомнить какие звуки называют гласными, какие согласными. Их обозначение (красным, синим цветом)

2. Знакомство с новым материалом. Артикуляционная разминка. Лопаточка

  Акустико-артикуляционный образ звука.

Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).

3.Характеристика звука Э. Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды( обозначается красным цветом).

4. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

5. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):

эп-оп-ап

уп-эп-оп

ип-уп-эп

ип-эп-aп

эп-aп-эп

oп-уп-эп

6. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.

7. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экскалатор : . воспитатель  выставляет

5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").

8. Проговаривание слов сложной слоговой структуры: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.

9. Дидактическое упражнение "Кто это? Что это?". Продолжить ряд:

  • Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
  • Что это? Это кукла, стул, мяч :

10. Физминутка.Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте  возле своих стульчиков и повторяйте за мной.

А теперь все дружно встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

11. Знакомство с буквой "э" На что похожа буква? (лук, ласточка)

Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.

12. Прорисовывание "э" в воздухе, выкладывание из веревочек.

13. Звуковой анализ слова: этаж

III. Итог занятия:

1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".

2. Оценка деятельности детей.