Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе " Звук [э] и буква Э"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучение грамоте | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Э] и буква Э»
Ирина Николаевна Карпенко
«Звук и буква Э»
(Подготовка к обучению грамоте)
Цели: Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов. Обогащение, уточнение, активизация лексического запаса. Совершенствование грамматического строя и навыков связной речи у детей.
Образовательные задачи:
Дать детям понятие о механизме образования звука Э;
Учить выделять звук Э из состава слогов, слов, предложений;
Обучать постижению смысла новых слов
Коррекционные задачи:
Автоматизировать звук Э в слогах, словах, предложениях и тексте;
Создать положительный настрой на учение, пробудить в детях интерес к познанию новых звуков.
Корректировать психофизические функции: фонематический слух, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимические мышцы лица, силу голоса, развивать внимание.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самоконтроль за речью, развивая умение полно и грамотно отвечать на заданные вопросы.
Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: демонстрационный материал - предметные картинки со звуком "э", магнитная доска, мяч; раздаточный материал - карточки с схемой слова
Ход занятия
- Организационный момент.
Ребята! Сегодня я вас познакомлю с эльфом. Он озорник проказник, прибыл к нам из фантастической страны. Там есть пышные леса, волшебные травы и удивительной красоты цветы. Он обладает прекрасным слухом, благодаря необычной форме ушей. Они заострены к верху. Эльф хорошо различает звуки.
Эльфы отличные мастера, умеют изготавливать различные украшения, волшебные кольца и шкатулки. Вот какой сюрприз приготовил нам гость (показ детям шкатулки с заданиями).
- Постановка темы
Эльф предлагает отгадать загадки.(Приложение)
Назовите по порядку слова-отгадки, выделите первый звук. Что это за звук ,с которым мы сегодня будем работать? (Звук [э])
1. Повторение пройденного:
- уточнение артикуляции звуков "а", "у", "о" и их характеристика. Вспомнить какие звуки называют гласными, какие согласными. Их обозначение (красным, синим цветом)
2. Знакомство с новым материалом. Артикуляционная разминка. Лопаточка
Акустико-артикуляционный образ звука.
Изолированное и хоровое произношение звука Э с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля (губы улыбаются, зубы разомкнуты, язык упирается в нижние зубы, воздух проходит свободно, голосовые связки работают).
3.Характеристика звука Э. Звук гласный, обозначается фишкой красного цвета. Звук Э можно долго тянуть, петь, можно громко крикнуть, при произнесении звука Э воздух выходит свободно, не встречая преграды( обозначается красным цветом).
4. Дидактическая игра "Хлопай, не зевай!" Логопед произносит ряд звуков, слогов, слов, а дети хлопают в ладоши, если услышат звук "э": э, а, э, у, о, э; эх, ах, ух, эх; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.
5. Игровое упражнение "Речевая зарядка" (дети повторяют цепочку слогов):
эп-оп-ап | уп-эп-оп | ип-уп-эп |
ип-эп-aп | эп-aп-эп | oп-уп-эп |
6. Дидактическая игра с мячом "Где спрятался звук "э"?" (определение позиции звука "э" в словах). Речевой материал: поэт, эльф, эмблема, этажерка.
7. Дидактическая игра "Чего не стало?" (опора - предметные картинки со звуком "э": эскимо, экскаватор, электричка, экскалатор : . воспитатель выставляет
5 предметных картинок на наборное полотно, дети закрывают глаза, педагог убирает одну картинку, дети открывают глаза и отвечают на вопрос: "Чего не стало?").
8. Проговаривание слов сложной слоговой структуры: эквилибрист, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтёр, экипаж, электроприбор, эвкалипт.
9. Дидактическое упражнение "Кто это? Что это?". Продолжить ряд:
- Кто это? Это девочка, бабочка, кошка :
- Что это? Это кукла, стул, мяч :
10. Физминутка.Давайте с вами немного отдохнем. Встаньте возле своих стульчиков и повторяйте за мной.
А теперь все дружно встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
11. Знакомство с буквой "э" На что похожа буква? (лук, ласточка)
Это - Э
С открытым ртом
И большущим языком.
12. Прорисовывание "э" в воздухе, выкладывание из веревочек.
13. Звуковой анализ слова: этаж
III. Итог занятия:
1. - С каким звуком и с какой буквой мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука "э".
2. Оценка деятельности детей.