Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [ы] и буква ы
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Авдеева Виктория Эдуардовна

       Цели:

·        Уточнить артикуляцию звука [ы];

·        Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

·        Продолжить знакомить детей с образом буквы ы;

·        Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_zvuk_i_bukva_y.doc553 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

подготовительной группе

Тема: Звук [ы] и буква ы

Цели:

  • Уточнить артикуляцию звука [ы];
  • Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;
  • Продолжить знакомить детей с образом буквы ы;
  • Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

 Ход занятия:

        I.  1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

        - Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

        - Какой месяц?

        - Какое сегодня число?

        - А день недели?

        - А какие занятия у нас в четверг?

        - Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

        - А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

        - Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

        - Мы сегодня с вами вспомним один очень интересный звук и его образ –букву. Поищем этот звук в словах.

        - Наш один общий друг снова прислал нам письмо. Это Почтальон Печкин. Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой звук мы будем сегодня повторять:

        

        Звук – невидимка спрятался в часы,

         А его братишка – дедушке в усы.  

        

        Дети называют звук [ы].

        2) Артикуляция звука

        - Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

        3) Характеристика звука.

        - Звук [ы] – гласный.

        Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

        - Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим  [ы],

        На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

        Выделение звука  [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

        II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

        - Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

        - Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

        На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на доски.

        

        3) Образование существительных множественного числа.

        - Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

        - Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

        - Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

        - У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

        - У соседей выросла ягода, а у звука [ы]  – ягоды.

        - У соседей перед домом клумба, а у звука [ы]  – клумбы.

А в клумбах растут не нарцисс – а (нарциссы), не георгин, а.. (георгины), не пион, а .. (пионы)

        - На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

        - И дома у звука [ы] не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

-в городе у звука [Ы] не Автобус – а.. (автобусы) Не троллейбус- а.. (троллейбусы)

И на день именинника водит не хоровод- а… (хороводы)

        - Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

Физкультминутка        

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз — хлопок и вверх — хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

        III. а) Знакомство с буквой

        - Какой звук мы сегодня вспомнили? (Звук [ы]).

        - Давайте посмотрим как выглядит буква Ы (показ буквы).

                б) Анализ образа буквы

        Воспитатель с детьми рассматривает букву.

        - Посмотрите на букву ы. Из каких элементов состоит она? (Две палочки, полукруг).

        - А палочки одинаковые или разные?

        

        В) Синтез образа буквы.

        - А теперь сложите поделитесь на 3 команды по одинаковым признакам и попробуйте сложить свою букву Ы. (с помощью счетных палочек, фасоли, кружочков)

        

        IV.  «Кто внимательный» Запомнить слова, в которых встречается звук [ы].  ( Г.Юдин «Крыса Дылда и Пых-пых»)

V. Чтение слогов: Ды-ня, цве-ты, кры-са, боб-ры, тык-ва, о-гур-цы, по-ми-до-ры, спи-цы, кры-ша, плы-вет, крас-ный, ша-ры.

VI.  Штриховка «Мышь»

Подведение итога занятия.

        - Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

- Что было трудным?

        - Где вам это может пригодится?

        

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05c8/0000405f-b49616b4/hello_html_597cb650.jpghttps://ds02.infourok.ru/uploads/ex/05c8/0000405f-b49616b4/hello_html_597cb650.jpg

Ды-ня,цве-ты,кры-са,боб-ры, тык-ва,о-гур-цы, по-ми-до ры, спи-цы, кры-ша, плы-вет,крас-ный, ша-ры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Согласный звук [ш], буква Ш

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группеТема: Согласный звук [ш], буква Ш...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Подготовительная группа

Конспект открытого фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: "Звук "Л". Буква "Л"". Подготовительная группа...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет. Тема «Звук и буква Ж». (первое занятие по теме)

Презентация содержит конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи от 6 до 7 лет по теме "Звук и буква Ж"....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"

ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамотев подготовительной группеТема: «Звуки [Б], [Б’]. Буква [Б]» ЦЕЛЬ: Закрепить знание звуков [ Б], [Б’] и буквы [Б]...

Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте (подготовительная группа) Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.

Коррекционно - обучающие цели: учить  детей давать  сравнительную  акустико – артикуляционную   характеристику  звуков Д-Дь; дифференцировать   звуки Д ...