Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте (подготовительная группа) Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Мостовщикова Татьяна Валентиновна

Коррекционно - обучающие цели: учить  детей давать  сравнительную  акустико – артикуляционную   характеристику  звуков Д-Дь; дифференцировать   звуки Д – Дь  на  слух  и  в  произношении упражнять   в  подборе   слов с  учётом   позиции  в  них звуков (с  наглядной  опорой  и  без  неё); упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить выполнять  графические   упражнения;

Коррекционно -развивающие  цели: развивать умение анализировать слова и выкладывать графическую схему; тренировать детей в  узнавании знакомого  звука   в  загадках, закрепить навык  слогового  анализа  и  синтеза; развивать  внимание, память, мышление, фонематический   слух и  восприятие;

Коррекционно - воспитательные цели: воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_d_d_bukva_d.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте

(подготовительная группа)

Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.

Коррекционно - обучающие цели: учить  детей давать  сравнительную  акустико – артикуляционную   характеристику  звуков Д-Дь; дифференцировать   звуки Д – Дь  на  слух  и  в  произношении упражнять   в  подборе   слов с  учётом   позиции  в  них звуков (с  наглядной  опорой  и  без  неё); упражнять в делении слов на слоги; продолжать учить выполнять  графические   упражнения;

Коррекционно -развивающие  цели: развивать умение анализировать слова и выкладывать графическую схему; тренировать детей в  узнавании знакомого  звука   в  загадках, закрепить навык  слогового  анализа  и  синтеза; развивать  внимание, память, мышление, фонематический   слух и  восприятие;

Коррекционно - воспитательные цели: воспитывать у детей аккуратность при использовании раздаточного материала.

Раздаточный материал: зеркала, мяч, «звуковые пеналы», «звуковые линейки», цветные фишки для звукового анализа, «лабиринт», цветные карандаши, «светофоры», куклы Дима и Даша, предметные картинки, бубен или аудиозапись.

       

            ЭТАП

                         

                                ХОД       ЗАНЯТИЯ

Организационный

         момент

    «Назови первый звук своего имени»

Введение  в  тему

- Выделите первый  звук  в  названии  картинок 

 Дуб, духи, дыня

Дятел, дельфин,

- Сегодня  на  занятии  мы  будем  работать  с  звуками Д и Дь, и познакомимся с  буквой, которая  обозначает эти два звука.

 

Этап  обучения

   Сравнительная    акустико -  артикуляционная

характеристика звуков.

«Д» — губы и зубы разомкнуты. Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки. Голосовые связки сомкнуты. Язык широко распластан, кончик поднимается и смыкается с верхними резцами. Звyк [Д] – твёрдый, звoнкий, сoглaсный.  

Звyк [Д']: кoнчик языкa упиpaeтся в нижниe зyбы, спинкa языкa выгнyтa кpутoй гopкoй и  пpижимaeтся пepeднeй чaстью к бугopкaм зa веpxними зyбaми. Пoд нaпopoм выдыxaeмoгo вoздухa пepедняя чaсть языкa oтpывaeтся oт бyгopкoв. Гoлoсoвыe связки paбoтaют, гopлo дpoжит (eсть гoлoс). Звyк [Д'] – мягкий, звoнкий, сoглaсный.

   Логопед  предлагает  детям  самостоятельно  дать  характеристику  звукам  используя  символы (звонок, синий  квадрат, зелёный  квадрат, красный  квадрат). Обратить внимание на   общее  и  различие, взяв во   внимание     символы – обозначения.

         Дид. упр. «Хлопушка» - звуки

Дид. упр. «Скажи  наоборот» (с мячом) - слоги

Да – дя, до – дё, ду – дю, дэ – де, ды – ди

Дя – да, дё – до, дю – ду, де – дэ, ди - ды

Фонетическая  разминка «Колокол и колокольчик» - слова ДИНЬ - ДОН

Дид. упр. «Светофоры»

   Перед ребенком лежат синий и зеленый «светофор». Если в словах, которые произносит взрослый, находится твердый звук Д, то ребенок поднимает синий «светофор». Если мягкий звук ДЬ - зеленый «светофор».

Дерево, садовник, Денис, звезда, дом, дуб, дети, удар, Дима, диво, дача, Надя, Даня, одеяло, домино, дятел, дым.

   Дид. упр. «Назови слово, которое начинается на…»

ДЫ – дым, ды́ня, дыра

ДУ – духи́, дуб, дупло́, душ, душа

ДА – да́ча, дама,

ДО – дочь, дождь, дом, доски

 ДЕ – де́рево, день, дети, дельфин

ДИ – дива́н, диво

   Знакомство  с  буквой  Д (Чем  отличается звук от буквы ?)

                   Д – с высокой  крышей  дом

                   В этом  доме  мы  живём.

На что похожа буква Д?

   

  Динамическая

       пауза

   Дидактическая игра «Карусель»

  • Назови картинку
  • Один – много
  • «Мой, моя, мои, моё»
  • «Раздели слово на слоги»

Этап  закрепления

    Дидактическая упражнение «Подари  подарки  Диме    и Даше»  (использование  картинок из «Карусели»)

 

   Игра «Составь предложения».

   Взрослый просит ребенка составить предложения по следующим опорным словам:

Надя - духи                              Дуб - желуди                     Дорога – дети                

Карандаш – дельфин      Подушка – одеяло          Дятел – дупло                

Диван – дом                    Ягоды – холодильник     Гвозди - доска

  •            «Отгадай  загадки»

Друг на дружке ровно в ряд

Эти кубики стоят,

В каждом есть окно и вход,

В каждом кто-нибудь живет (дом)

Хорошо, когда он есть,

На него и лечь, и сесть…

Он для отдыха нам дан,

Мягкий плюшевый … (диван)

 

Звуко – буквенный  анализ.

 «Звуковой  пенал» составить схему слова

(ДОМ, ДИВАН)

    «Лабиринт» - закрась буквы Д.

   Итог

    Оценка  деятельности  детей  на  занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте "Королевство Читай-ка"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с нарушениями речи (подготовительная группа)...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Сборник рекомендованых упражнений и заданий по развитию речи....

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Перспективный тематический план занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте....

Картотека занимательных упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте

Картотека занимательных упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте...