Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: Звук [Ы]. Буква Ы.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Целью занятия является : знакомство детей  со звуком [Ы] и буквой Ы.

В ходе занятия осуществляется работа  по формированию представлений у детей о гласных звуках, их дифференцирующих признаках;работа по уточнению артикуляционных признаков звука [Ы] и на этой основе обучение детей различать звук в потоке звуков, слогов и слов, определять позицию звука в словах; совершенствование  умения выполнять звуко-буквенный анализ слов типа  кот, дуб; закрепление умения образовывать существительные множественного числа именительного падежа; развивитие слухового внимания, зрительного восприятия, воображения, мелкой моторики, координации речи с движением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zvuk_y._front.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по совершенствованию навыков звукового анализа

 и обучению грамоте

 в подготовительной к школе группе.

Тема: Звук [Ы]. Буква Ы.

Цель: Знакомство со звуком [Ы] и буквой Ы.

Задачи:

- продолжить работу по формированию представлений у детей о гласных звуках, их дифференцирующих признаках;

- уточнить артикуляционные признаки звука [Ы] и на этой основе учить детей различать звук в потоке звуков, слогов и слов, определять позицию звука в слове;

- совершенствовать  умение выполнять звуко-буквенный анализ слов типа  кот, дуб;

- закреплять умение образовывать существительные множественного числа именительного падежа;

- познакомить детей с буквой Ы;

- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику, координацию речи с движением.

Оборудование:

 «Человечки», изображающие артикуляцию гласных звуков [А], [О], [У], [И], [Ы]; картинки «дом», «кит», «дуб», «мак», «дым» и соответствующие им карточки-слова с пропущенными гласными буквами;

веер гласных на каждого ребёнка»;

 «звуковые» домики для определения места звука в слове;

 картинки «дыня», «мыло», «дым», «коты», «весы»;

«ниткопись» на каждого ребёнка;

демонстрационные картинки «Буква Ы».

Ход занятия:

1. Организация детей на работу.

   (Развитие слухового внимания и понимания речи).

- Дети, садиться  на свои места вы будете по очереди. Будьте внимательны.                                   Сядет тот, на ком белая футболка;  на ком джинсовый сарафан; тот,  у кого  светлые волосы; тот у кого серые  глаза и т.п.

2. Сообщение темы занятия.

Закрепление  материала об изученных ранее гласных звуках, их признаках.

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и буквой, которой он обозначается.

  - Скажите, чем звуки отличаются от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем).

  - Посмотрите на доску. (На доске размещены фигурки «девочек», на лицах которых отображена артикуляция звуков [А], [О], [У], [И]).

Здесь девочки приготовились произносить звуки. Догадайтесь, какие.                                       Какой звук хочет произнести первая девочка? (Первая девочка хочет произнести звук А).

- Как ты догадался? (При произношении звука [А] рот открывается широко).

- Какой звук хочет произнести вторая девочка? (Вторая девочка хочет произнести звук [У]).

- Как ты догадалась? (Когда произносят звук [У], губы вытягиваются «трубочкой»).

(Аналогично разбираются остальные артикуляционные уклады).

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

       У девочек в платьицах красных
      По-разному рот открывается,
      И только поэтому разные
      Звуки у них получаются.

- Произнесём ещё раз эти звуки вместе с нашими девочками:

(Поочерёдно показываю на фигурки «девочек» и воспроизвожу вместе с детьми

звуки [А], [О], [У], [И], сопровождая их артикулирование соответствующими ручными позами)

- Что это за звуки? (Это гласные звуки).

- Что вы знаете о гласных звуках? (Их можно петь, тянуть сколько угодно. Они произносятся голосом. При их произношении язык и зубы не мешают).

- Вы правильно перечислили основные признаки гласных звуков.

 Вспомним стихотворение о гласных:

3. Логоритмическое упражнение «Гласные звуки»

(Развитие координации речи с движением)

Звуки гласные мы знаем,    (Поочерёдно ритмично стучат кулачками и 

Без труда из различаем:        ладошками друг о друга)

А, О, У, И –                           (Показывают ручными символами каждый                

                                                звук)

Вот такие все они.                 Поочерёдно ритмично стучат кулачками и 

                                                ладошками друг о друга)

Нет для них преграды,          («Грозят» указательным пальцем)

Петь их очень рады.               (Изображают «пение в микрофон»)

4. Упражнение «Какая буква спряталась?»

(Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа).

-  Звуки обозначаются буквами и могут прятаться в словах.

(На доске размещены картинки «дом», «кит», «дуб», «мак», «дым» и соответствующие им карточки-слова с пропущенными гласными буквами:                          

    Д…М,    К…Т,    Д…Б,    М…К,    Д…М.).

- В этих словах потерялись буквы. (Показываю на доску).

 - Возьмите веера с буквами. Покажите гласную букву, которая потерялась в слове «дом»? (показываю на картинку «дом»)

(Дети на веерах показывают букву О).

- Алёша, как ты догадался, что в слове «дом» потерялась буква О? (Когда мы произносим слово «дом», губы вытягиваются «овалом»).

(Аналогично прорабатываются картинки «кит», «дуб», «мак»).

- А какая буква потерялась в слове «дым»? (показываю на картинку «дым»).

(Дети приходят к выводу, что у них нет такой буквы).

- Что это за буква и какой звук она обозначает, нам предстоит выяснить.

5. Физкультминутка.

(Развитие общей моторики. Выполнение движений по тексту).

Сюда скорее выбегайте

И в широкий круг вставайте!

Вот весёлая зарядка.                      

Выполняйте по порядку.

Ровно встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели — встали, сели — встали.

Вы, надеюсь, не устали?

Надо нам свободней встать

И спокойнее дышать.

6. Игра с мячом «Один – много».

(Закрепление умения образовывать существительные множественного числа именительного падежа. Подготовка к выделению гласного звука Ы из позиции «конец слова». Развитие общей моторики).

 - Сейчас я буду называть один предмет, а вы, поймав мяч, – называете много таких предметов.

кот – коты

кит – киты

куст – кусты

хвост – хвосты

дуб – дубы

рот – рты

мост – мосты

крот – кроты

7. Выделение звука [Ы] из позиции «конец слова».

Назовите ещё раз эти слова и потяните последний звук.

(Дети произносят: «Котыыы, хвостыыы, китыыы…)

- Что общего заметили во всех этих словах?

(Во всех словах в конце слышится звук [Ы]).

8. Работа с индивидуальными зеркалами.

(Наблюдение за артикуляционным укладом звука [Ы]. Определение признаков гласного звука).

- Поставьте зеркала перед собой на столе. Произнесём вместе звук Ы долго. (Произносят).

- Что делают губы, когда произносим звук[Ы]? (Губы рисуют полукруг, уголки губ смотрят вниз) Зубы? (Зубы не смыкаются). Язык? (Язык не мешает.)

- Положите руку на шею. Произнесём ещё раз звук [Ы]. Что вы чувствуете? (Работает горлышко).

Значит, с помощью чего мы произносим этот звук?    (С помощью голоса).

Произнесём звук быстро. (Произносят). Долго. Тихо. Громко и долго.

Что вы можете сказать, что это за звук? (Это гласный звук).

Как догадались? (Его можно петь, тянуть сколько угодно, он произносится голосом. При произношении язык и зубы не мешают).

Молодцы! Посмотрите у девочек появилась ещё одна подружка, которая произносит гласный звук [Ы].

9. Упражнение «Будь внимателен».

(Развитие умения выделять звук в потоке звуков, слогов, слов).

- Встаньте рядом со столами. Закройте глаза. Я буду произносить разные звуки, слоги, слова, а вы, услышав звук [Ы], должны поднять руки вверх.

Материал: А, Ы, У, Ы, Ы;  

                  АМ, ЫТ, УТ, КО, КЫ;    

                 ДЫМ, НОС, СЫН, ВОДА, МЫЛО.

10.Упражнение «Звуковые домики».

(Развитие умения определять позицию звука в слове).

- У вас на столах картинки, в названиях которых есть звук [Ы]

(Картинки «дыня», «мыло», «дым», «коты», «весы», «усы»).

-  Назовите картинку и скажите, где стоит звук [Ы]: в начале, в середине или в конце слова?

- Поставьте эту картинку в нужный домик.

(«Звуковые» домики на доске. Дети выходят по одному к доске, называют свою картинку, определяют место звука в слове. Ставят под соответствующим

 

«домиком» и проговаривают: «У меня на картинке дыня. Звук [Ы] слышится в середине слова. Поставлю картинку под вторым домиком»).

- Ещё раз назовём картинки, в названиях которых звук Ы в конце слова. (Дети хором проговаривают).

-  А теперь картинки, в названиях которых звук [Ы] находится в середине слова.

- Посмотрите. В первом домике не оказалось ни одной картинки. Почему? (Потому что нет слов, которые начинаются на звук [Ы]).

11. Знакомство с буквой. Выкладывание её на бархатных ковриках нитками.

(Развитие зрительного восприятия, воображения, мелкой моторики).

- А вот и буква, которой обозначается звук [Ы].

«Ы» - сказала буква Ы, (Показывается буква Ы).
Озорная буква Ы.
Я не просто буква «Ы»
Я несчастная, увы… 
Я в начале не бываю:
Слов своих не начинаю – 
Все в конце, увы, увы,
Ставят чаще Ы-Ы-Ы. 
Вот какая буква Ы -  невезучая, увы!

- На что похожа буква Ы? (Ответы детей)

(Показ стилистической буквы Ы)

«Ы – какая ты толстушка!

Твой животик, как подушка!

Чтобы легче было жить,

Палочку пришлось добыть!»

                              (И. Лопухина)

- Чтобы наша буква Ы не грустила, выложите её на бархатном коврике из ниточек.

12. Итог занятия. Оценка деятельности детей.

- Итак, с каким новым звуком вы сегодня познакомились?   (Мы познакомились со звуком Ы)

-  Что о нём узнали? (Звук [Ы] – гласный. Нет слов на звук [Ы]).

- Молодцы! Вы очень хорошо  поработали на сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте "Королевство Читай-ка"

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с нарушениями речи (подготовительная группа)...

Мастер - класс учителя – логопеда. Тема: «Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте детей с нарушением речи».

Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие навыков звукового ана...

Картотека упражнений по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте.

Сборник рекомендованых упражнений и заданий по развитию речи....

Занятие по совершенствованию навыков звукового анализа и обучения грамоте (подготовительная группа) Тема: Звуки Д – Дь, буква Д.

Коррекционно - обучающие цели: учить  детей давать  сравнительную  акустико – артикуляционную   характеристику  звуков Д-Дь; дифференцировать   звуки Д ...

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительная к школе группа . Тема «Звуки [к] и [к ‘], буква Кк».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе тема: «Звуки [к] и [к ‘], буква Кк» Целью занятия является: уточнение артикуляции звуков [к] и [к ']; упражня...