Консультация для родителей и педагогов ДОУ "Правильно ли развивается речь ребенка?"
консультация

Кружалина Евгения Васильевна

Статья содержит материал по возрастным группам с указанием нормы и патологии речевого развития, а также рекомендации по развитию речевых навыков в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravilno_li_razvivaetsya_rech_rebenka.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Правильно ли развивается речь ребенка?

Очень часто встречаются различные нарушения речевого развития детей. Поэтому педагогам и родителям необходимо знать речевую норму, которой ребёнок должен овладеть к своему возрасту. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются ещё до года, а к двум годам они должны хорошо понимать речь и пользоваться простой фразой. Но у современных детей часто встречаются различные формы запаздывания речевого развития, некоторые формы запаздывания могут грозить ребёнку нарушениями в дальнейшем развитии. В практике нередко встречаются родители-«молчуны», которые в силу своих личностных особенностей вообще очень мало разговаривают как между собой, так и с другими людьми. По понятным причинам речь детей в таких семьях резко задерживается в развитии – чему же здесь ребёнок может подражать? Разве что молчанию. Вот он и молчит. В присутствии ребёнка родители обязаны достаточно много разговаривать. Многие родители, не страдающие речевыми расстройствами, имеют обыкновение говорить небрежно и в ускоренном темпе, роняя слова как бы вскользь, мимоходом. Точно так же они разговаривают и со своим ребёнком.

До трёх лет усваивается произношение несложных звуков: И, Ы, У, Н, Т, В. Более сложные звуки (С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Р, Л) ребёнок учится правильно произносить начиная с трёх лет.

В три года у детей появляются первые обобщённые слова: мебель, посуда, одежда. В этом возрасте ребёнок уже употребляет слова с различными формами окончаний (стол–столы, рисует чем–карандашом). Дети допускают ошибки, свойственные их возрасту, например, в следующих случаях: ест ложком, окны. До четырёх лет эти ошибки считаются нормой.

В ряде случаев ребёнок может надолго застревать на первых словах – дальнейшее накопления словаря не происходит или слова носят лепетный характер и непонятны для окружающих. Тревожным симптомом это будет считаться к четырём годам.

Что касается звукопроизношения, то в этом возрасте ещё встречается смягчённое произношение звуков: сянки, тиква; но свистящие С, З, Ц уже начинают произноситься правильно. Шипящие звуки ребёнок может заменять. Вместо «шапка» говорит «тяпка», «сяпка», «сапка».

Если Вы замечаете, что ребёнок не говорит или неразборчиво лепечет, нужно выяснить два основных момента: 1) хорошо ли понимает ребёнок речь окружающих. У ребёнка могут быть определённые мозговые нарушения, вследствие которых ребёнок не понимает речь, как бы не слышит её при нормальном слухе. 2) не нарушена ли подвижность речевых органов. Это могут быть легкие параличи мышц языка, когда язык малоподвижен, ребенок не может выполнить простые движения языком по заданию взрослого: вытянуть губы в трубочку или высунуть язык; наблюдается повышенное слюнотечение, или ребёнок говорит сильно «в нос» (гнусавость). Это повод обратиться за консультацией к логопеду, детскому психоневрологу.

В четыре года ребёнок правильно определяет и называет местоположение предметов (слева, справа, рядом), называют части и детали предметов, правильно используют предлоги, учатся использовать простые и сложные предложения. Пересказывают небольшие сказки, поддерживают беседу: задают вопросы правильно по форме и содержанию, отвечают на вопросы.

В этом возрасте исчезает смягчённое произношение звуков, шипящие могут произноситься недостаточно чётко. Не у всех детей ещё формируется звук Р.

В пять лет дети используют в речи прилагательные, наречия, предлоги точно по смыслу. Учатся согласовывать существительные с числительными (нет пяти яблок). Развивается умение самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картинке, из личного опыта, передавая хорошо знакомые события. В этом возрасте правильно произносятся свистящие, шипящие. Могут встречаться ошибки при различении похожих звуков (Ш-Ж, Ч-ТЬ) недостаточно сформированными являются звуки Р, Л.

С 6 до 7 лет речь детей характеризуется следующими признаками:

– расширяется запас слов, в речи используются синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением;

– закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными, местоимениями;

– дети образуют по образцу существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную, превосходную степень прилагательных;

– используют в речи предложения разных видов;

– дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы по плану, по картине, серии сюжетных картинок; умение составлять небольшие рассказы из личного опыта;

– звуковая сторона речи в этом возрасте усвоена полностью, звуки дифференцируются на слух и в произношении.

        Однако нередко наблюдается недосформированность тех или иных речевых навыков. В логопедии существует такое понятие как неярко выраженное общее недоразвитие речи. Это не диагноз, а небольшое снижение речевой функции, которое все же находится в рамках нормы. Оно проявляется как употребление неправильных окончаний, неумение подобрать нужное слово, неумение выделить звук из слова и при этом неправильное произношение одного или нескольких звуков в речи. Существует также понятие лексико-грамматического недоразвития. Оно проявляется в недостаточном лексическом запасе, грамматических ошибках при правильном звукопроизношении. Эти особенности речи могут повлечь за собой трудности при дальнейшем обучении в школе. Поэтому было проведено обследование речевого развития детей подготовительных групп с целью выяснить, соответствует ли речевое развитие детей показателям в норме.

        В процессе обследования детям предлагалось выполнить задания на подбор существительных, глаголов, изменение существительных  по числам, падежам, употребление нужного предлога с существительным, образование уменьшительно-ласкательной формы существительного, прилагательного от существительного, названия детёнышей животных. Также исследовались фонематические процессы и умения произвести звуковой анализ (кот, банка, дом – назвать количество и последовательность звуков).

Если обобщить, то можно назвать категории наиболее сложные для детей данного возраста:

– подбор антонимов (в основном глаголов);

– подбор предлога (вызвал затруднение предлог над);

– подбор глагола к существительным (волк, лошадь, маляр);

– употребление существительных во множественном числе в родительном падеже (пять карандашов);

– образование названий детёнышей (барсук, корова);

– образование относительных прилагательных (металл, мех).

В результате педагогам можно порекомендовать обратить внимание на речь детей на занятиях и в свободной деятельности, проводить некоторые упражнения и игры, которые помогут детям лучше усвоить лексико-грамматический строй языка.

Игра «Два и пять»

Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными, употреблении существительных во множественном числе.

Ход игры: Перед детьми на наборном полотне карточки с изображением цифр 2 и 5. К цифрам воспитатель ставит предметные картинки и предлагает: «На картинках изображено по одному предмету. Интересно, а как правильно сказать, если бы этих предметов было два (пять)?» За правильный ответ ребенок получает фишку.

Усложнение: воспитатель предлагает поиграть по-другому. Объясняет: «Перед нами две пчелы и пять стульев. Сейчас тот, кому я дам фишку, должен сказать, чего не стало. Например: не стало двух пчел и пяти стульев».

Игра «Мишка-хвастунишка»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных и наречий.

Ход игры: на роль Мишки-хвастунишки выбирается ребенок. Воспитатель начинает предложение, а ребенок его заканчивает, употребляя услышанный признак в сравнительной степени. Например: воспитатель – «У меня длинный шарф», ребенок – «А у меня длиннее». Или «Я прыгаю высоко -  а я выше».

Игра «Чей хвост? Чья голова?»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Ход игры: по картинкам дети определяют, чей хвост и чья голова изображены и образуют притяжательные прилагательные: «Лисий хвост, лисья голова».

Игра «Скажи наоборот»

Цель: упражнять в подборе антонимов.

Ход игры: воспитатель называет признак и бросает ребенку мяч. Тот должен подобрать слово с противоположным значением. В игре важно подбирать антонимы к различным частям речи: к существительным – жара,  добро, польза; к прилагательным – темный, широкий, новый; к глаголам – уронил, закрывать, нашел, ложиться; к наречиям – низко, много, легко и т.п.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.

Ход игры: у детей карточки лото с изображением различных предметов. Воспитатель называет предмет и тот материал, из которого он сделан, например: «Шкаф из дерева». Дети ищут изображение этого предмета у себя на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать картинку, образуя относительное прилагательное, например: «Деревянный шкаф» - и закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Игра «Кто кем был?»

Цель: упражнять в образовании названий детенышей животных и употреблении их в творительном падеже.

Ход игры: Воспитатель показывает детям изображение животного, дети должны ответить на вопрос: «Кем был…(лев, волк, медведь и т.д.)?» - «Лев был львенком».

Усложнение: упражнять детей в употреблении сложносочиненных предложений с союзом а. Дети играют в паре. Один ребенок выбирает две картинки с изображением животных, второй составляет предложение. Например: «Волк был волчонком, а белка – бельчонком.»

Данные упражнения помогут привлечь внимание детей к лексико-грамматическим конструкциям родного языка.

При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.

Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. Следует позаботиться о том, расширяется ли кругозор ребенка, знает ли он то, что его окружает. Обратите внимание, часто ли ребенок задает вопросы–почемучки. Внимательное отношение взрослых к вопросам ребенка способствует его развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов «Нужно ли развивать слуховую память?» Несколько практических советов и упражнений для развития слуховой памяти.

Слуховая память играет большую роль в развитии каждого ребенка. Ведь, когда ваш ребенок пойдет в школу, ему придется не только воспринимать всю информацию на слух, но и обрабатывать ее, а за...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»«Развитие мелкой моторики помогает развивать речь»Считалось, что главное, от чего зависит развитие ...

Консультация для родителей: "Как читать сказку и развивать речь"

Консультация: "Как читать сказку и развивать речь"...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики помогает развивать речь» ( младшая группа)

Развитие мелкой моторики, помогает развивать речь У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной системы....

Консультация для родителей: "Как современные педагогические технологии развивают речь ребенка. Составление описательных рассказов с использованием схем, мнемотаблиц."

Сегодня наблюдается тенденция к возрастанию количества учеников  1-го класса с нарушениями устной и письменной речи как следствие объективных и субъективных  факторов. Одним из факторов...