Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Хисмутова Ольга Сергеевна

Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Подготовительная к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovitelnaya_gruppa_plan_po_temam.docx42.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №77 «Сказка» городского округа «город Якутск»

г. Якутск ул. Хабарова 21/7 тел./факс 43-86-16

Рабочая программа по кружковой деятельности

«ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА»

Дата начала работы: 01.10.2020

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2021

Учитель-логопед

 Хисмутова О.С.

г. Якутск, 2020

Введение

Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься коррекцией речи как можно раньше. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами. Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен уже овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей, как показал мониторинг, этот процесс задерживается в силу ряда причин:

  • нарушения в анатомическом строении речевого аппарата;
  • функциональной незрелости речевых зон головного мозга;
  • несформированности произвольных движений и т.д.

Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую группу. Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является кружковая работа по логопедической ритмике. Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Отечественные ученые (В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гри-нер и другие) занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях: исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса. Вопросами артикуляционной гимнастики также занимались теоретики и практики логопедии: М.Е. Хватцев, О.В.  Правдина, М.В. Фомичёва, Л.С. Волкова, Т.Б. Филичёва, Н.А. Чевелёва и др. Самые разные взгляды сведены к одной мысли: коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий. Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, разработанная вышеизложенными представителями в области корректировки речи дошкольников легла в основу программы кружковой работы.

       Актуальность определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Цели и задачи кружка «Веселая логоритмика»

Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия.

Задачи:

образовательные:

- формировать двигательные умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать координацию, переключаемость движений;

- знакомить с метроритмикой;

воспитательные:

- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом;

- совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма;

коррекционные:

- развивать речевое дыхание;

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать грамматический строй и связную речь;

- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- развивать дыхание, моторные, сенсорные функции:

- воспитывать чувство равновесия, правильную осанку, походку.

Элементы, имеющие оздоровительную направленность

Ожидаемые конечные результаты реализации программы кружка: подготовленность артикуляционного аппарата к овладению нормами звукопроизношения родного языка.

Оценка эффективности программы (оценка звукопроизношения) осуществляется 2 раза в год: в сентябре - первичная, в мае – повторная с подведением итогов работы за учебный год. Задача: изучить динамику изменения звукопроизношения.

Программа кружка предполагает проведение логоритмических занятий с группой один раз в неделю. Продолжительность занятия в подготовительной к школе группе – 25-30 минут. Общее количество учебных занятий в году – 36. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме.

Структура непосредственно-образовательной деятельности

Структура занятий: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 3-7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 10-15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а также следующие виды упражнений:

- на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

- на развитие внимания;

- регулирующие мышечный тонус;

- счётные упражнения;

- формирующие чувство музыкального размера;

- на развитие чувства темпа и ритма;

- на развитие координации движения;

- на координацию речи с движением;

- на координацию пения с движением;

- на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 2-7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- артикуляционную (логопедическую) гимнастику;

- чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

- упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

- фонопедические упражнения по методу В.В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

- песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

Чистоговорки и пальчиковые игры можно использовать на других занятиях. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и др.

Основные направления работы логоритмического кружка:

Музыкально-ритмические упражнения и игры.

  • Продолжить формировать навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
  • Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двухчастной и трёхчастной формой музыки.
  • Продолжить совершенствовать навыки основных движений (ходьбы, бега).
  • Развивать эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений, используя мимику.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика.

  • Вырабатывать энергичное сокращение мускулов гортани, глотки.
  • Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, вырабатывать движения языка вверх.
  • Вырабатывать выдувание воздуха поочерёдно правым и левым углом рта.
  • Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в расслабленном состоянии.
  • Развивать умение поднимать боковые края языка.
  • Стимулировать движения нижней челюсти.
  • Укреплять губы.
  • Развивать гибкость и точность движений кончика языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка.
  • Развивать мимико-артикуляторные мышцы.
  • Развивать мышцы шеи.

Пальчиковая гимнастика.

  • Развивать моторику кистей и пальчиков рук.

 Фонопедические упражнения.

  • Укреплять гортань.
  • Развивать речевое дыхание, голос, интонационную выразительность, темп речи.

 Пение.

  • Формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно.
  • Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.
  • Учить смягчать концы фраз, чётко произносить слова.
  • Учить петь с инструментальным сопровождением и с голосом музыкального руководителя (воспитателя).

Коммуникативные игры и танцы.

  • Развивать динамическую сторону общения.
  • Развивать эмоциональность.
  • Развивать позитивное самоощущение.

 Упражнения на релаксацию.

  • Снимать эмоциональное и физическое напряжение.

Календарно-тематический план работы логопедического кружка

 «Веселая логоритмика»

Подготовительная к школе группа

Месяц

Тема

Задачи

Формы проведения занятия

Методическое оснащение и дидактический материал

Литература

1

IX

«Дядюшка Ау»

Развивать слуховое и зрительное восприятие;

чувства темпа и ритма через стихотворные произведения

Занятие-путешествие

Иллюстрации осеннего леса, карточки слогов, фонограммы

№ 5, стр8, №1

2

IX

«Сергиюшко» по мотивам сказки Е.Честнякова

Совершенствовать общую и мелкую моторику. Расширять лексический запас. Развивать слуховое внимание и зрительную память.

Тематическое занятие

Иллюстрации,

маска совы, фонограммы.

№ 5, стр14, №2

3

IX

«Медведь и хвост»

Развитие слухового внимания. Совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия.

Занятие-путешествие

Иллюстрации птиц, карточки с ритмоформулами, фонограммы, маски

№ 5, стр19, №3

4

IX

Магазин «Природа»

Развитие слухового внимания. Совершенствование общей моторики, мимики;

Занятие-игра

Иллюстрации осеннего леса, карточки слогов, фонограммы

№ 5, стр23, №4

5

X

«Сивка-бурка»

по мотивам рус. нар. сказки

Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику.

Тематическое занятие

Фонограмма, муз.инструменты, маски.

№ 5, стр28, №5

6

X

"Как заяц и дрозд урожай растили"

Развивать умение сочетать слово и движение; движение и словоулучшение общей моторики и координации движений; развивать коммуникативные навыки;

Тематическое занятие

Фонограмма, муз.инструменты, маски.

№ 5, стр33, №6

7

X

«Вершки и корешки» по мотивам

рус. нар. сказки

Совершенствовать общую и мелкую моторику. Расширять лексический запас. Развивать слуховое внимание и зрительную память. Учить выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью. Способствовать развитию мимической выразительности.

Занятие-путешествие

Фонограмма, муз.инструменты, маски, деревянные палочки, шляпа.

№ 5, стр39, №7

8

X

«Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка» по мотивам рус. нар. сказки

Развитие чувства темпа и ритма через стихотворные произведения. Развитие речевых и мимических движений через психогимнастику. Воспитание трудолюбия и желания помогать взрослым.

Тематическое занятие

Фонограмма, муз.инструменты, маски, деревянные палочки, шляпа

№ 5, стр44, №8

9

XI

«Лягушка-путешественница» по мотивам сказки В. Гаршина

развитие слухового внимания. Совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия.

Занятие-путешествие

Зеркальце

Фонограмма с записью голосов леса маски.

№ 5, стр49, №9

10

XI

«Новый каравай » по стихотворению В.Приходько

Развитие слухового внимания, общей моторики детей, формирование дли-тельного плавного выдоха (2-3 сек), развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие ритмической четкости и ловкости движений, ощущения музыкальной фразы, конец которой отмечается четким прыжком

Тематическое занятие

Иллюстрации, игрушки-машины, маски.

№ 5, стр54, №10

11

XI

«Четыре желания» по мотивам рассказа К.Ушинского

Развивать слуховое внимание и общую моторику, совершенствовать ориентировку на теле, закрепить умение ходить на носках, развивать длительный плавный выдох, учить регулировать силу выдоха, активизировать мышцы губ, учить воспроизводить длинные и короткие звуки звучащими жестами.

Тематическое занятие

Фонограмма, муз.инструменты, маски.

№ 5, стр58, №11

12

XI

«Разноцветная книга»

Развивать четкость и ловкость движений, ощущение музыкальной фразы,

развитие мелкой моторики рук, регулировать мышечный тонус, снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Тематическое занятие

Фонограмма, муз.инструменты, маски.

№ 5, стр 63, № 12

13

XII

«Проказы Зимы» по мотивам рассказа К.Ушинского

Развитие слухового внимания. Совершенствование общей моторики, мимики; развитие артикуляционных движений; развитие фонематического восприятия.

Занятие-путешествие

Фонограмма

Снежинки  на каждого ребенка, маски

№ 5, стр 68, № 13

14

XII

«Заяц, косач,медведь и дед мороз» по мотивам сказки В.Бианки

Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе.

Создать положительный эмоциональный фон.
Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, развивать память.

В мимических и лого-ритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.

Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.

В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте (снежинке)

Использовали массаж биологически активных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.

Комплексное занятие

Фонограмма, маски.

№ 5, стр72, №14

15

XII

«Почтовая история»

развитие слухового внимания, общей и пальцевой моторики,

артикуляционных движений.

Тематическое занятие

Иллюстрации, музыкальные молоточки, белые ленточки.

№ 5, стр76, №15

16

XII

«Как ворона Снегурочкой стала»

развивать звуковую фантазию;

слуховое воображение, развивать способности концентрировать внимание; развивать сотрудничество в группе, повышать уверенность в себе.

Тематическое занятие

Набор шумовых инструментов, колокольчики двух видов, металлофоны. треугольник, рубель; фонограммы, сюрприз-угощение.

№ 5, стр 81, № 16

17

I

«Двенадцать месяцев» по мотивам сказки С.Маршака

Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки развивать ориентировку в пространстве. Способствует снятию психологического напряжения (слушание звуков природы, пение птиц).

Развивать психические процессы: зри-тельное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений.

Тематическое занятие

Новогодняя елка, Фонограмма, маски.,

иллюстрации,

№ 5, стр 86, № 17

18

I

«Серебряное копытце» по мотивам сказки П. Бажова

Формировать у детей положительную мотивационную направленность к обучению грамоте, развитию речи.

Тематическое занятие

Фонограмма, маски.

иллюстрации,

№ 5, стр 90, № 18

19

I

« Зима-пекариха»

уточнить артикуляцию дифференцируемых звуков [з-с, з’-с’], установить различия по звонкости-глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции, развивать мелкую и крупную моторику

здоровьесберегающие: содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся; воспитательные: формировать положительную учебную мотивацию, воспитывать чувство эмпатии (сопереживания).

Тематическое занятие

Фонограмма, маски,

иллюстрации,

№ 5, стр 95, № 19

20

I

«Госпожа метелица» по мотивам сказки братьев Гримм

Закреплять понятие о вертикальных и горизонтальных линиях. Упражнять в правильной артикуляции изолированных согласных на одном выдохе, меняя тембр и громкость голоса. Развивать глазомер, пространственную ориентацию.

Развивать интонационную выразительность, речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитывать любовь к неживой природе и к прекрасному.

Тематическое занятие

Снежинки на каждого ребенка, фонограмма, маски.,

иллюстрации,

№ 5, стр100, №20

21

II

«Каша из топора»

»  по мотивам рус. нар. сказки

Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки. Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений.

Тематическое занятие

Фонограмма, маски

№ 5, стр103, №21

22

II

«Стойкий оловянный солдатик» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена

Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений.

Интегрированное занятие

музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики.

№ 5, стр107, №22

23

II

«Сказка о Иване – крестьянском сыне и Ытыре-Фытыре »

Способствует снятию психологического напряжения Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие

Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение. Развивать воображение и фантазию.

Тематическое занятие

музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски

№ 5, стр111, №23

24

II

«Звездный мальчик» по мотивам сказки О.Уайльда

Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки. Развивать ориентировку в пространстве. (Упражнение на развитие внимания, тропинка, самолет, машина).

Развивать психические процессы: зри-тельное, слуховое восприятие – разминка две мартышки. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки Развивать память, связную речь и координацию движений.

Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.

Занятие-игра

Иллюстрации, музыкальный молоточек, шапка

№ 5, стр115, №24

25

III

«Заколдованный холм» по мотивам английской народной сказки

Формирование бережного отношения к себе и ко всему, что нас окружает

Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки

Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение

Развивать память, связную речь и координацию движение

Тематическое занятие

Металлофон; карточки с изображением примет весны; магнитная доска; волшебные палочки.

№ 5, стр120, №25

26

III

«Два клена»

по мотивам рус. нар. сказки

развивать внимание и быстроту реакции; учить выразительно передавать игровые образы;

формировать эмоционально – радостные ощущения от активного участия в музицирование.

Занятие-игра

музыкальные инструменты

№ 5, стр125, № 26

27

III

«Как поп работницу нанимал» по мотивам сказки С.Писахова

Учить детей создавать образное изображение солнца речи.

Воспитание интереса к художественной литературе

Тематическое занятие

Макет (фасад) избушки. Ставни расписаны и открыты, музыкальные инструменты

№ 5, стр130, № 27

28

III

«Снегурочка»

по мотивам рус. нар. сказки

Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Развивать ориентировку в пространстве. (Упражнение на развитие внимания, тропинка, самолет, машина).

Развивать психические процессы: зри-тельное, слуховое восприятие – разминка две мартышки. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки

Развивать память, связную речь и координацию движений. Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать поведение.

Тематическое занятие

Картинки, маски, фонограммы.

№ 5, стр135, № 28

29

IV

«Звездный бал»

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую и дыхательную гимнастику.

Закреплять образование относительных прилагательны

Развивать артикулярную моторику, мимическую мускула-туру, жевательно-артикуляционные мышцы, мышцы губ, языка, умение переключаться из одной артикуляционной позы в другую.  Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Тематическое занятие

Мяч, маски,фонограмма

№ 5, стр139, № 29

30

IV

«Космонавтом быть хочу»

Закреплять умения выполнять артикуляционную, мимическую, пальчиковую гимнастику. Упражнять в употреблении притяжательных местоимений - мой, моя. Развивать мелкую моторику пальцев. Развивать артикуляционную моторику, речеслуховую память, творческое воображение. Воспитывать уважение к прфессиям.

развлечение

музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски

№ 5, стр143, № 30

31

IV

«Робот» по мотивам стихотворения В. Берестова

Закреплять умение выполнять артикуляционную пальчиковую гимнастику. Развивать мелкую моторику пальцев рук, Воспитывать бережное отношение к посуде.

Тематическое занятие

музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски

№ 5, стр148, № 31

32

IV

«Беляночка и Розочка» по мотивам немецкой народной сказки

Закреплять умение рисовать тонкими линиями простым карандашом. Закреплять образование уменьшительно-ласкательных существительных. Развивать глазомер. Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру мелкой моторики. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Прививать любовь к домашним животным.

Тематическое занятие

музыкальные инструменты – бубны и колокольчики или бубенчики, фонограмма, маски

№ 5,

стр152, №32

33

V

«Баллада о юном барабанщике»

Создать у детей положительное психоэмоциональное настроение. Совершенствовать координацию артикуляционных движений и движений пальцев рук. Учить произносить звук [Р] изолированно, в прямых, обратных слогах, словах. Продолжать учить выполнять звуковой анализ в обратных слогах. Развивать мелкую моторику рук, силу голоса, просодическую сторон у речи Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать заботливое отношение к природе.

Занятие-игра

Картинки, маски, фонограммы

№ 5, стр156, № 33

34

V

«В гостях у лесных гномов»

Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки

Развивать память, связную речь и координацию движений.

Тематическое занятие

Картинки, маски, фонограммы

№ 5, стр160, № 34

35

V

«Подарки гномов»

Формировать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции. Способствовать развитию самостоятельного проявления детей в различных видах музыкальной деятельности.

Занятие-игра

Картинки, маски, фонограммы

№ 5, стр165, № 35

36

V

«Приключение Буратино»

Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки. Развивать ориентировку в пространстве. Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки. Развивать память, связную речь и координацию движений.

Занятие-игра

Книга сказок с изображением сказочных героев, костюмы

игрушка Буратино

№ 5, стр169, № 36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре для детей подготовительной к школе группе

Рабочая программа образовательной области «Физическая культура» составлена в соответствии с программой под редакцией М.А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду» Мозаика – Синтез, ...

Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.

В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не...

Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Старшая группа

Рабочая программа по кружковой деятельности «ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА». Старшая группа...

Кружковая деятельность «Волшебные пальчики» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к бе...