ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры». Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.
проект по логопедии

Толстун Юлия Николаевна

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного бучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. Среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджеты, заменяющие порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Да и сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения детей азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Дошкольники, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Развитие речи у дошкольников в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и прочее. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дошкольники, которые испытывают, психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развернутое высказывание.

Цель проекта: развивать речь детей в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_kpk.docx53.69 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ ЦРР-детский сад №5 г. Россоши

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

«Развитие речи через коммуникативные игры».

Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории:

Толстун Юлия Николаевна 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Каждый взрослый знает, как важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Стремление к общению заложено в человеке с рождения, но не все умеют выстроить взаимоотношения с окружающими. Психологи доказывают, что общению нужно учиться с детства, при этом важная роль отводится семье. Что могут сделать родители для правильного бучения своего ребенка коммуникативным навыкам? На помощь семейному воспитанию приходит игровая деятельность, которая является основной в дошкольном возрасте. Среди всех игр нужно выделить коммуникативные игры для детей, потому что именно с их помощью формируется умение общаться.

Педагоги детских учреждений постоянно напоминают родителям, что сегодня в общении дошколят с окружающим миром возникает много проблем. Это вызвано разными причинами: появлением интернета и всевозможных гаджеты, заменяющие порой общение не только со сверстниками, но и с близкими. Да и сами родители недостаточно общаются со своими малышами, мало кто из них может похвастаться тем, что в семье принято совместно обсуждать какие-либо события, мирно разрешать конфликты, выслушивать мнение детей. Все это отрицательно влияет на коммуникативное развитие дошкольников и вызывает у специалистов серьезную тревогу. Дошкольник, плохо общающийся со сверстниками или не умеющий вообще включаться в общение, не интересен для окружающих, вырастает замкнутым, со сниженной самооценкой, высокой тревожностью и даже агрессивным поведением. Поэтому для родителей все средства для обучения детей азам общения будут хороши, но особая роль отводится коммуникативной игре.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема межличностных отношений является очень актуальной на сегодняшний день. Дошкольники, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Развитие речи у дошкольников в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую деятельность. Речь порождается потребностями жизни – труда, познавательной деятельности, игры и прочее. При нарушении связной речи отмечаются коммуникативные трудности, отклонения в познавательном развитии. Дошкольники, которые испытывают, психологические проблемы, не всегда могут правильно построить речевое развернутое высказывание.

Цель проекта: развивать речь детей в процессе игровой деятельности.

Задачи:

1.     Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения.

2.     Стимулировать развитие диалогической и монологической речи.

3.     Учить умению дифференцированно использовать интонационную выразительность в экспрессивной речи.

4.     Совершенствовать навыки группового взаимодействия.

5.     Развивать у детей способность ставить себя на место другого человека, выражать сочувствие, сопереживание.

6.     Развивать умение выражать свои суждения и мнения.

7.     Помочь детям в установлении контактов друг с другом.

8.     Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, учитель-логопед, психолог, воспитатели, родители.

Приемы и методы:

Наглядные: показ иллюстраций, просмотр видеоматериалов;

Словесные: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, оценка речи;

Игровые: игровой персонаж, сюрпризный момент, дидактические игры.

Материал: иллюстрации, сюжетные картинки, плакаты, смайлики, игрушки – Клоун, Кукла «Мирилка», шапочки-маски, атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр, ширма для театрализованной деятельности; художественная литература; ноутбук, интерактивная доска, магнитофон, записи музыкальных произведений.

Длительность: 1 месяц.

 

1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ, СБОР ИНФОРМАЦИИ.

1.     Календарно-тематический план на месяц.

Содержание

Приемы работы

Игры на снятие психологического и мышечного напряжения.

Игры:

«Воробьиные драки»

«Минута шалости»

«Злые и добрые кошки»

«Рисуем стихотворение»

«Рисуем на ладошках»

«Ласковый ветерок»

Физические упражнения:

Хороводная игра «Зайка»

«Шаронадуватель»

«Спортсмены»

«Полет»

Изучение и уточнение эмоциональных состояний и формирование умения передавать заданное эмоциональное состояние.

Беседы:

«Грусть и печаль»

«Злость, гнев, раздражение»

«Радость»

«Любовь»

«Застенчивость»

«Мир наших эмоций»

Игровые упражнения:

«Облака»

«Садовник»

«Угадай настроение»

«Говорящие предметы»

«Зеркало настроения»

«Посочувствуй другому»

«Закончи предложение»

«Царевна Несмеяна»

«В центре круга»

Чтение художественной литературы и драматизация:

А. Барто «Медвежонок невежа», «Игрушки»

А. Плещеев «Скучная картина»

Б. Заходер «Кискино горе»

В. Левин «Песенка о варенье»

В. Лунин «Радость»

Д. Хармс «Очень страшная история»

И. Токмакова «Мне грустно»

Л. Яковлева «Жираф»

Н. Екимова «Облака»

С. Маршак «Храбрецы»

Ф. Бобылева «Мила»

Прослушивание музыкальных фрагментов и определение эмоционального настроения:

А. Вивальди «Времена года»

Произведения из детского альбома П.И. Чайковского

Произведения Н.А. Римского-Корсакова

Игры, развивающие коммуникативные навыки.

Игры:

«Доброе животное»

«Ты мне нравишься»

«Хороший друг»

«Попроси игрушку»

«Веселая сороконожка»

«Поменяйся местом»

«Лесные братья»

Игры, направленные на развитие коммуникативных умений.

Игры:

«Ссора»

«Коврик мира»

«Пойми без слов»

«Рассказ по кругу»

«Вежливые слова»

Игры-ситуации: «Кто пришел», «Кляксы», «Угадай, что спрятано?», «Что изменилось?», «Отгадай, кто мы?», «Кораблик», «Три характера», «Магазин зеркал», «Разъяренная обезьянка», «Кто за кем», «Хитрец».

Сюжетно-ролевые игры:

«Больница»

«Парикмахерская»

«Магазин»

«Автосалон»

«Улица города»

 

2.     Модель взаимодействия учителя-логопеда с другими педагогами.

1.     Учитель-логопед и воспитатель.

Формы взаимодействия:

 Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной, пальчиковой, дыхательной гимнастики с детьми;

 Рекомендации по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий;

 Рекомендации по организации двигательного режима на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений);

 Рекомендации по проведению пальчиковых игр в стихах для использования их на физминутках, во время занятий по изодеятельности;

 Рекомендации по проведению работы над развитием речи, контроля за правильным звукопроизношением;

 Индивидуальные беседы с воспитателями о динамике развития двигательной активности детей с нарушениями речи.

2.     Учитель-логопед и педагог-психолог.

Работа педагога-психолога направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, ВПФ, снятия эмоционального напряжения.

Формы взаимодействия:

 Индивидуальные беседы о психолого-педагогических особенностях детей с речевыми нарушениями;

 Совместный поиск путей коррекции поведения некоторых воспитанников;

 Подбор материала для закрепления в разных видах детской деятельности полученных логопедических знаний, а именно: работа с разрезными картинками, дидактическими речевыми играми, со строительным материалом;

 Участие в обследовании детей с ОВЗ с целью выявления уровня их развития, состояния общей и мелкой моторики, особенностей познавательной деятельности;

 Участие в проведении совместной диагностики детей с отклонениями в развитии;

 Консультирование и направление родителей к разным специалистам по совместному решению с педагогом-психологом.

3.     Учитель-логопед и музыкальный руководитель.

На музыкальных занятиях проводится работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной, мелкой и общей моторики, активизации внимания, воспитанию музыкального ритма, ориентировке в пространстве. Все это благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.

Формы взаимодействия:

 Беседы с музыкальным руководителем о развитии просодической, темпо-ритмической стороны речи, развитии речевого дыхания у детей-логопатов на музыкальных занятиях.

 Участие в составлении сценариев праздников, программ развлечений и досугов, распределении ролей.

 Помощь музыкальному руководителю в подготовке к утренникам и праздникам, присутствие на репетициях, участие в различных праздничных мероприятиях.

 Участие в организации и проведении театрализованных представлений.

 

3.Методы и приемы на развитие коммуникации.

1.     Словесные методы.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец – правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука,, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение – раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания – разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи – мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются, прежде всего, положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные  могут быть констатирующими (репродуктивные) – «Кто? Что? Какой? Где? Как? Куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями – «Почему? Зачем? Чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

2.     Наглядные методы.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем.

Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

3.     Практические методы.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации, по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, то есть все методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ воспитателя.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

4.     Игровые методы.

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежутках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах.

Игровые приемы: внесение игрушек; создание игровых ситуаций; обыгрывание игрушек, предметов; сюрпризность, эмоциональность; внезапность появления, исчезновение игрушки; изменение местоположения игрушек; показ предметов в разных действиях; интригующие обстановки.

 

2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ.

1.     Особенности речевого развития детей с ОНР.

Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимаются различные сложные речевые нарушено формирование всех компонентов речевой системы. В термине расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте общее недоразвитие речи констатируется то, что речевая функция неполноценна целиком. Отмечается несформированность всех систем языка – фонематической, лексической (словарный запас), грамматической (правила словообразования и словоизменения, правила связи слов в предложениях). Вместе с тем в картине ОНР у разных детей имеются определенные индивидуальные особенности.

Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии. С учетом степени несформированности речи Р. Е. Левина выделила три уровня ее недоразвития.

Характеристика второго уровня недоразвития речи.

На этом этапе дети используют более развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В речи ребенка имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, личных местоимений), иногда появляются предлоги и союзы. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазии (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты. Так, например, вместо слова «чулок» ребенок использует слово «нога» и воспроизводит жест надевания чулок, вместо слова «режет» ребенок произносит слово «хлеб» и сопровождает его жестом резания. В процессе общения дети используют фразовую речь, нераспространенные или даже распространенные предложения. Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве морфологических и синтаксических аграмматизмов. Чаще всего в структуре предложения дети используют существительные в именительном падеже, а глаголы – в форме инфинитива или в форме третьего лица единственного или множественного числа. При этом отсутствует согласование существительного и глагола. Существительные в косвенных падежах заменяются начальной формой, либо неправильной формой существительного («играет с мячику», «пошли на горке»). В речи детей нарушается согласование глагола и существительного в числе («кончилась уроки»,, «девочка сидят»), в роде («мама купил», «девочка пошел в» и др.). Глаголы прошедшего времени в речи детей часто заменяются глаголами настоящего времени («Витя дом рисовал», вместо «Витя дом рисует»). Прилагательные употребляются детьми крайне редко и не согласуются с существительными в роде и числе («красный лента», «вкусная грибы»). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют, заменяются или искажаются. На этом этапе дети иногда употребляют предлоги, но чаще всего опускают их или употребляют неправильно («Я была лелька» - Я была на елке. «Собака живет на будке» - Собака живет в будке). Таким образом, правильное словоизменение касается лишь некоторых форм существительных и глаголов, прежде всего, часто употребляющихся в речи детей. На этой ступени речевого недоразвития отсутствует словообразование. Звуковая сторона речи также характеризуется существенными нарушениями. В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Это касается, прежде всего, звуков, сложных по артикуляции (свистящих, шипящих, плавных сонорных и др.). Многие твердые звуки заменяются мягкими или наоборот (пять - «пат», пыль - «пил»). Произношение артикуляторно простых звуков становится более четким, чем на первом уровне. Отмечаются резкие расхождения между изолированным произношением звуков и их употреблением в речи. Звукослоговая структура слова в речи детей, находящихся на этом уровне, оказывается нарушенной, при этом слоговая структура слова является более устойчивой, чем звуковая структура. В речи детей воспроизводится контур двухсложных, трехсложных слов. Однако четырех- и пятисложные слова воспроизводятся искаженно, количество слогов сокращается (милиционер - «аней», велосипед - «сипед»). Звуковая структура многих слов, особенно слов со стечением согласных, является очень неустойчивой, диффузной. При воспроизведении слов со стечением согласных наблюдаются пропуски согласных звуков стечения, добавления гласных внутри стечения и другие искажения (окно - «яко», банка - «бака», вилка - «вика», звезда - «видя»). Фонематическое развитие детей значительно отстает от нормы. У детей отсутствуют даже простые формы фонематического анализа.

Характеристика третьего уровня недоразвития речи.

На этом уровне разговорная речь детей становится более развернутой, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. В целом в речи этих детей наблюдаются замены слов, близких по значению, отдельные аграмматичные фразы, искажения звукослоговой структуры некоторых слов, недостатки произношения наиболее сложных по артикуляции звуков. Активный, и особенно пассивный, словарь детей значительно обогащается за счет существительных и глаголов. Вместе с тем в процессе речевого общения часто имеет место неточный отбор слов, следствием чего являются вербальные парафазии («Мама моет ребенка в корыте», кресло - «диван», смола - «зола», вязать - «плести», строгать - «чистить»). Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, используют в речи в основном простые предложения. При употреблении сложных предложений, выражающих временные, пространственные, причинно-следственные отношения, появляются выраженные нарушения. Так, например, 7-летний мальчик составляет следующее предложение: «Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц». Характерными для этого уровня являются и нарушения словоизменения. В речи детей наблюдается еще большое количество ошибок на согласование, управление. Наиболее распространенными являются следующие ошибки: неправильное употребление некоторых форм существительных множественного числа («стулы», «браты», «уша»), смешение окончаний существительных мужского и женского рода в косвенных падежах («висит ореха»), замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительных женского рода (копыто - «копыта», корыто - «корыта», зеркало - «зеркалы»), склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода («пасет стаду», «зашиб копыту»), неправильные падежные окончания слов женского рода с основой на мягкий согласный («солит сольи», «нет мебеля»), ошибочные ударения в слове, нарушение дифференциации вида глаголов («сели, пока не перестал дождь»), ошибки в беспредложном и предложном управлении («пьет вода», «кладет дров»), неправильное согласование существительного и прилагательного, особенно в среднем роде («небо синяя», «солнце огненная»). Иногда встречается и неправильное согласование глаголов с существительными («мальчик рисуют»). На этом уровне речевого развития наблюдаются и нарушения словообразования. Эти нарушения проявляются в трудностях дифференциации родственных слов, в непонимании значения словообразующих морфем, в невозможности выполнения заданий на словообразование. Звуковая сторона речи детей, находящихся на этом уровне речевого развития, существенно улучшается по сравнению с первым и вторым уровнем. Исчезает смазанность, диффузность произношения артикуляторно простых звуков. Остаются лишь нарушения произношения некоторых артикуляторно сложных звуков. Слоговая структура слова воспроизводится правильно, однако еще остаются искажения звуковой структуры многосложных слов со стечением согласных (колбаса - «кобалса», сковорода - «соквоешка»). Искажения звукослоговой структуры слова проявляются в основном при воспроизведении малознакомых слов. Фонематическое развитие характеризуется отставанием, что проявляется в трудностях овладения чтением и письмом.

2.     Методики коммуникативного развития.

Методика «Диагностика развития общения со сверстниками» (И.А. Орлова, В.М. Холмогорова)

Методика одномоментных срезов (Т.А. Репина, М.В. Вераксы)

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А. Никифорова)

Методика для выявления уровня развития коммуникативной деятельности (М.И. Лисина)

«Два домика» (И. Вандвик, П. Экблад)

«Капитан корабля» (П. Экблад)

Методика «Лабиринт» (Л.А. Венгер)

Методика «Игровая комната» (О.М. Дьяченко)

Методика «Маска» (А.М.Щетинина)

Диагностика способностей детей к партнерскому диалогу (А.М.Щетинина)

Методика «Выбор в действии» (Я.Л.Коломенский)

3.     Картотека коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.

ИГРЫ НА СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ.

«Воробьиные драки».

Цель: снятие физической агрессии.

Дети выбирают себе пару и «превращаются» в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры. «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Минута шалости».

Цель: психологическая разгрузка.

Ведущий по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает детям пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т.п. повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

«Злые добрые кошки».

Цель: снятие общей агрессии.

Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, кивок головой) превращается в злую кошку: шипит и царапается. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют: «Сильнее, сильнее, сильнее…», - и ребенок, изображающий кошку, делает все более активные «злые» движения. По повторному сигналу ведущего действие заканчивается, дети разбиваются по парам и опять по сигналу взрослого превращаются в злых кошек. Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается. Игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковым. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Рисуем стихотворение».

Цель: снятие агрессивности, развитие выразительных движений.

Педагог предлагает детям инсценировать стихотворение. Он читает и повторяет, дети инсценируют.

Есть во дворе у нас мальчик Иван.

Он – ужасный хулиган!

Дразнит кошек и собак,

Не уймется он никак.

Ваня дерется со всеми подряд,

Встрече с ним никто не рад,

Скоро останется Ваня один,

Мы с ним дружить совсем не хотим!

 

Хороводная игра «Зайка».

Цель: снятие мышечного напряжения.

Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:

Зайка, зайка! Что с тобой?

 Ты сидишь совсем больной.

 Ты вставай, вставай, скачи!

 Вот морковку получи! (2 раза)

 Получи и попляши!

 

Все дети подходят к зайке и дают ему воображаемую морковку. Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.

«Рисуем на ладошках».

Цель: снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия.

Выполняется в парах. Ребята закрывают глаза, протягивают друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например, море, ветер, двое под фонарем и т.д.). Затем пары меняются.

«Шаронадуватель».

Педагог обращается к ученикам: «Ребята! Я предлагаю всем нам сделать небольшую паузу. Отдохнуть и поиграть в игру «Шаронадуватель». Шаронадуватель – это профессия, которую придумали в сказочной стране (а может быть, просто, в сказке). Я расскажу вам о ней в стихотворении, а вы постарайтесь поддержать меня вдохами и выдохами (таковы правила игры). Просто слушайте внимательно. Я буду вам подсказывать – делать вдох и выдох, вы – повторяйте за мной». Итак, начали:

Я не летчик, не швея,

Даже не спасатель.

А профессия моя

Шаронадуватель!

Я вдыхаю глубоко… (глубокий вдох)

Выдыхаю смело… (выдох)

Разноцветные шары

Делаю умело!

Вот надую первый шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)

Шар красивый красный.

Яркий словно огонёк,

Вовсе не опасный.

Вот надую шар второй… (вдох, выдох, вдох, выдох)

Что-то очень он тугой… (вдох, выдох, вдох, выдох)

Ох, какой упрямый!

Шар – зелёный самый!

А теперь и третий шар… (вдох, выдох, вдох, выдох)

Желтый словно солнце…(вдох, выдох, вдох, выдох)

Ой! Взметнулся и пропал –

Улетел в оконце! (машем ему рукой)

И четвертый я беру

Вам его я подарю!

Ярко-бирюзовый

Надуваю снова…(вдох, выдох, вдох, выдох)

Непослушный ты какой

Что сопротивляешься?

Воздух больше наберу…(глубокий вдох, выдох)

Что не надуваешься? ... (глубокий вдох, выдох)

Вот растет, растет мой шар… (глубокий вдох, выдох)

Наравне со мною стал! … (глубокий вдох, выдох)

Бах! Бабах! Как сто хлопков! (все делают хлопок в ладоши)

Лопнул шар на сто клочков! (глубокий выдох)

Главное – не унывать!

Будем новый надувать! (все хлопают в ладоши)

 

«Спортсмены».

Педагог объявляет минутку разгрузки: «Ребята! Внимание! Спортивная минутка! Совсем недавно по телевизору вся наша страна наблюдала Олимпиаду в Пекине. Мы переживали за наших спортсменов. Очень хотелось, чтобы они одержали победу в каждом виде спорта. А сейчас давайте дружно представим себя на их месте. Я читаю вам стихотворение – речёвку, а вы повторяйте те действия, о которых в них говорится. Внимание! Спортсмены! Приготовились! Начали! ».

По дорожке я иду, (все идут спортивным шагом)

И спортивную ходьбу

Я отлично знаю.

Раз-два, раз-два!

Шаг я прибавляю! (идут быстрее)

Раз-два, раз-два!

 

Я плывун,

иду в заплыв

Волны разгоняю… (действия руками)

Раз-два, раз-два!

С головой ныряю! (действия шеей и плечами)

 

Я гимнастка.

Раз, два, три!

Как красиво, посмотри

Делаю наклоны. (делаем наклоны вправо, влево, вперёд, назад)

А потом поклоны. (кланяемся)

 

Я силач-тяжеловес.

Поднимаю до небес

Двести сорок килограмм (наклон туловища вперёд, напрягаемся, изображаем

поднятие штанги)

Привезу медали вам!

 

Я – футбольная команда. (все бегут)

Много я забью голов. (изображаем ведение мяча по полю)

Пусть все знают,

что нет лучше

нас – российских игроков!

 

Ура, ребята!

Мы победили! (прыжки на месте – ура!)

 

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРОЖИВАНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ  СОСТОЯНИЙ ДЕТЬМИ.

« Облака».

Цель: развитие воображения, выразительности движений, эмоционального состояния.

Описание игры: воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака, а я на них смотрел.

И два похожих облака найти я захотел.

Я долго всматривался в высь и даже щурил глаз.

А что увидел я, то Вам все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое смеется надо мной:

- Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним: - Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку махал я вслед рукой.

А вот другое облачко расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так, а вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное страшилище летит

И кулаком громадным сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья, но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище пустилось наутек.

А маленькое облачко над озером плывет,

И удивленно облачко приоткрывает рот:

- Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой.

Такой мохнатый, маленький? Летим, летим со мной.

Так очень долго я играл и вам хочу сказать,

Что два похожих облачка не смог я отыскать.

 

«Садовник».

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры: воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнцу. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут.

«Угадай настроение».

Цель: учить детей по мимике лица, жестам, позам, расположению партнеров в пространстве распознавать эмоциональное состояние человека.

Описание игры: дети садятся в круг. У воспитателя в руках коробка с фотографиями. Они лежат так, что изображений не видно. Коробка переходит из рук в руки. Каждый ребенок берет по одной фотографии, рассматривает ее, показывает остальным и отвечает на следующие вопросы: «Кто изображен на фото? Какое настроение у человека? Как ты определил его настроение? Почему возникло это настроение? Если настроение грустное, как бы ты помог этому человеку?»

«Говорящие предметы».

Цель: развивать у ребенка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать: в ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью.

Начинает первый ребенок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным веселым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на веревочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребенок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Педагог предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты.

«Надувала кошка мяч».

Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения.

Описание игры: дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:

Надувала кошка шар,

А котенок ей мешал:

Подошел и лапкой - топ!

А у кошки шарик - лоп!

На слова: «надувала кошка шар...» дети выпрямляют туловище, надувают щеки. На сигнал «лоп» - «шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.

«Зеркало настроения».

Цель: развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения партнера.

Описание игры: игра проводится в паре. Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок - зеркало. Другой - тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

Игровое упражнение «Царевна Несмеяна».

Цель: формировать у детей доброжелательное отношение к партнеру, умение видеть, прежде всего положительные качества.

Описание игры: с помощью считалки выбирается «Царевна Несмеяна». Чтобы Несмеяна улыбнулась, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая, отзывчивая, веселая. Дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах, поступках.

Игровое упражнение «В центре круга».

Цель: учить детей говорить добрые слова в адрес другого, дать возможность каждому ощутить эмоциональное удовлетворение собой и дружескую поддержку.

Описание игры: дети сидят в кругу на коврике или на стульях. В центре ребенок, который выбирается воспитателем или детьми, можно по считалке. Задача детей – говорить ребенку, который находится в центре, приятные слова: «Ты мне нравишься»; «Ты вежливая и добрая»; «Я люблю с тобой играть» и т.д.

Примечание: это игровое упражнение рекомендуется проводить в течение длительного периода, чтобы у каждого ребенка была возможность побывать в центре круга.

ИГРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ НАВЫК БЕЗКОНФЛИКТНОГО ОБЩЕНИЯ.

«Доброе животное».

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

ИГРЫ НА ОБУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫМ СПОСОБАМ ОБЩЕНИЯ.

«Попроси игрушку».

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Ход игры. Группа детей делится на пары, один из участников пары (с голубым опознавательным знаком (цветок)) берет в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой (№ 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику № 1: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция участнику № 2: «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

«Хороший друг».

Цель: развивать навык налаживать дружеские взаимоотношения.

Ход игры. Для проведения игры понадобятся бумага, карандаш, фломастеры на каждого ребенка.

Воспитатель предлагает детям подумать о своем хорошем друге и уточняет, что это может быть реальный человек или его можно просто себе вообразить. Затем обсуждаются следующие вопросы: «Что ты думаешь об этом человеке? Что вы любите вместе делать? Как выглядит твой друг? Что тебе больше всего в нем нравится? Что вы делаете для того, чтобы ваша дружба крепла? » Ответы на эти вопросы воспитатель предлагает нарисовать на бумаге.

Дальнейшее обсуждение:

—   Как человек находит друга?

—   Почему так важны в жизни хорошие друзья?

—   Есть ли у тебя друг в группе?

Игра «Ты мне нравишься».

Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми.

Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Воспитатель. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.

Дальнейшее обсуждение:

— Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

—   Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

—   Дружные ли дети в группе?

—   Почему каждый ребенок достоин любви?

—   Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНЯТИЕ КОНФЛИКТНОСТИ.

«Коврик мира».

Цель: научить детей стратегии переговоров и дискуссий в разрешении конфликтов в группе. Само наличие «коврика мира» в группе побуждает детей отказаться от драк, споров и слез, заменив их обсуждением проблемы, друг с другом.

Ход игры. Для игры необходим кусок тонкого пледа или ткани размером 90 на 150 см или мягкий коврик такого же размера, фломастеры, клей, блестки, бисер, цветные пуговицы, все, что может понадобиться для оформления декорации.

Воспитатель. Ребята, расскажите мне, о чем вы спорите иногда друг с другом? С кем из ребят вы спорите чаще других? Как вы чувствуете себя после такого спора? Как вы думаете, что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения? Сегодня я принесла для нас всех кусок ткани, который станет нашим «ковриком мира». Как только возникнет спор, «противники» могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы. Давайте посмотрим, что из этого получится. (Воспитатель кладет в центре комнаты ткань, а на нее — красивую книжку с картинками или занятную игрушку.) Представьте себе, что Катя и Света хотят взять эту игрушку поиграть, но она — одна, а их — двое. Они обе сядут на «коврик мира», а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них пока не имеет права взять игрушку просто так. (Дети занимают место на ковре.) Может, у кого-то из ребят есть предложение, как можно было бы разрешить эту ситуацию?

После нескольких минут дискуссии воспитатель предлагает детям украсить кусок ткани: «Сейчас мы можем превратить этот кусок в «коврик мира» нашей группы. Я напишу на нем имена всех детей, а вы должны помочь мне его украсить».

Этот процесс имеет очень большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают «коврик мира» частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудить ее. «Коврик мира» необходимо использовать исключительно с этой целью. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять «коврик мира» без помощи воспитателя, и это очень важно, т. к. самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. «Коврик мира» придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

Вопросы для обсуждения:

- Почему так важен для нас «коврик мира»?

- Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

- Почему недопустимо применение в споре насилия?

- Что вы понимаете под справедливостью?

4. Конспект фронтального занятия логопеда в образовательной организации.

Тема: «Азбука настроения».

Дата: 14 декабря 2020 г.

Продолжительность: 25 минут.

Цель: формировать коммуникативные навыки у детей, представления об эмоциональных состояниях с ориентацией на их эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать знакомить детей с основными эмоциональными состояниями человека и их внешними проявлениями.

Продолжать знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Учить детей понимать причины возникновения разных эмоций, чувств.

Обогащать словарный запас детей.

Закрепить у детей навыки снятия психофизического напряжения.

Развивающие:

Создать положительную эмоциональную атмосферу, атмосферу принятия и доверия.

Развивать у детей навыки самоконтроля и саморегуляции.

Продолжать развивать у детей навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Развивать мимическую мускулатуру.

Воспитательные:

Воспитывать у детей культуру общения, толерантность.

Материал: пособие «Азбука настроения», диск «Звуки природы», ноутбук, иллюстрации из сказок К.И. Чуковского, набор смайликов, шапочки-маски героев из сказок К.И. Чуковского.

ЭТАПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИЕМЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Организационный момент

Создание положительной эмоциональной атмосферы, атмосферы принятия и доверия.

«Приветствие»

 

 

«Опиши друга»

 

 

 

«Кто позвал?»

Предложить детям поприветствовать друг друга.

Дети описывают внешний вид другого ребенка.

Дети на слух определяют, чей голос.

Основная часть

Развивать навыки самооценки и самоанализа, оценки своего эмоционального состояния.

Знакомить детей со способами выражения различных эмоций и чувств человека.

Динамическая минутка.

Развитие толерантности.

«Расскажи о себе»

 

 

«Эмоции героев»

 

 

 

 

 

Хороводная игра «Если нравиться тебе»

 

 

Словесная игра «Ты мне нравишься»

Ребенок рассказывает о себе.

Дети по тексту стихотворения передают различные эмоциональные состояния.

Дети повторяют движения, проговаривая слова из текста игры.

Дети по очереди проговаривают друг другу фразу «….. ты мне нравишься за……».

Заключительная часть

Закрепить у детей навыки снятия психофизического напряжения.

Релаксация «Прогулка в лес»

 

 

 

Рефлексия

Дети выполняют физические упражнения. Прослушивают релаксационную музыку.

Подведение итогов занятия.

ВЫВОДЫ: Занятие имеет коррекционную направленность. На протяжении занятия у детей развиваются коммуникативные навыки. Дети учатся описывать свое состояние, состояние других людей. Эмоциональный фон на протяжении всего занятия положительный. Все этапы соблюдены.

РЕКОМЕНДАЦИИ: Недостаточно наглядных методов обучения.

5. Методики по речевому развитию.

НАЗВАНИЕ

ЗАДАЧИ

РЕЗУЛЬТАТЫ

ВЫВОДЫ и РЕКОМЕНДАЦИИ

Мнемотехника

Развивать у детей память, мышление, воображение, внимание, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Ребенок научился составлять описательный рассказ по схеме.

Умеет пересказывать текст.

Запоминает стихотворения.

Умеет составлять загадки.

Ребенок научился связно красиво говорить, спрашивать, отвечать, делать выводы, поддерживать беседу.

Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами.

Фонетическая ритмика

Формирование у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной с помощью перехода от общей моторики к речедвигательной.

Ребенок овладел навыками телесного напряжения и координации макро- и микро-моторики.

Речь стала более выразительной, ребенок умеет изменять силу, высоту и темп речи.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, проводятся по подражанию и направлены на: нормализацию речевого дыхания и слитность речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; различение и воспроизведение ритмов; выражение эмоций простыми интонационными средствами.

Использование фонетической ритмики помогает развивать речевое дыхание, интонационную сторону речи, умение владеть своим голосом.

Интерактивные методы обучения

Создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Помогает установлению эмоциональных контактов между детьми, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения снимает нервную нагрузку у детей, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

Используемые методы и приемы позволяют разнообразить деятельность детей, стимулирует проявление активности, сообразительности, создают положительный эмоциональный настрой.

- Игровые ситуации с использованием приемов наглядного моделирования, игры-занятия с использованием компьютерных презентаций.

- Задания занимательного и творческого характера.

- Словесное комментирование, совместная импровизация.

- использование современных средств обучения: интерактивные доски, компьютерной техники, мультимедийных проигрывателей, соответствующего программного обеспечения.

 

6. Индивидуальный маршрут сопровождения 1 ребенка.

Заключение ТПМПК: ОНР 3 уровня, дизартрия.

Задачи:

        Формирование полноценной звуковой стороны речи;

        Развитие фонематического восприятия, слуха и навыков звукового анализа;

        Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи;

        Развитие связной речи;

        Развитие внимания, памяти, мышления, коммуникативных навыков.

НАПРВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Развитие общей и мелкой моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений.

Развитие артикуляционной моторики

Подготовка артикуляционных укладов нарушенных звуков через упражнения артикуляционной гимнастики.

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица.

Развитие просодической стороны речи

Развитие голоса, физиологического и речевого дыхания, темпа речи и мелодико-интонационной окраски.

Коррекция звукопроизношения

Постановка звуков: полиморфное нарушение, постановка практически всех групп звуков.

Автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте; дифференциация поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, тексте со сходными по артикуляционным и акустическим признакам.

Коррекция слоговой структуры слова

Двухсложные слова из открытых слогов.

Трехсложные слова и открытых слогов.

Односложные слова.

Двухсложные слова с закрытым слогом.

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

Двухсложные слова из закрытых слогов.

Трехсложные слова с закрытым слогом.

Трехсложные слова со стечением согласных.

Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

Многосложные слова из открытых слогов.

Развитие фонематического слуха, восприятия и навыков звукового анализа

Обучение определению заданных звуков, слогов, слов; выделению ударного гласного в начале слова и согласного в конце слова; определению места звука в словах. Деление слов на слоги, предложений на слова. Звуковой анализ небольших слов; составлению слов из заданных звуков; определению ударного слога.

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Экспрессивная речь. Работа над обобщающими понятиями, называнием времен года и профессий; подбор существительных по темам. Предметный словарь: называние детенышей, малознакомых предметов, частей тела и предметов. Словарь прилагательных: называние прилагательных по цвету, форме, качеству материала, подбор прилагательных к существительному, подбор синонимов, притяжательные прилагательные. Глагольный словарь: подбор глаголов к существительным, глаголы прошедшего времени, совершенный вид глагола, возвратные глаголы. Подбор антонимов. Импрессивная речь. Различение уменьшительно-ласкательных форм слов, приставочных глаголов, предложно-падежных конструкций. Грамматический строй речи. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением, употребление существительных в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными, существительных с числительными, образование глаголов множественного числа и приставочных глаголов, употребление предложно-падежных конструкций.

Развитие связной речи

Обучение составлению предложений, пересказу, составлению описательных рассказов, по серии сюжетных картин и по сюжетным картинам.

Развитие внимания, памяти и мышления

Развитие свойств произвольного внимания: объема, устойчивости, распределения, переключаемости. Развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной; объема и долговременности. Развитие мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического.

 

7. Рекомендации для педагогов с учетом речевых особенностей ребенка.

Функции воспитателя:

1. Совершенствование речевого дыхания, артикуляционной и тонкой ручной моторики детей. Постоянный контроль над правильным произношением поставленных звуков, дифференцируя их со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

2. Активизация, обогащение и уточнение словарного запаса детей во всех режимных моментах.

3. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей. Контроль над грамматической правильностью речи детей в течение всего времени общения с ними.

4. Формирование связной речи

5. Развитие внимания, памяти, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Так же воспитатели должны знать основные направления коррекционной программы, возрастные и индивидуальные особенности формирования речи дошкольников, понимать особенности произносительной и лексико-грамматической сторон речи и учитывать речевые возможности каждого ребенка в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Воспитатели должны создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

 организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий,

 побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний,

 создавать ситуацию общения,

 формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи, организовывать игры на развитие звуковой культуры речи,

 привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове,

 проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти,

 привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Воспитатели не должны:

 торопить ребенка с ответом, перебивать речь и грубо одергивать, а должны тактично давать образец правильной речи,

 заставлять ребенка произносить фразу, насыщенную еще не поставленными звуками;

 давать заучивать текст и стихи, которые ребенок еще не может произносить.

Рекомендуется выделять в группе место для логопедических уголков, в которых должны находиться настольно-печатные игры, игры для формирования правильной воздушной струи, развития неречевых процессов и др.

Во время игр необходимо учить детей играть, не молча, а проговаривать свои действия полным предложением, используя пример педагога.

Требования к речи воспитателей:

Основной социальной потребностью, возникающей уже на первом году жизни ребенка, является потребность в общении. Условием своевременного формирования правильной речи у маленьких детей, а также профилактики у них речевых нарушений является речь взрослых. Поэтому, высоки требования к речи современного воспитателя, начиная с раннего возраста. Следует помнить, что речь ребёнка развивается в условиях физического и психоэмоционального комфорта, т.е. когда ребенок здоров, сыт, спокоен. 

Речь воспитателя должна быть:

 Эмоциональная положительная окраска голоса, т.к. с первых дней жизни ребенок адекватно воспринимает именно эту сторону речи

 Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

 Средняя громкость речи взрослого позволяет поддерживать охранительный речевой режим в группе.

 Артикуляция правильнее формируется, если при речевом общении ребенок видит артикуляционный аппарат взрослого.

 Артикуляцию и слоговую структуру слова правильно построить помогает четкое проговаривание гласных звуков в слове.

 Слова и фразы воспитателя должны быть доступны для ребенка (в соответствии с возрастными особенностями).

 Звукопроизношение четким и правильным.

 Грамматическая правильность речи педагога должна быть примером не только для детей, но и для их родителей.

 

Рекомендации для родителей с учетом речевых особенностей ребенка.

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической, грамматической сторон детской речи.

2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

посредством называния окружающих предметов и явлений; развивать предметный словарь (например, это мяч, это шапка и т.д.). В собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т.д. (например: Это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т.д.). Обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы - глаголы, на примерах из повседневной жизни, учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т.д.); привлекать внимание детей к правильному пониманию н употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т.д.); совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).

3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).

4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю - ребенку.

5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка, и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладевать сложной структурой родной речи.

6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевые затруднения.

3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ.

Ожидаемый результат:

Реализовать потребность в общении и имеющиеся коммуникативные способности и навыки.

Уметь строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Уметь пользоваться невербальными средствами общения.

Адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных и познавательных задач.

Отчет о проделанной работе: представление презентации.

 

 

 

Литература:

Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.

Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 48 c.

Парфенова Е.В. Развитие речи детей с ОНР в театрализованной деятельности / Е.В. Парфенова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 64 c.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"...

Проект «Развитие речи через коммуникативные игры»

Развитие коммуникативных навыков детей, пропаганда ценности русского литературного языка, повышения престижа грамотной, культурной и чистой речи  посредством  определенных  коммуникатив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Цель проекта: развитие речи в процессе игровой деятельностиЗадачи:Помочь детям в установлении контактов друг с другомСоздать атмосферу  доброжелательности и взаимопомощиДать элементарные сведения...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации;-Формирование распознавания эмоционального состояния окружающих, умение выражать собственные пережив...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Как  эффективно проводить практическую работу по развитию речи через коммуникативные игры с детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ «Развитие речи через коммуникативные игры»

    Каждый взрослый знает, насколько важно умение правильно общаться и взаимодействовать с другими людьми. Несмотря на то, что стремление к общению заложено в человеке с рождения, не ...

Проект "Развитие речи через коммуникативные игры"

Развитие речи у детей  в процессе игровой деятельности является актуальным вопросом коррекционной педагогики и психологии. Речь всегда входит в какую-то другую интеллектуальную или практическую д...