Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ.
консультация по логопедии

Игнатьева Мария Сергеевна

   В статье рассматривается организация коррекционно-воспитательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающая всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игнатьева Мария Сергеевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад № 78» города Чебоксары,  78kolosok@mail.ru

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ.

Аннотация. В статье рассматривается организация коррекционно-воспитательной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающая всестороннее развитие и коррекцию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных и потенциальных возможностей, что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства.

Ключевые слова: дошкольники, тяжелые нарушения речи, ограниченные возможности здоровья.

Конституция Российской Федерации и Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ гласят, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование со всеми. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования для данной категории детей, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также создание условий для достижения нового современного качества образования.

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья крайне неоднородна. Это определяется в первую очередь тем, что в нее входят дети с различными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными нарушениями эмоционально-волевой сферы, с задержкой и сложными нарушениями развития. [1]

Одним из основных направлений федерального государственного образовательного стандарта является гарантия доступности и равных возможностей для детей с ограниченными возможностями получить полноценное образование. Из этого следует, что детям с нарушениями речевого развития должны быть обеспечены условия для воспитания и обучения. Педагоги ДОУ, развивая речевые и умственные способности детей с ограниченными возможностями, способствуют переходу этой категории детей в общеразвивающие образовательные учреждения.

МБДОУ «Детский сад № 78» г. Чебоксары посещают как обычно развивающиеся дети, так и дети с ограниченными возможностями. Дети с ограниченными возможностями здоровья занимаются по индивидуальной программе обучения и воспитания на основе адаптированной коррекционно-развивающей программы, с ними проводится комплексная коррекционная работа, направленная на восстановление речевого развития.

Содержание работы учителя-логопеда направлено на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями, на осуществление индивидуально-ориентированной педагогической помощи с учетом особенностей психофизического развития.

Учитель-логопед строит свою работу таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, чтобы дети учились планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, чтобы они могли вести диалог с взрослыми и другими детьми и умели отстаивать свое мнение. Она использует деятельностный и проблемно-поисковый подход в работе с детьми с ОВЗ. Организует образовательную деятельность, создавая разнообразные образовательные ситуации, которые побуждают детей применять свои знания и навыки, проявлять эмоциональную отзывчивость и творческий подход. В ходе образовательной деятельности это дает детям право выбирать средства, цели, задачи и условия своей деятельности и создает почву для того, чтобы ребенок проявлял активность, личное самовыражение и независимость.

Педагоги детского сада разработали систему занятий по лексическим темам, содержащих проблемные ситуации и оформили картотеку речевых игр и упражнений, включающих проблемные вопросы: «Угадай, что это», «Хороший-плохой», «Кто был кем, и кто кем станет?», «Диалог Зимы и Весны», «Диалог белого и бурого медведей», «Без чего нет зимы», «Что было бы, если бы...?» и т.д.

В работе с детьми активно используются различные виды наглядности, в том числе схемы, условно-графические модели и т.д.

В созданных реально-практических ситуациях дети приобрели опыт познания мира и научились проявлять чувства заботы, сочувствия друг к другу, к другим людям, бережного отношения к природе, любви и уважения к Родине. Для того чтобы ребенок проявил активность, личностное самовыражение, творческие способности, была организована работа «Творческая мастерская». Результатами этой деятельности стали красочные картины воспитанников и поделки самых необычных форм. С детьми также проводятся развлечения, конкурсы, выставки, разыгрываются сценки, просматривают познавательные фильмы. Совместно с родителями воспитанников оформляют альбомы, развивающие игры, книжки-малышки, выставки.

Выстраивая общение с детьми с ограниченными возможностями, педагоги стремятся сделать это общение удобным, поддержать приятные впечатления, не требующие недоступных для малыша взаимодействий.

Для отслеживания динамики развития детей с ограниченными возможностями воспитатели совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом ведут «Дневник наблюдений» и «Карту развития».

Важным этапом коррекционно-развивающей работы, на наш взгляд, является организация интегрированных занятий, способствующих введению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников, а также переносу уже освоенных жизненных навыков в новые обстоятельства.

Интегрированные занятия в детском саду дают возможность научить обычных детей принимать и понимать ребенка с проблемами, помогать и поддерживать его.

На протяжении всего периода обучения воспитатели детского сада оказывают всестороннюю психолого-педагогическую помощь семье детей с ограниченными возможностями. Родители уверены, что развитие навыков социальной жизни будет наиболее успешным, если их ребенок будет развиваться при адекватной поддержке в ситуации естественной, нормальной жизни, в обычном детском саду. Специалисты организуют для них консультации, беседы, игровые тренинги, проводят цикл занятий «Вместе».

Таким образом, основным направлением в деятельности дошкольного учреждения № 78, реализующего инклюзивную практику, стало руководство по «включению» детей с ограниченными возможностями в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных».        

Список использованных источников:

1. Винтаева Т. Н., Вареницина Г. Г., Тарабыкина А. А. Формирование педагогической компетентности родителей как условие развития социально-адаптивной личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Поволжский педагогический вестник. 2015. - № 4 (9)



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по теме:

«Логопедические игры на кухне»        

Подготовила:                                                                                                     учитель-логопед

Игнатьева М.С.

Не секрет, что значительную часть времени мамы, которым доверено заниматься воспитанием детей,  проводят на кухне. Чтобы это время не пропадало зря, используйте его для общения с ребенком. Например, вы заняты приготовлением ужина, а ваш малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или даже пшено – тем самым малыш окажет вам посильную помощь, а заодно потренирует свои пальчики. Ведь развитие пальчиков тесно связано с развитием речи.

Не выбрасывайте скорлупу вареных яиц, она послужит прекрасным материалом для детских аппликаций. Раскрошите скорлупу на кусочки, которые ребенок мог бы легко брать пальчиками, раскрасьте ее любыми доступными красителями. Сначала нанесите на картон тонкий слой пластилина, она будет фоном, а затем выкладывайте рисунок или узор из кусочков яичной скорлупы.

Увлекательными могут быть игры с соленым тестом. Поделки из него хранятся очень долго, ими даже можно играть. Рецепт приготовления прост: два стакана муки, один стакан соли, один стакан воды (ее можно подкрасить), две столовые ложки растительного  масла – все смешать, чуть подогреть и получится мягкий комок. Лепите на здоровье!

Наверное, в каждом доме есть старая пряжа, нитки, вата, поролон, пух, пуговицы, бисер… найдите им достойное применение! Из ваты и ниток, пуговиц и бусинок попробуйте сделать портрет зайчика или вашей кошки Мурки.

Аппликации из пуха хорошо передают изображение снега, зверей, птиц. Детали могут закрепляться на фоне без клея, нужно лишь правильно выбрать фон. Им может служить любой материал, имеющий шероховатую поверхность: бархатная, наждачная бумага и т. д.

Предложите ребенку сделать панно из пуговиц. Если малышу трудно их пришивать, то их можно укрепить на тонком слое пластилина (как яичную скорлупу).

Помешивая ложкой в стакане, закрывая крышкой кастрюлю, предложите отвернувшемуся ребенку отгадать, какие предметы могут издавать такие звуки.

Вместе с ребенком попробуйте приготовить ужин (в названии блюд должен быть звук [С]: салат, сырники, морс, суп. Не путайте твердые и мягкие согласные звуки! И если ребенок скажет «селедка», то похвалите его, но интонацией дайте почувствовать разницу между звучанием твердого и мягкого звука. По этому же принципу придумайте меню с названием блюд, где встречаются другие звуки.

Предложите ребенку убрать или помыть посуду, в названии которой есть звук [Ч] – чашки, чайник, а затем со звуком [Л] – ложки, вилки, салатник и т. д.

Покажите ребенку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [Р]. Если ребенок затрудняется ответить, предложите наводящие вопросы:

Кар-р-р-тофель или капусту?

Ар-р-р-буз или дыню?

Пер-р-р-сики или бананы?

Лук или огур-р-р-цы?

Помидор-р-ры или баклажаны?

Удачи Вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольнико...

Статья: Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ

Я не боюсь еще и еще раз повторить:Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит ихдуховная жизнь,  мировоззрение, умственное развитие,прочн...

«Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ»

laquo;Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ»До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание дете...

Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ. Художественно - эстетическое развитие.

Безбарьерная среда для детей с ОВЗ, расширение возможностей детей с особенностями здоровья -одно из основных напрвлений работы педагогов в детском учреждении. Сопровождение и педподдержка таких детей ...

Консультация на тему: "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ".

Консультация на тему: "Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях ДОУ"....