Конспект занятия по артикуляционной гимнастике. Звук Р
план-конспект урока по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике зв Р

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_artikulyatsionnoy_gimnastike_zv_r.docx197.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике для звука Р

Цель: Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Задачи:

-Укреплять мышцы губ, развивать их подвижность, учить удерживать губы в заданной позиции.

-Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность, способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки)

- Укреплять мускулатуру щѐк, развивать координацию движений и умение переключаться.

- Развивать подвижность нижней челюсти.

- Учить выполнять артикуляционные упражнения четко, в умеренном темпе

Материал:  зеркало, салфетка, картинки.

Ход занятия:

  1. Организационной момент

В леса-чудеса мы отправимся с вами,

Там встретимся с нашими лесными друзьями,

Лёгкие как шарики – добрые смешарики!

С ними сделаем зарядку,

Будет с речью всё в порядке!

  1. Нюша улыбается –
    Сказка начинается!
    Улыбнёмся  ей в ответ,
    Лучше Нюши друга нет!
    Упражнения повышающие потенциал мозга ребенка

Упражнение «УЛЫБОЧКА». Растягиваем губы в улыбочку, зубки не видны. Удерживаем улыбку в течение 5-10 секунд. D:\Рабочий тол\Клиенты\Индив-е с Соней Ш\2\zaborchik.jpg

  1. В дом нас Нюша
    приглашает,
    Дверь забора
    открывает!

Упражнение «ЗАБОРЧИК». Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы удерживать в течении 5-10 сек.

  1. Нюша очень любит читать и сегодня она  отправляется к Лосяшу за книгой. По дороге Нюша встретила Кроша, который играл на дудочке.

Упражнение «ТРУБОЧКА». Зубки сомкнуты, губы с напряжением вытягиваем вперед в трубочку. Удерживать в течении 5-10 сек.http://3.bp.blogspot.com/-7eCfefal94Y/Vjy9zt3WMrI/AAAAAAAAAWA/hGc9F1wac1s/s1600/%25D1%2581%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25BD.jpg

Сложим губки в трубочку,

Крош, играй на дудочке!

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

  1. Нюше очень понравилось, как Крош играл на дудочке. Она заулыбалась, а Крош стал играть дальше.

Чередуем упражнения «Заборчик» и «Трубочка»

  1. Нюша попрощалась с Крошем и отправилась дальше. И встретила Копатыча.

Упражнение « ЛОПАТКА». Широкий язычок лежит на нижней губе. Удерживать в течении 5-10 сек.

Он знаток огородных наук,
Всем смешарикам верный друг.
Часто он берёт лопату,
А зовут его  Копатыч.

Рассказал Копатыч Нюше о своих делах на огороде и пошел домой, а Нюша побежала дальше, не успела Нюша распрощаться с Копатычем и тут же встретила Бараша.

  1. Бараш шел с ведром и кисточкой, он сообщил Нюше, что собирается красить потолок у себя в доме.

Упражнение «МАЛЯР».

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

(ритмичное повторение движений по 6-8 раз) Вырабатываем подвижность языка и губ.

  1. Нюша пожелала Барашу удачного ремонта и оправилась дальше. Вдалеке она увидела Пина и Биби, которые играли в футбол.

Упражнение «ФУТБОЛ»

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

-Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

-Нельзя надувать щёки.

-Следить, чтобы ребенок произносили звук ф, а не звук х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

        9. Неподалеку Нюшу увидела Игогоша и поскакала к ней навстречу.

            Упражнение «ЛОШАДКА». Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать  язычком. C:\Users\Елена\Pictures\i5F55D7OZ.jpg

            Методические указания.

             -Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.              -Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

             -Если у ребёнка пощелкивание  не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть этому упражнению.

              -Следить, чтобы кончик языка не поворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щелкал языком, а не чмокал.

            Я Игогоша - я скачу,        
          ''Цок-цок,'' – копытами стучу,
           И громко ''иго-го'' кричу,
           Садись на спину – прокачу!
           (ритмичное повторение движений по 6-8 раз)

  1. Игогоша сообщила Нюше, что ее в гости ждет Совунья, чтобы попробовать вкусное варенье.

                  Упражнение «Вкусное варенье».

                   Слегка приоткрыть рот и широким  переднем краем языка облизать верхнюю губу, делая движение      языком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.

                Методические указания.

-Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть  неподвижной (можно придерживать ее пальцем).

-Язык должен  быть широким, боковые края его касаются углов рта.

-Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.C:\Users\Елена\Pictures\iJLMAYQNO.jpg

Сварит вкусное варенье,
Всем поднимет настроение
По хозяйству хлопотунья.
А зовут ее Совунья.

            (ритмичное повторение движений по 6-8 раз)

  1. После того, как Нюша отведала малинового варенья она поспешила к Лосяшу, который встретил ее игрой на барабане.

Упражнение «БАРАБАНЩИКИ»

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д:д-д-д. Сначала звук д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания.

-Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

-Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара – не был хлюпающим.

-Кончик  языка  не должен подворачиваться.

-Звук д нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклонятся.Ролики из категории "Гимнастика" - Спортивный портал

              Барабан с утра бубнил,
             Палками бока набил,
             Д-Д-Д-Д да бум-бум-бум,
             Лосяш так бил всё наобум.

Нюша рассказала Лосяшу кого она встретила по пути к нему, взяла книгу, поблагодарила его и побежала на лужок отдыхать и читать.

  1. Итог:

– Для чего мы с тобой сегодня делали зарядку?

- Для того, чтобы было правильное произношение и красивая речь.

Список литературы:

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [К][К`][Г][Г`][Х][Х`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики  я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [К] [К`] [Г] [Г`] [Х] [Х`]*«Лопаточка»*Ши...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [С][С`][З][З`][Ц])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [С] [С`] [З] [З`] [Ц]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы в...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Ш][Щ][Ж][Ч])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Ш][Щ][Ж][Ч]*«Заборчик»*Улыбнуться, чтобы видны были...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Л][Л`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Л][Л`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...

Презентация для логопедических занятий с детьми на тему: Артикуляционная гимнастика (звуки [Р][Р`])

На логопедических занятиях с детьми при проведении артикуляционной гимнастики я использую презентации.*Описание артикуляционных упражнений на звуки [Р][Р`]*«Лопаточка»*Широкий язык высунуть, расслабит...

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в разновозрастной старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Веселое путешествие с язычком»

Цель: Развивать мышцы артикуляционного аппарата, закрепить у детей представление о речевом аппарате и познакомить  с органами артикуляции....

Конспект занятия по артикуляционной гимнастике в первой младшей группе с использованием авторского пособия «Жучок с секретом»

Цель: улучшение подвижности артикуляционного аппарата, усиление речевого выдоха. Задачи: развивать подвижность нижней челюсти, языка; укреплять мышцы речевого аппарата, улучшать дикцию. Формировать ин...