Система работы по формированию мелкой моторики рук
консультация по логопедии
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. это важно и при своевременном речевом развитиии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система работы по формированию мелкой моторики | 42.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по формированию мелкой моторики
Период | месяц | № недели | Тема
| Форма занятия |
Система дидактических игр и упражнений | ||
I период | сентябрь | 1 | ДИАГНОСТИКА | ||||
2 | |||||||
3 | «Прощание с летом»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Заботливое солнышко» - пальчиковая игра. «Летний пейзаж» - коллективная работа. «Цветок распустился» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук. «Маленький художник» - рисование пальцем на песке цветов. «Травка» - самомассаж пластмассовым ковриком. | ||||
4 | «Школа. школьные принадлежности»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «В школу осенью пойду» - пальчиковая гимнастика. «Первое сентября» - коллективная работа над картиной. «Ранец» - обводка и штриховка изображения ранца. | ||||
октябрь | 1 | «Осень»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Осень» - пальчиковая гимнастика. Штриховка листика клена. «Зрительный диктант» - выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых или засушенных) копируя индивидуальный образец для каждого. «Собери листочек» - складывание целого листа (кленового, дубового и т.д) из 8-10 частей. | |||
2 | «Дары осени»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Хозяйка однажды с базара пришла» - пальчиковая гимнастика «Дары осени» - обводка трафаретов из овощей, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.) «Красивая ваза для овощей» - заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики. «Вижу пальцами» - после предварительного рассматривания определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их материал, которым заполнен объем (какой конкретно крупой, песком и т.д.) | ||||
3 | «Насекомые»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Божья коровка»- массаж рук. Штриховка изображения жука. «Разрезные картинки» - сложить картинку насекомого из 8-10 частей. «Бабочка» - театр в руке. «Насекомые» - конструктор. | ||||
4 | «Перелетные птицы» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Гуси – гуси» -пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук «Чудесное дерево» - заполнение объема трафарета птицы по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана. «Маленький художник» - обводка трафаретов птиц, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову; остальное заштриховать линиями сверху вниз) «Птичка кушает» -игра с крупой. «Ласточка, перепелочка»- пальчиковая игра | ||||
ноябрь | 1 | «Моя улица. Мой город» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Прогулка по Оренбургу» - пальчиковая гимнастика. «Разрезные картинки» - сложить картинку достопримечательного места Оренбурга из 8-10 частей. «Зрительный диктант» - выкладывание дома из геометрических фигур по образцу. «Вижу руками» - определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным). «Подарки для малышей» - поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большой дом или маленький ) | |||
2 | «Наша родина – Россия» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Здравствуй, солнце золотое» - пальчиковая гимнастика. «Собери картинку» - сложить картинку с изображением природы нашей родины из 6-8 частей. Штриховка изображения российского флага. «Голубь мира» - оригами. | ||||
3 | «Дикие животные» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Есть у каждого свой дом» - пальчиковая гимнастика. «Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев. «Дружная семейка» - обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), наклеивание каждым ребенком фигуры животного на большой лист (коллективная работа ). «Белка» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук. «Рисуем пальцами» - рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец. «Заяц и еж» - упражнение с бусами. | ||||
4 | «Моя семья. День матери» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Моя семья» - пальчиковая гимнастика. «Бабушкины помощники» - перемотать нитки на катушку с клубочка. «Ножницы потерялись» - собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур. «Маленький конструктор» - выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку и т.д.) «Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них двух фигур человека – большой и маленький. | ||||
Декабрь | 1 | «Зима. Зимующие птицы» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Греем ручки» - самомассаж ладоней. «Сказочный иней» - обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги. «Кормушка» - пальчиковая гимнастика. «Угостим птиц рябиной» - бумажный прямоугольник («кормушку») намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками. «Снег идет» - наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков. | |||
2 | «Одежда. Обувь. Головные уборы» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Новые кроссовки» - пальчиковая гимнастика. «Маленький художник» - обводка двух трафаретов: предмет одежды и предмет обуви; штриховка полученных изображений «Ателье для кукол» - сборка платьев по словесной инструкции для каждого ребенка (все детали – в общей коробке): у тебя – зеленое с одним карманом, белым воротником и т.д. «Ловкие пальчики» - шнуровка обуви, завязывание бантика: кто быстрее? «Ботинки» - пальчиковая гимнастика. | ||||
3 | «Посуда» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Машина каша» - пальчиковая гимнастика. «Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками. «Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанной на 8-10 частей. «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают посуду (дерево, железо, пластмасса и т.д.) «Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их) «Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками. | ||||
4 | «Новогодний праздник» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Подарки» - пальчиковая гимнастика. «В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево. «Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика. «Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета. | ||||
2 | «Я – человек» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Изучаем части тела» - пальчиковая гимнастика. «Это человек» - обводка трафарета фигуры человека, штриховка в разных направлениях. «Взрослые и дети» - выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека. «Большая семья» -лепка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции. «Маленький художник» - рисование фигуры человека на песке разными пальцами. | ||||
3 | «Профессии»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Повар» - пальчиковая гимнастика. «Продавец – покупатель» - чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методом оригами. «Слесарь – сборщик» - делаем из проволоки «детали машины»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей. «Кто внимательный?» - зрительный диктант. Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.) «Учитель» - вылепить буквы из пластилина. | ||||
4 4 | «Транспорт» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Кораблик» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук. «Вижу руками» - определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.) «Что спряталось в комочке?» - Разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его нанести штриховку. «Сложи картинку» - разрезная картинка транспорта из 8-10 частей. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание на листе бумаги контура грузовика пластилиновыми жгутиками по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка) | ||||
1 |
«Мебель» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Наша квартира» - пальчиковая гимнастика. «Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, солома и т.д.) «Комната для кукол» - выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество) «Маленький художник» - рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук. «Мебель для куклы» - работа с конструктором. | ||||
2 |
«Животные жарких стран» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Где обедал воробей?» - пальчиковая гимнастика. «Зоопарк» - на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, -зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания). «Крокодил» - пальчиковая игра. «Видим руками» - определить на ощупь и назвать животное, описать его. Рассказать из какого материала сделана игрушка. «Рисуем без красок» - обвести по контуру животное, выложить по контуру шерстяной ниткой. | ||||
3 | «Наша Армия»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Мы – защитники» - пальчиковая игра. «Разрезные картинки» - собрать картинки военной техники из 8-10 частей. «Танк» - выложить из спичек контур танка. «Мастерская» - изготовление самолета методом «оригами». «Узнай, что это?» - определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это техника, чем заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага) | ||||
4 | «Детям о подводном мире» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Акула» - пальчиковая гимнастика. «Золотая рыбка» - трафарет рыбы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно. «Волшебные рыбы» - выкладывание контура рыбы по выбору из любого материала: пуговиц, проволоки, ниток. «Рыбки», «Осьминожки» - театр в руке. | ||||
лол 1
| «Весна»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Кап-кап-кап» -пальчиковая гимнастика. «Первые проталины» - на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль («снег»); узкие полосы – «проталины». «Сосулька плачет» - «сосульку» получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой» Из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга. «Удобный дом» - после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур. «Пополним запасы белки» - выгибание из проволоки объемных контуров «орехов», «грибов» | ||||
2 |
«Домашние животные» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Двое толстых поросят» -пересказ рассказ с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук. «Я –ягненок, ты-козленок» -наклеивание на трафарета животного комочков ваты. «Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей. «Любимая игра» -делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток «Напою всех» - строительство «колодца» из палочек или спичек. | ||||
3 |
«Комнатные растения»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Катя леечку взяла» - пальчиковая гимнастика. «Кактус» - выкладывание из мозаики изображения кактуса. «Собери цветочек» - складывание цветка из 8-10 частей. «Ножницы потерялись» - обрывание «цветов» из бумажных заготовок. «Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками цветка по контуру. | ||||
4 |
«Орудия труда. Инструменты» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Ножницы» - пальчиковая игра. «Пила» - штриховка изображения пилы в разных направлениях. «Маленький мастер» - изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина). «Чудесный мешочек» - определение на ощупь частей инструментов, находящихся в мешочке. «Ножницы потерялись» - обрывание бумаги по контуру предметов (орудия труда: молоток, топор, лопата) | ||||
1 |
«Мы читаем. С.Я.Маршак»
| Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Где обедал воробей?» - пальчиковая гимнастика. «Где обедал воробей?» - коллективная работа из бумаги. «Мяч» - пальчиковая игра. «Тигренок» - пересказ стихотворения с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук. «Мышонок» - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. | ||||
2 |
«Мы читаем. К.И.Чуковскийй «Хлеб» «Перелетные птицы»
«Мы читаем. А.С.Пуш- кин» «Делаю все, что умею и хочу» | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Тараканище» - пальчиковая гимнастика. «Тараканище» - лепка. Коллективная работа. «Мойдодыр» - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях. «Котята» - выкладывание цветными нитками котят по контуру. | ||||
3 | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Каша» - пальчиковая гимнастика. «Печенье» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги. «Пироги» - пальчиковая игра. «Колосок» - рисование на песке колоска разными пальцами. | |||||
4 | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Ласточка» - пальчиковая гимнастика. «Игрушечное тесто» - лепка фигурок птиц из соленого теста. «Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток. «Поможем птицам» - сортировка рисовой и гречневой крупы. | |||||
1 | Фронтальное Подгрупповое Индивидуальное | «Рыбка» - пальчиковая игра. «Золотая рыбка» - заполнить объем трафарета рыбки песком. «Царевна-лебедь» - коллективная работа из цветной бумаги. «Собери картинку» - собрать картинку по сказкам А.С. «Пушкина из 8-10 частей. «Золотой петушок» - обводка и штриховка рыбки в разных направлениях. | |||||
2 | Индивидуальное | Дети самостоятельно выбирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать. | |||||
3, 4 |
| ДИАГНОСТИКА | |||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...
Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)
Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...
Проект «Пальчиковые игры» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Проект «Пальчиковые игры»Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста....
Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы) Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Пальчиковая страна» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.
Содержание 1. Актуальность темы инновационного проекта2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы4. Условия ре...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста (нетрадиционные формы работы)
Нетрадиционные формы работы с детьми по развитию моторики рук...
Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)
Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...