Система работы по формированию мелкой моторики рук
консультация по логопедии

Мутовина Оксана Викторовна

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. это важно и при своевременном речевом развитиии, и - особенно - в тех случаях, когда это развитие нарушено. кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               Система работы по формированию мелкой моторики

Период

месяц

    № недели

       Тема

     

      Форма      

      занятия

       

         Система  дидактических игр и     упражнений

                I период

сентябрь

   1

                                                       ДИАГНОСТИКА

   2

   3

«Прощание

с летом»

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Заботливое солнышко» - пальчиковая игра.

«Летний пейзаж» - коллективная работа.

«Цветок распустился» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

«Маленький художник» - рисование пальцем на песке цветов.

«Травка» - самомассаж пластмассовым ковриком.

   4

«Школа.

школьные

принадлежности»

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «В школу осенью пойду» - пальчиковая гимнастика.

 «Первое сентября» - коллективная работа над картиной.

«Ранец» - обводка и штриховка изображения ранца.

                                                                                 октябрь

   1

  «Осень»

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Осень» - пальчиковая гимнастика.

Штриховка листика клена.

«Зрительный диктант» - выкладывание узора из мелких листьев и цветов (живых или засушенных) копируя индивидуальный образец для каждого.

«Собери листочек» - складывание целого листа (кленового, дубового и т.д)

из 8-10 частей.

   2

«Дары осени»

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Хозяйка однажды с базара пришла» - пальчиковая гимнастика

«Дары осени» - обводка трафаретов из овощей, штриховка по устному заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т.д.)

«Красивая ваза для овощей» - заполнение картонной заготовки круглой или овальной формы клочками бумаги по методу цветной мозаики.

«Вижу пальцами» - после предварительного рассматривания определить на ощупь по плоскостным трафаретам овощи и фрукты, назвать их материал, которым заполнен объем (какой конкретно крупой, песком и т.д.)

  3

«Насекомые»

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Божья коровка»- массаж рук.

Штриховка изображения жука.

«Разрезные картинки» - сложить картинку насекомого из 8-10 частей.

«Бабочка» - театр в руке.

«Насекомые» - конструктор.

  4

«Перелетные птицы»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Гуси – гуси» -пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук

«Чудесное дерево» - заполнение объема трафарета птицы по методу цветной мозаики. Создание коллективной работы: все трафареты крепятся по завершению работы к одному дереву, нарисованному на листе ватмана.

«Маленький художник» - обводка трафаретов птиц, штриховка, закрашивание по заданию (закрасить клюв, хвост; заполнить точками голову;

остальное заштриховать линиями сверху вниз)

«Птичка кушает» -игра с крупой.

 «Ласточка, перепелочка»- пальчиковая игра

                                                                  ноябрь

  1

«Моя улица.

      Мой        

    город»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Прогулка по Оренбургу» - пальчиковая гимнастика.

«Разрезные картинки» - сложить картинку достопримечательного места Оренбурга из 8-10 частей.

«Зрительный диктант» - выкладывание дома из геометрических фигур по образцу.

«Вижу руками» - определить на ощупь (по вырезанным окошкам) количество этажей в доме трафарете. Обводка этого трафарета и раскрашивание полученного изображения дома (сделай дом кирпичным, панельным, деревянным).

«Подарки для малышей» - поверхность готовых трафаретов домов намазать клеем и засыпать крупой или песком для определения на ощупь (большой дом или маленький )

   2

«Наша родина –

Россия»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Здравствуй, солнце золотое» - пальчиковая гимнастика.

«Собери картинку» - сложить картинку с изображением природы нашей родины из 6-8 частей.

Штриховка изображения российского флага.

«Голубь мира» - оригами.

 3

 «Дикие животные»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Есть у каждого свой дом» - пальчиковая гимнастика.

«Вкусное угощение» - выкладывание пластилиновыми жгутиками на листе бумаги (без опоры на контур) «угощения» для зайца: капусты, моркови, веточек деревьев.

«Дружная семейка» - обрывание из бумаги (без опоры на контур) геометрических фигур (кругов и овалов разной величины), наклеивание каждым ребенком фигуры животного на большой лист (коллективная работа ).

«Белка» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

«Рисуем пальцами» - рисование на песке разными пальцами диких животных с опорой на образец.

«Заяц и еж» - упражнение с бусами.

 4

 «Моя   семья.

    День

  матери»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Моя семья» - пальчиковая гимнастика.

«Бабушкины помощники» - перемотать нитки на катушку с клубочка.

«Ножницы потерялись» - собрать фигуру человека из деталей, полученных путем обрывания геометрических фигур.

«Маленький конструктор» - выкладывание из палочек фигуры человека в движении по образцу (стоит, делает зарядку и т.д.)

«Ловкие пальчики» - выгибание из проволоки деталей, выкладывание из них двух фигур человека – большой и маленький.

                        Декабрь

  1

«Зима.

Зимующие

птицы»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Греем ручки» - самомассаж ладоней.

«Сказочный иней» - обрывание из бумаги по контуру: из белых бумажных полосок разной длины и ширины выкладывается дерево и наклеивается на темный лист бумаги.

«Кормушка» - пальчиковая гимнастика.

«Угостим птиц рябиной» - бумажный прямоугольник («кормушку») намазать клеем и заполнить его поверхность красными кружочками.

«Снег идет» - наклеивание на готовый зеленый трафарет елки мелких ватных комочков.

     2

«Одежда. Обувь.

Головные

уборы»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Новые кроссовки» - пальчиковая гимнастика.

«Маленький художник» - обводка двух трафаретов: предмет одежды и предмет обуви; штриховка полученных изображений

 «Ателье для кукол» - сборка платьев по словесной инструкции для каждого ребенка (все детали – в общей коробке): у тебя – зеленое с одним карманом, белым воротником и т.д.

«Ловкие пальчики» - шнуровка обуви,

завязывание бантика: кто быстрее?

«Ботинки» - пальчиковая гимнастика.

  3

«Посуда»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Машина каша» - пальчиковая гимнастика.

«Чайная пара» - обводка трафаретов с последующим вырезанием и раскрашиванием их цветными точками.

«Склеим чашку» - собрать трафарет чашки, разрезанной на 8-10 частей.

«Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают посуду (дерево, железо, пластмасса и т.д.)

«Разноцветная ваза» - заполнение объема трафарета вазы цветными клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клочков от листа цветной бумаги, наклеивание их)

«Пластилиновые жгутики» - выкладывание посуды по контуру пластилиновыми жгутиками.

  4

«Новогодний     праздник»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Подарки» - пальчиковая гимнастика.

«В лесу родилась елочка» - обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

«Снеговик» - заготовить кружки из квадратов разной величины методом обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить снеговика.

«Зимнее дерево» - выкладывание дерева из спичек.

«Пластилиновые жгутики» - выкладывание елки по контуру пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.

  2

     «Я – человек»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Изучаем части тела» - пальчиковая гимнастика.

«Это человек» - обводка трафарета фигуры человека, штриховка в разных направлениях.

«Взрослые и дети» - выгибание из проволоки геометрических форм (большого овала, круга и 4-х маленьких овалов), сборка из них фигуры человека.

«Большая семья» -лепка фигуры человека с соблюдением пропорций. Составление из фигурок выбранной композиции.

«Маленький художник» - рисование фигуры человека на песке разными пальцами.

  3

               «Профессии»

     

 

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Повар» - пальчиковая гимнастика.

«Продавец – покупатель» - чудеса из бумаги. Делаем кошельки для игры в магазин методом оригами.

«Слесарь – сборщик» - делаем из проволоки «детали машины»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину» из деталей.

«Кто внимательный?» - зрительный диктант. Выложить из палочек инструменты, изображенные на нарисованном образце (грабли с двумя или тремя зубцами, молоток с длинной или с короткой ручкой и т.д.)

«Учитель» - вылепить буквы из пластилина.

 4          4

              «Транспорт»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Кораблик» - пересказ рассказа с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

«Вижу руками» - определить на ощупь, какая игрушка спрятана в мешочке (машинки легковые и грузовые, самолеты, автобусы, лодки и т.д.)

«Что спряталось в комочке?» - Разгладить пальцами смятый в комочек трафарет транспорта из папиросной бумаги. Обвести его нанести штриховку.

«Сложи картинку» - разрезная картинка транспорта из 8-10 частей.

«Пластилиновые жгутики» - выкладывание на листе бумаги контура грузовика пластилиновыми жгутиками по словесной инструкции (прямоугольник, квадрат, 2 кружка)

               1

             

        «Мебель»        

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Наша квартира» - пальчиковая гимнастика.

«Вижу руками» - определение на ощупь материала, из которого делают мебель (дерево, железо, солома и т.д.)

«Комната для кукол» - выкладывание из палочек «жилой комнаты» (свободное творчество)

«Маленький художник» - рисование на песке предметов мебели пальцами обеих рук.

«Мебель для куклы» - работа с конструктором.

               2

             

   «Животные

   жарких

   стран»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Где обедал воробей?» - пальчиковая гимнастика.

«Зоопарк» - на трафарет лошади наклеить черные и белые полоски, нарезанные ножницами, -зебра; на желтый трафарет леопарда – коричневые пятна (клочки коричневой бумаги, полученные путем обрывания).

 «Крокодил» - пальчиковая игра.

«Видим руками» - определить на ощупь и назвать животное, описать его. Рассказать из какого материала сделана игрушка.

«Рисуем без красок» - обвести по контуру животное, выложить по контуру шерстяной ниткой.

              3

            «Наша  Армия»

 

           

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Мы – защитники» - пальчиковая игра.

«Разрезные картинки» - собрать картинки военной техники из 8-10 частей.

«Танк» - выложить из спичек контур танка.

«Мастерская» - изготовление самолета методом «оригами».

«Узнай, что это?» - определить на ощупь на плоскостном трафарете, какая это техника, чем заполнен объем (вид крупы, песок или наждачная бумага)

            4

  «Детям  о        

  подводном

    мире»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Акула» - пальчиковая гимнастика.

«Золотая рыбка» - трафарет рыбы намазать клеем и засыпать яичной скорлупой, которую дети измельчают самостоятельно.

«Волшебные рыбы» - выкладывание контура рыбы по выбору из любого материала: пуговиц, проволоки, ниток.

«Рыбки», «Осьминожки» - театр в руке.

  лол                                

                1                                            

                                                                   

 «Весна»

               

             

Фронтальное  

Подгрупповое

Индивидуальное

 «Кап-кап-кап» -пальчиковая гимнастика.

«Первые проталины» - на черный лист бумаги наносятся широкие полосы клея, на него – соль («снег»); узкие полосы – «проталины».

«Сосулька плачет» - «сосульку» получаем путем обрывания из голубой бумаги и наклеиваем. Под «сосулькой»

Из пипетки капаем капельки воды на равном расстоянии друг от друга.

«Удобный дом» - после предварительного рассматривания выкладывание скворечника из палочек с использованием нужных геометрических фигур.

«Пополним запасы белки» - выгибание из проволоки объемных контуров «орехов», «грибов»

               2

                     

             «Домашние

           животные»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Двое толстых поросят» -пересказ рассказ с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

«Я –ягненок, ты-козленок» -наклеивание на  трафарета  животного комочков ваты.

«Разрезные картинки» - собрать картинки с изображением домашних животных из 10-12 частей.

«Любимая игра» -делаем клубочки для кошки из шерстяных ниток

«Напою всех» - строительство «колодца» из палочек или спичек.

              3

         

           «Комнатные

            растения»

                       

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Катя леечку взяла» - пальчиковая гимнастика.

«Кактус» - выкладывание из мозаики

изображения кактуса.

«Собери цветочек» - складывание цветка из 8-10 частей.

«Ножницы потерялись» - обрывание «цветов» из бумажных заготовок.

«Пластилиновые жгутики» - выкладывание пластилиновыми жгутиками цветка по контуру.

              4              

           

              «Орудия

                труда.

                Инструменты»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Ножницы» - пальчиковая игра.

«Пила» - штриховка изображения пилы в разных направлениях.

«Маленький мастер» - изготовление недостающей части инструмента (по выбору: из бумаги, проволоки, пластилина).

«Чудесный мешочек» - определение на ощупь частей инструментов, находящихся в мешочке.

«Ножницы потерялись» - обрывание бумаги по контуру предметов (орудия труда: молоток, топор, лопата)

              1    

                             

           «Мы читаем.

           С.Я.Маршак»

           

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Где обедал воробей?» - пальчиковая гимнастика.

«Где обедал воробей?» - коллективная работа из бумаги.

«Мяч» - пальчиковая игра.

«Тигренок» - пересказ стихотворения с

сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

«Мышонок» - обведение по контуру и  штриховка в разных направлениях.

              2

         

            «Мы  читаем.

            К.И.Чуковскийй

«Хлеб»

 «Перелетные

   птицы»

 

           

 «Мы             читаем.

    А.С.Пуш-  

      кин»

 «Делаю все, что умею и хочу»

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Тараканище» - пальчиковая гимнастика.

«Тараканище» - лепка. Коллективная работа.

«Мойдодыр» - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях.

«Котята» - выкладывание цветными нитками котят по контуру.

   3

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Каша» - пальчиковая гимнастика.

«Печенье» - посыпание манкой различных геометрических фигур, вырезанных из бумаги.

«Пироги» - пальчиковая игра.

«Колосок» - рисование на песке колоска разными пальцами.

  4

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Ласточка» - пальчиковая гимнастика.

«Игрушечное тесто» - лепка фигурок птиц из соленого теста.

«Волшебные птицы» - выкладывание контура птиц по выбору из любого материала: палочек, пуговиц, проволоки, ниток.

«Поможем птицам» - сортировка рисовой и гречневой крупы.

  1

Фронтальное

Подгрупповое

Индивидуальное

«Рыбка» - пальчиковая игра.

«Золотая рыбка» - заполнить объем трафарета рыбки песком.

«Царевна-лебедь» - коллективная работа из цветной бумаги.

«Собери картинку» - собрать картинку

по сказкам А.С. «Пушкина из 8-10 частей.

«Золотой петушок» - обводка и штриховка рыбки в разных направлениях.

  2

Индивидуальное

Дети самостоятельно выбирают вид деятельности, предварительно рассказав, что будут делать.

   

   

3, 4

         

ДИАГНОСТИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.(Из опыта работы).

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста(из опыта работы)...

Система работы по развитию мелкой моторики рук в раннем возрасте (по материалам формирующего эксперимента)

Формирующий эксперимент проводился в ГБДОУ № 53 Кировского района в первой младшей группе № 3. В эксперименте участвовало 10 детей группы в возрасте 2,6-3,4 лет, выбор детей обусловлен уровнем р...

Проект «Пальчиковые игры» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

Проект «Пальчиковые игры»Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста....

Система работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА . (Из опыта работы)  Условия возникновения опытаВопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неодн...

ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ По теме: «Пальчиковая страна» Система работы по формированию мелкой моторики и развитию речи у детей дошкольного возраста.

Содержание 1. Актуальность темы инновационного проекта2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект инновационной работы3. Научно-методологические основы реализации инновационной работы4. Условия ре...

Система работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. (нетрадиционные формы работы)

Система работы по развитию мелкой моторики руку детей младшего дошкольного возраста.(нетрадиционные формы работы)...