Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством проектного метода
материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Колесникова Елена Петровна

С.А. Миронова: «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar_22.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством проектного метода

Современный этап развития системы образования характеризуется поиском приоритетных направлений в системе дошкольного воспитания и образования, что раскрывает перед педагогом широкие возможности.

Детям не хватает живого общения для своевременного формирования у них все речевых компонентов. Внимание к речи снижено. Живое общение заменяется просмотром мультфильмов, компьютерными играми.

В условиях нашего ДОО, в группе компенсирующей направленности происходит тесное взаимодействие со специалистами: инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, воспитателями групп.

При организации образовательных отношений первостепенной задачей является создание условий, обеспечивающих успешное социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ. Одним из ведущих методов в работе по данному направлению является проектная деятельность.

 «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности», пишет С.А. Миронова о значении практического опыта для дошкольников с ОНР.

Метод проектирования подразумевает интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит проблема.

Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах), адекватно общаться с окружающими.

Работая над проектами, ставятся определенные задачи, направленные на развитие общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Повысить желание узнать что-то новое об окружающем метод проектирования поможет в том случае, когда педагог мотивирует деятельность и вовлечет в нее не только воспитанников, но и их родителей.

Дошкольники нашего образовательного учреждения вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, музыкальные и спортивные мероприятия в ходе которых, они учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли.

По роли ребенок в проекте: исполнитель, заказчик, ведущий или ведомый, эксперт, участник проекта от выбора его идеи и до получения итогового результата.

Существует несколько видов проектов в ДОО по ФГОС:

  • Творческий вид. Это специальные задания, по окончанию выполнения которых, организовывается детское торжество, приуроченное к той или иной теме.
  • Исследовательский вид. Малыши проводят разнообразные безопасные опыты. Полученные результаты они оформляют в стенгазеты или альбомы, устраивают выставки.
  • Игровой вид. Это проекты, в основе который лежит творческая игра. Малыши входят в образ героев мультфильмов или сказок и ищут пути решения поставленных задач.
  • Информационный вид. Задача состоит в поиске подходящей информации. Дети проводят анализ данных, основываясь на собственных убеждениях или социальных убеждениях.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

Возможные проекты

  • «Веселая азбука». Исследовательско-творческий, долгосрочный проект (усвоение образа буквы; вовлечение каждого ребенка в активный познавательный творческий проект по созданию «Весёлой азбуки»)
  • Зоопарк». Ролево-игровой,  краткосрочный. (Познакомить и закрепить названия диких животных (жарких и холодных стран), их детенышей, жизнью в различных условиях более детально изучить различные профессии, специфику труда)
  • «Безопасный перекресток». Исследовательско – творческий, среднесрочный. (Знакомятся с правилами дорожного движения, правилами поведения на дороге. Совместное создание макета «Улица»)
  • «Лес – наше богатство». Информационно-практико-ориентированный, долгосрочный. (Знакомятся с обитателями леса, и растениями, узнают об опасностях в лесу, о способах охраны леса).

Мы реализовали:

  • Информационно-практико-ориентированный «Ваш ребенок занимается с логопедом».

Долгосрочный проект, срок реализации которого один учебный год. Данный проект является в первую очередь средством коррекции и профилактики звукопроизношения. Соответствует и тесно перекликается с календарно-тематическим планированием. То есть в его составе присутствуют мероприятия, направленные и на другие стороны речи. Участники проекта: дети дошкольного возраста; учитель-логопед; воспитатели групп; родители (законные представители).

Задачи проекта:

1. выяснить причины для чего нужны логопедические занятия;

2. выяснить причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой;

3. повысить педагогическую грамотность педагогов и родителей (законных представителей) по данной теме, дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Проведен мастер – класс «Правила выполнения артикуляционной гимнастики».

4. познакомить детей с органами речи, их назначением;

- научить детей правильно выполнить артикуляционные упражнения, контролировать свои действия;

- развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо);

- формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение;

- познакомить родителей с методами и приемами автоматизации звуков, проведение семинаров – практикумов «Фонематический слух – основа правильной речи», «Дома не скучаем – звуки закрепляем».

- познакомить воспитателей с различными методами и приемами автоматизации звуков «Игровые приемы автоматизации звука в слогах», Картотека упражнений «Дыхательные упражнения в форме игры»

Были выпущены буклеты «Раз, два, три – слоги повтори!», «Раз, два, три, четыре, пять – вышли пальчики гулять!», «Артикуляционная гимнастика», «Обогащение словаря в домашних условиях»

Проводились совместные занятия с родителями и педагогами «Трудный звук – ты наш друг», «Путешествие в страну Правильной речи»

Каковы же результаты проектного метода, реализуемого в рамках воспитательного, образовательного и коррекционного процесса?

Дети хорошо овладевают устной речью, могут выражать свои мысли и желания, проявляют инициативу в общении, умеют задавать вопросы, делать умозаключения. Ребята любознательны, склонны наблюдать, экспериментировать; инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, способны выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности; активны, успешно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Воспитанники обладают развитым воображением, которое реализуют в разных видах деятельности. Дети учатся подчиняться правилам и социальным нормам, способны к волевым усилиям.

С помощью проектной деятельности, создавая условия интегрированного воспитания и обучения в ДОО для детей с ТНР, мы убедились, что ребенок с особыми образовательными потребностями должен быть вовлечен в целостный процесс развития, воспитания, социализации, обучения, несмотря на физические, интеллектуальные и личностные особенности. Вместе, развиваясь и взрослея, дети учатся адекватно принимать собственные особенности и учитывать особенности другого ребенка. Интегрированный подход к воспитанию дает возможность ребенку с проблемами преодолеть трудности и стать в будущем равноправным членом общества, снижая риск его социальной изоляции.

При этом важно создать эмоционально-комфортный климат и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие социально-коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Обострение  проблемы  взаимодействия дошкольников со сверстниками   диктует  необходимость интенсивной работы  по формированию у детей социально-коммуникативной компетенц...

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры.

Формирование социально -коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно -ролевой игры....

План по самообразованию на тему: «Развитие социально – коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»

Игровые технологии, дают ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли, активизирует и повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъём, способствует развитию творче...

Рабочая программа по развитию эмоциональной, личностной сферы и социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста «Я дарю тебе радость» для воспитанников от 6 до 7 лет

Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, т.к. положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития л...

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития....

Презентация «Обогащение речевой и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"

Презентация «Обогащение речевой  и социально – коммуникативной среды развития детей среднего возраста посредством игровых технологий"...

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста посредством сказки...