Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
статья по коррекционной педагогике на тему

Цораева Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

Воспитатель Цораева Е.Н.

МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»

г.Нижнего Новгорода

Для большинства детей дошкольного возраста  с проблемами в развитии характерно нарушение развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются трудности становления активных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в реальных житейских ситуациях.

Коррекционные задачи социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ активно решаются путем создания специальной речевой среды и  включения детей в совместную игровую деятельность.

     Центральным звеном в работе по развитию коммуникации являются коммуникативные ситуации – это особым способом организованные упражнения и пальчиковые игры, посредством которых  осуществляется взаимодействие  ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Если обобщить суть игровых упражнений и пальчиковых игр, то можно с уверенностью сказать, что они входят в состав игровой коррекционно-педагогической технологии.

Использование пальчиковых игр и упражнений в педагогической деятельности позволяет осуществить интеграцию образовательных областей в рамках реализации АОП (адаптированной образовательной программы) для детей со сложным дефектом в режиме кратковременного пребывания. Центральным звеном которого является социально-коммуникативное развитие детей, направленное на положительное эмоциональное осознание себя, восприятие взрослых и сверстников.

С какими же другими направлениями детского развития осуществляется взаимосвязь социально-коммуникативного развития:

Во первых, это речевое развитие, позволяющее детям овладеть активной устной речью, появление стремления к общению со взрослыми и детьми

Во вторых, это познавательное развитие, направленное на формирование познавательных интересов об окружающем, развитие сенсорики.

В третьих, это художественно-эстетическое развитие, побуждающее детей к театрально-игровой деятельности

И в четвертых, это физическое развитие - развитие речи посредством движения, совершенствование крупной и мелкой моторики тела.

Как видим, социально-коммуникативное развитие вступает в интеграцию со всеми направлениями детского развития детей.

В своей деятельности мною была поставлена цель - формирование у детей со сложным дефектом умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте игровой деятельности.

Для решения этой цели, были определены задачи:

     1.Дать детям первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении через игровую деятельность.

     2.Учить детей выполнять элементарные игровые действия вместе со взрослым, подражая его действиям и по его словесной просьбе.

     3.Стимулировать речевое сопровождение детьми собственных предметно-игровых действий.

     4.Активизировать речь детей через проговаривание (договаривание) стихотворного материала игровых упражнений и пальчиковых игр.

     5.Поддерживать стремление детей к общению и взаимодействию со сверстниками используя вербальные и невербальные средства.

     6.Формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми в ходе совместной игровой деятельности.

    7.Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений во время выполнения игровых упражнений.

Работа строилась во взаимодействии с воспитанниками группы, через организованную образовательную деятельность и с использованием самостоятельней деятельности детей.

Взаимодействие со специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и инструктором по ФК осуществлялось в рамках интеграции  коррекционных задач по индивидуальному сопровождению ребенка.

Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществлялась через индивидуальную работу,  наглядную агитацию, консультирование, родительские собрания и мастер-классы.

В рамках воспитательно-образовательной работы с воспитанниками можно выделить три основных этапа по разучиванию пальчиковых игр и упражнений:

1 этап – это Выбор пальчиковой игры и знакомство с текстом и движениями, показ воспитателя, рассматривание картин, игрушек

На 2 этапе происходит Разучивание игры по подражанию взрослому (манипуляция пальцами и рукой ребенка, если ребенок не может выполнить движения самостоятельно)

И 3 – заключительный этап технологии – это  Самостоятельное выполнение движений по показу взрослого с возможным речевым сопровождением

Для реализации поставленных задач была осуществлена работа по обогащению коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды. Разработана серия пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам в соответствии с АОП МБДОУ для детей со сложной структурой дефекта,  изготовлены атрибуты: пальчиковые театры, варежковые, бутылочные и пр.

Считаю важным подробно остановиться на перспективном планировании воспитательно-образовательной работы в данном направлении. Перспективно-тематический план разрабатывается на весь учебный год в соответствии с АОП для детей со сложным дефектом.

У детей с тяжелой двигательной патологией пальчиковые игры и упражнения осуществляются только в индивидуальной форме.

Разученные пальчиковые игры и упражнения, послужили хорошим дополнением в содержании тематических праздников, организованных совместно с родителями.

Например, пальчиковое упражнение «Вот такие кубики» и «Играем со снежком» на Новогоднем празднике.

При взаимодействии с родителями хочется отметить, их отзывчивость во всем совместных мероприятиях, активность участия в изготовлении атрибутов для пальчиковых игр.

И в заключении подведу итоги и результаты своей работы:

  • Дети  с низким уровнем социально-коммуникативного развития стали вступать в зрительный контакт со взрослым, реагируя мимикой и жестикуляцией, откликаться на свое имя, выполнять элементарные игровые действия подражательного характера;
  • Дети со средним уровнем социально-коммуникативного развития стали лучше понимать и принимать инструкцию задания, игровую задачу, сопровождая действия речью;
  • 35% детей могут самостоятельно показать 2-3 пальчиковой игры и упражнения;
  • Значительно повысился интерес у детей к коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками с использованием вербальных и невербальных средств;
  • У детей улучшилась координация движений во время выполнения игровых упражнений, совершенствовалась мелкая моторика пальцев рук;
  • Повысился интерес родителей к проблеме развития социально-коммуникативных навыков у детей через использование совместных пальчиковых игр  и упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»

Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

"Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой методики обучения"

Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям ДОУ....

Открытое индивидуальное занятие младшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по сенсорному развитию

Развивать координацию движений , воспитать бережное отношение к окружающей среде, развивать мелкую моторику в процессе оде выполнения упражнений....