Главные вкладки

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр
    статья по коррекционной педагогике на тему

    Цораева Елена Николаевна

    В статье представлен опыт работы воспитателя на группе кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями социально-коммуникативного развития.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта посредством игровых упражнений и пальчиковых игр

    Воспитатель Цораева Е.Н.

    МБДОУ «Детский сад №17 «Ручеек»

    г.Нижнего Новгорода

    Для большинства детей дошкольного возраста  с проблемами в развитии характерно нарушение развития средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются трудности становления активных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в реальных житейских ситуациях.

    Коррекционные задачи социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ активно решаются путем создания специальной речевой среды и  включения детей в совместную игровую деятельность.

         Центральным звеном в работе по развитию коммуникации являются коммуникативные ситуации – это особым способом организованные упражнения и пальчиковые игры, посредством которых  осуществляется взаимодействие  ребенка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

    Если обобщить суть игровых упражнений и пальчиковых игр, то можно с уверенностью сказать, что они входят в состав игровой коррекционно-педагогической технологии.

    Использование пальчиковых игр и упражнений в педагогической деятельности позволяет осуществить интеграцию образовательных областей в рамках реализации АОП (адаптированной образовательной программы) для детей со сложным дефектом в режиме кратковременного пребывания. Центральным звеном которого является социально-коммуникативное развитие детей, направленное на положительное эмоциональное осознание себя, восприятие взрослых и сверстников.

    С какими же другими направлениями детского развития осуществляется взаимосвязь социально-коммуникативного развития:

    Во первых, это речевое развитие, позволяющее детям овладеть активной устной речью, появление стремления к общению со взрослыми и детьми

    Во вторых, это познавательное развитие, направленное на формирование познавательных интересов об окружающем, развитие сенсорики.

    В третьих, это художественно-эстетическое развитие, побуждающее детей к театрально-игровой деятельности

    И в четвертых, это физическое развитие - развитие речи посредством движения, совершенствование крупной и мелкой моторики тела.

    Как видим, социально-коммуникативное развитие вступает в интеграцию со всеми направлениями детского развития детей.

    В своей деятельности мною была поставлена цель - формирование у детей со сложным дефектом умений использовать вербальные средства общения в условиях их адекватного сочетания с невербальными средствами в контексте игровой деятельности.

    Для решения этой цели, были определены задачи:

         1.Дать детям первоначальные представления о себе и о ближайшем социальном окружении через игровую деятельность.

         2.Учить детей выполнять элементарные игровые действия вместе со взрослым, подражая его действиям и по его словесной просьбе.

         3.Стимулировать речевое сопровождение детьми собственных предметно-игровых действий.

         4.Активизировать речь детей через проговаривание (договаривание) стихотворного материала игровых упражнений и пальчиковых игр.

         5.Поддерживать стремление детей к общению и взаимодействию со сверстниками используя вербальные и невербальные средства.

         6.Формировать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми в ходе совместной игровой деятельности.

        7.Развивать мелкую моторику кистей рук, координацию движений во время выполнения игровых упражнений.

    Работа строилась во взаимодействии с воспитанниками группы, через организованную образовательную деятельность и с использованием самостоятельней деятельности детей.

    Взаимодействие со специалистами: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, музыкальным руководителем и инструктором по ФК осуществлялось в рамках интеграции  коррекционных задач по индивидуальному сопровождению ребенка.

    Совместная деятельность с родителями воспитанников осуществлялась через индивидуальную работу,  наглядную агитацию, консультирование, родительские собрания и мастер-классы.

    В рамках воспитательно-образовательной работы с воспитанниками можно выделить три основных этапа по разучиванию пальчиковых игр и упражнений:

    1 этап – это Выбор пальчиковой игры и знакомство с текстом и движениями, показ воспитателя, рассматривание картин, игрушек

    На 2 этапе происходит Разучивание игры по подражанию взрослому (манипуляция пальцами и рукой ребенка, если ребенок не может выполнить движения самостоятельно)

    И 3 – заключительный этап технологии – это  Самостоятельное выполнение движений по показу взрослого с возможным речевым сопровождением

    Для реализации поставленных задач была осуществлена работа по обогащению коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды. Разработана серия пальчиковых игр и упражнений по лексическим темам в соответствии с АОП МБДОУ для детей со сложной структурой дефекта,  изготовлены атрибуты: пальчиковые театры, варежковые, бутылочные и пр.

    Считаю важным подробно остановиться на перспективном планировании воспитательно-образовательной работы в данном направлении. Перспективно-тематический план разрабатывается на весь учебный год в соответствии с АОП для детей со сложным дефектом.

    У детей с тяжелой двигательной патологией пальчиковые игры и упражнения осуществляются только в индивидуальной форме.

    Разученные пальчиковые игры и упражнения, послужили хорошим дополнением в содержании тематических праздников, организованных совместно с родителями.

    Например, пальчиковое упражнение «Вот такие кубики» и «Играем со снежком» на Новогоднем празднике.

    При взаимодействии с родителями хочется отметить, их отзывчивость во всем совместных мероприятиях, активность участия в изготовлении атрибутов для пальчиковых игр.

    И в заключении подведу итоги и результаты своей работы:

    • Дети  с низким уровнем социально-коммуникативного развития стали вступать в зрительный контакт со взрослым, реагируя мимикой и жестикуляцией, откликаться на свое имя, выполнять элементарные игровые действия подражательного характера;
    • Дети со средним уровнем социально-коммуникативного развития стали лучше понимать и принимать инструкцию задания, игровую задачу, сопровождая действия речью;
    • 35% детей могут самостоятельно показать 2-3 пальчиковой игры и упражнения;
    • Значительно повысился интерес у детей к коммуникативному взаимодействию со взрослыми и сверстниками с использованием вербальных и невербальных средств;
    • У детей улучшилась координация движений во время выполнения игровых упражнений, совершенствовалась мелкая моторика пальцев рук;
    • Повысился интерес родителей к проблеме развития социально-коммуникативных навыков у детей через использование совместных пальчиковых игр  и упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

    Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

    Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

    Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

    Методическая разработка «Инсценирование диалоговых миниатюр как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста со сложной структурой дефекта»

    Проблема развития связной речи является одной из актуальных в коррекционной педагогике, поскольку речь, являясь средством общения и мышления, возникает и развивается в процессе общения.Чтобы сформиров...

    Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».

    Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....

    План по повышению профессионального уровня воспитателя на 2020-2025 год по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста представлений о ранней профориентации посредством игровой деятельности""

    Целью плана по повышению профессионального уровня является повышение теоретического уровня знаний,  профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизации работы по...

    Статья "Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игровой деятельности"

    Статья опубликована в сборнике XXII Международной научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: векторы взаимодействия" (КГПУ им. В.П. Астафьева, 2020)....