Артикуляционная гимнастика для звука Р
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Андреева Эльмира Сергеевна

Язычок делает зарядку для звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_zvuka_r.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Язычок делает зарядку для звука «Р»

Сегодня мы приведем традиционный комплекс упражнений, необходимых для подготовки артикуляционного аппарата к постановке правильного звука «Р».

 

Почистим зубки

Цель. Выработать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Открываем рот достаточно широко и кончиком языка "чистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо и влево.

Важно, чтобы губы были в улыбке, а верхние и нижние зубы хорошо видны. Следим, чтобы кончик языка находился у корней верхних зубов. Часто дети допускают в этом упражнении ошибку, когда нижняя челюсть синхронно выполняет все движения язычка. Этого допускать нельзя. Работает только язык.

     Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Оборудование. Немного варенья или что-то его заменяющее, вкусное, достаточно жидкое.

Описание. Намазываем верхнюю губу малыша вареньем, а теперь приоткрыв рот, широким языком облизываем верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.

Важно, чтобы работал только язык. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Если у ребенка так не получается, придержите челюсть пальцем. Движения языка строго сверху вниз, а не из стороны в сторону. Язычок широкий и почти целиком закрывает верхнюю губу при облизывании.


 http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Маляр

Цель. Отрабатывать верхний подъём языка и его подвижность.

Описание. Улыбнувшись, открываем рот и "красим" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.

Важно, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, а кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.

Чашечка

Цель. Вырабатывать умение поднимать кончик языка и боковые края языка.

Описание. Широко открыв рот, тянемся боковыми краями и кончиком языка к верхним зубам, но не касаемся их.

Важно, чтобы губы были в улыбке, не помогали языку принять позу.

Индюк

Цель. Выработать верхний подъём языка, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыв рот, положим язык на верхнюю губу и широким языком по верхней губе производим движение вперед – назад, стараясь не отрывать язык от губ, поглаживая её. Сначала движения выполняются в замедленном темпе, затем темп убыстряем и добавляем голос. При правильном выполнении упражнения мы должны услышать звук, похожий на "песенку" индюка: бл-бл-бл (как индюк "разговаривает").

Важно, чтобы язык был широким и не сужался, а движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

http://ds2483.msk.ru/pic/hand.jpg

Грибок

Цель. Закрепить верхний подъём языка, умение удерживать продолжительное время артикуляционный уклад, растянуть подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнувшись, широко открываем рот, «приклеиваем» широкий язык к твёрдому нёбу («потолку»), и стараемся удержать его в таком положении как можно дольше.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Парус

Цель. Укреплять мышцы языка и его подъём вверх.

Описание. Широко открыв рот, поднять узкий язык вверх, коснуться бугорков (альвеол) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 10 секунд.

Барабанщик

Цель. Закрепить верхний подъём языка, вырабатывать умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнувшись, широко открыть рот и постучать кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам), многократно и отчетливо произнося звук д-д-д… Сначала звук «д» произносим медленно, затем постепенно убыстряем темп.

Важно, чтобы рот был широко открыт на протяжении всего упражнения. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Материал подготовлен учителем-логопедом: Андреевой Э.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Артикуляционная гимнастика для звука Л.

Цель: развитие артикуляционного аппарата для постановки звука Л....

артикуляционная гимнастика для звуков с-сь,з-зь.

артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков при стёртой форме дизартрии...

артикуляционная гимнастика для звуков р-рь

артикуляционная гимнастика способствует правильному произношению звуков....

Артикуляционная гимнастика для звуков [c,з,ц].

Артикуляционные упражнения....