ПРОЕКТ: «Что за чудо-островок? Кинетический песок!»
проект по логопедии

Давыдова Вера Васильевна

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, имеющих нарушение речи, а так же  родителей, педагогов, специалистов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_za_chudo_ostrovok_kineticheskiy_pesok.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Дубравушка» - детский сад № 31»

                                                                                               

ПРОЕКТ:

«Что за чудо-островок?   Кинетический песок!»

Сроки реализации:

2017 — 2018 г.

Команда проекта:

Хвостова Н.С.

Рогачева Н.П.

Давыдова В.В.

«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»

Любина Г.А. доктор педагогических наук

Актуальность проекта.

Основные целевые группы, на которые направлен проект.

Данный проект рассчитан на воспитанников всех возрастных групп детского сада, имеющих нарушение речи, а так же  родителей, педагогов, специалистов ДОУ.

Актуальность определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения: количество детей в ДОУ № 31,  имеющих нарушение речи, ежегодно увеличивается на 5 %. Проект «Что за чудо-островок? Кинетический песок!» разработан на основе полученных результатов обследования речи детей и состояния развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения. Это побудило коллектив к использованию в своей педагогической деятельности такой инновационной технологии, как игра с кинетическим песком, благодаря которому можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.

Новизной и отличительной особенностью проекта является использование кинетического песка в коррекции речевых нарушений ребенка, развитие связной речи, словаря, грамматического строя речи.

Кинетический песок — это уникальный материал для детского творчества. На первый взгляд он напоминает влажный морской песок, но как только берёшь его в руки — проявляются его необычные свойства. Он течет сквозь пальцы, и в тоже время остается сухим! Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках и может использоваться как расслабляющее и терапевтическое средство.

Кинетический песок представляет собой смесь диоксида кремния (98%), и полидиметилсилоксана (2%), который выступает в качестве связующего агента. Диоксид кремния — это не что иное, как чистейший кварцевый песок. Полидиметилсилоксан также известен как «Энтеросгель» или «Пищевая добавка E900» — то есть он   абсолютно безвреден.

Взаимодействуя с  таким песком, ребенок проявляет чудеса фантазии.  Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, такой мега-тренажёр положительно влияет на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирует развитие мышления, воображения, речи, мелкой моторики. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иными словами, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Игру с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях. Ничего трудного для этих игр нет. В ДОУ имеется огромное количество игрушек – это и животные, различные дома и замки, растения, рыбы, машинки... Таким образом, все лексические темы можно обыгрывать на песке, тем самым дети быстрее запоминают, что где растет, кто где живет...

С целью выявления роли родителей в формировании речи и повышении уровня развития мелкой моторики детей дошкольного возраста, нами было проведено исследование.

Анализ полученных данных позволил установить следующее

1. Как Вы оцениваете уровень развития мелкой моторики своего ребенка?

низкий –45%;  средний –55%; высокий  -0 %;

2. Как Вы считаете, достаточно ли хорошо развита речь Вашего ребенка?  

достаточно –39%; недостаточно - 49 %; затрудняюсь ответить – 12%;

3. Считаете ли Вы, что развитие мелкой моторики оказывает благоприятное влияние на формирование речи?

да -37,7%;  нет - 18%; затрудняюсь ответить -44,3%;

4. Посещает ли Ваш ребёнок дополнительные занятия по развитию мелкой моторики (рисование, лепка, оригами и т.д.)?

да –22%; нет – 78%;

5. Уделяете ли Вы внимание развитию мелкой моторики, формированию речи, ребёнка в семье?

регулярно –28,4%; в выходные дни  -30%; во время отпуска – 6,6%; никогда – 12%; затрудняюсь ответить – 23%;

6. Каковы источники Ваших знаний о речевом и моторном развитии ребенка дошкольного возраста?

исхожу из личного опыта - 66,6%; телевидение, интернет – 53,3%; родственники, друзья и знакомые – 33,3%; медицинские работники – 26,6%; специальная литература – 13,3%; статьи в газетах и журналах – 20% ; специалисты ДОУ – 13,3% ; лекции и беседы – 13,3%; не интересуюсь – 0%;

Вывод: Данные анкет показывают, что развитие речи и мелкой моторики в семье проводится в основном в выходные дни,  моторная активность ребёнка проявляется стихийно. Родители не имеют достаточно времени для занятий с детьми по развитию мелкой моторики. Представления о речевом и моторном развитии дошкольников у родителей формируются чаще всего из личного опыта, а также средств массовой информации.

Необходимость в реализации данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с коррекцией  у дошкольников звукопроизношения, с развитием связной речи, словаря, грамматического строя речи, мелкой моторики рук, восприятия, мышления. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Около трети всей площади двигательной проекции коры больших полушарий занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Развитие функций руки и речи в ходе развития ребенка идет параллельно. Проведенные исследования и наблюдения показывают, что степень движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка.

Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Развитие движения пальцев рук как бы подготавливают почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

В реализации поставленных задач особое значение придается использованию инновационной технологии, которая позволит более качественно  корректировать нарушение речи детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

  • Снижение  у дошкольников уровня:
  • фонетических нарушений на 50 %;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи на 35%;
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи на 30 %;
  • общее недоразвитие речи на 5 %.
  • Нормализация мелкой моторики, выработке тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Задачи  проекта:

  • Развивать тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику с использованием кинетического песка для совершенствования развития  речи.
  • Способствовать коррекции асоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и уверенности в себе.
  • Организовать взаимодействие участников образовательных отношений по использованию кинетического песка для активизации речи в разных формах общения. 
  • Разработать и внедрить Программу работы по коррекции звукопроизношения у детей  дошкольного возраста с использованием инновационной технологии - кинетического песка.

Технология проекта:

МЕТОДЫ, МЕХАНИЗМЫ И СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

• организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления  речи;

• осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи;

• создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов коррекции речи;

• включение в целостный педагогический процесс разнообразных форм и методов работы с песком.

Календарный  план реализации проекта

Задачи

                                                    1 этап – организационный

Содержание деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственные

Создание стратегической команды из творческих специалистов для работы по реализации проекта

Издание приказа о работе стратегической команды по реализации проекта

Сентябрь

2017 г.

Механизм эффективного управления проектом

Климашевская Е.Н. заведующая

Планирование деятельности  и разработка Программы по проблеме проекта

Создание Программы

Стратегическая команда

Диагностика исходной ситуации, внешний и внутренний мониторинг взаимодействия ДОУ и партнеров, фиксация проблем

Выявление   точек по режиму взаимообмена

Стратегическая команда

2 этап – аналитический

Оборудовать ДОУ  деревянными песочницами с регулируемыми ножками с кинетическим песком

Организация проблемного семинара «Освоение инноваций. Новые формы взаимодействия ДОУ  и партнеров взаимообмена»

Сентябрь

2017  г.

Декабрь  2017 г.

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Климашевская Е.Н. заведующая
 

Корректировка результата по использованию инновационной технологии, определение перспектив.

Информированность коллектива о ходе реализации проекта.

Стратегическая команда

3 этап – проектировочный

Использовать дополнительные возможности (финансовые и материальные) для приобретения оборудования, привлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей и партнеров

Определение идеальной модели   по внедрению кинетического песка, выявление дополнительных ресурсов. Создание интегративной основы деятельности всех специалистов в рамках реализации проекта.
Планируемый результат – разработка, обсуждение, создание предпосылок для интеграции партнеров.
Перспективное и оперативное планирование работы, прогноз возможных затруднений, расчет ресурсов.

Октябрь

2017 г.

Алгоритм пошаговой организация деятельности Дорожная карта.

Стратегическая команда

Изучение нормативно-правовой документации и научно-методической литературы.

Октябрь

2017 г.

Пакет нормативно-правовых документов, локальных актов

Стратегическая команда

Разработка программно-методического обеспечения, диагностического инструментария

Сентябрь 2017 г.,

Май

2018 г.

Наличие перспективных планов.

Стратегическая команда

4 этап – внедренческий

Апробирование и внедрение инноваций

Заседание стратегической команды по реализации проекта

Сентябрь

2017 г.

- май

2018 г.

План деятельности
Система мероприятий по взаимодействию дошкольного учреждения и партнеров

Заведующая ДОУ

Деятельность

Создание условий, обеспечивающих эффективность использования кинетического песка по коррекции речи.

Установление сотрудничества, включенность педагогов ДОУ и партнеров в единую деятельность.

Отработка и коррекция планов и содержания деятельности

Стратегическая команда. Педагоги ДОУ и партнеры

5 этап – результативный

Анализ результатов реализации проекта, корректировка содержания, подведение итогов, преобразования педагогической системы

Заседание стратегической команды по реализации проекта.

Диагностика готовности дошкольников к обучению в школе, анализ речевого развития детей целевой группы.

Май,

2018 г.

Сравнительная картина эффективности проекта относительно качества образования детей

Зам.  зав по ВОД

Рефлексия и коррекция

Подведение итогов выполнения проекта, составление отчета о результатах работы.

Мониторинг инновационной деятельности

Трансляция педагогического опыта

Обобщение опыта работы
Презентация для родителей и педагогов города

Публикации. Официальный сайт МДОУ.

Открытость образовательной работы ДОУ для всех участников проекта

Стратегическая команда

Пресс-релиз проекта.

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

 Нарушение речи в той или иной степени всегда отражается на поведении и деятельности ребенка. Дети, страдающие задержкой речевого развития, начиная осознавать недостатки своей речи, нередко становятся замкнутыми, молчаливыми, нерешительными или наоборот агрессивными. Особенно важно правильное, чистое произношение ребенком звуков и слов в период подготовки к школе, так как письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости в начальных классах. Поэтому в  работе по развитию речи, помимо традиционных методов, необходимо использовать иные, инновационные методы и формы педагогической деятельности.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песок в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, мы передаем ему наши знания и опыт, события и законы окружающего мира.

Методика песочной терапии впервые была применена психологом Карлом Юнгом и постепенно нашла своих последователей, которые передали свои знания дальше и сейчас это методика применяется во многих дошкольных учреждениях в ходе занятий с детьми всех возрастных групп.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самоосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе

Традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок.

Это совершенно инновационный и необычный материал. Он похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Кинетический песок  не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается, даже если попадет на ковер. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры. Он приятен на ощупь, не оставляет следов на руках.

  • состоит на 98% из чистого кварцевого песка и 2% нетоксичного связующего агента;
  • он никогда не сохнет, легко собирается с поверхности;
  • оставляет все поверхности совершенно чистыми;
  • является неблагоприятной средой для размножения бактерий;
  • не вызывает аллергии, обладает свойствами антибактериального материала;
  • предназначен для детей старше 3 лет;
  • неприхотлив в хранении.

Для игры с кинетическим песком не требуются инструкции и руководства. С ним интересно играть как одному ребенку, так и нескольким одновременно. Живой кинетический песок развивает мелкую моторику, чувственное восприятие и креативность. Также он прекрасно снимает стресс и обладает терапевтическим эффектом. Помогает ребенку концентрироваться, быть сдержанным и спокойным.

           В соответствии с ФГОС ДО использование нетрадиционного оборудования при организации коррекционной деятельности позволяет быть развивающей предметно - пространственной среде содержательно-насыщенной; трансформируемой; полифункциональной; доступной; безопасной.

Мы постараемся сделать всё для того, чтобы занятия с использованием нетрадиционного оборудования стали неотъемлемой частью досуга и развития наших детей, удовлетворяли потребности детей в речевом и моторном развитии, способствовали совершенствованию навыков коммуникации.

 Оценка результатов проекта.

Критерий эффективности

Качественные и количественные оценки

Развитие детей

  • снижение у дошкольников уровня:
  • фонетических нарушений на 50 %;
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи на 35%;
  • лексико-грамматическое недоразвитие речи на 30 %;
  • общее недоразвитие речи на 5 %;
  • нормализация мелкой моторики, выработке тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук;
  • укрепление партнерских взаимоотношений участников образовательных отношений в совместной деятельности;
  • стабилизация эмоционального состояния детей и их психофизическое оздоровление.

Совместная деятельность детей и родителей, партнеров проекта

Родители будут больше внимания уделять проведению совместных  досугов со своими детьми, укрепятся партнерские взаимоотношения участников образовательных отношений в совместной деятельности.

Трансляция опыта

Публикации в печати, Интернет-ресурсах

Создание буклетов

Выпуск методических разработок

 Перспективы развития проекта.

  1. Продолжать работу по использованию кинетического песка в речевом развитии дошкольников.
  2. Использовать кинетический песок при проведении непосредственно образовательной деятельности.
  3. В  совместной и свободной деятельности дошкольников  использовать режиссерскую игру, где "артистами" являются игрушки, сюжет придумывают воспитанники, сами обыгрывают его.
  4. Разработать проект «Психоэмоциональное развитие детей дошкольного возраста с использованием кинетического песка через театрализованную деятельность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов"

Реализация данного проекта направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, ...

Проект в первой младшей группе "Кинетический песок в детском саду"

laquo;Кинетический песок в детском саду»При поступлении в дошкольное образовательное учреж­дение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ог...

План действий педагога в рамках реализации педагогического проекта «Кинетический песок как универсальное средство в работе с детьми для родителей и педагогов»

Цель:создание оптимальных условий с использованием игр в кинетической песочнице для всестороннего развития ребенка: эстетического развития, развития творческих способностей, мышлен...

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок. Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка».

Родительское собрание. Тема: «Кинетический песок.  Возможностями использования кинетического песка для развития ребенка»....

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Календарный план - график реализации проекта «Что за чудо островок? Кинетический песок!»

Реализация данной работы направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, се...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...