«Синквейн – один из эффективных методов развития детей ОВЗ»
консультация по логопедии

Тарасова Ольга Геннадьевна

        Использования дидактического синквейна в логопедической практике  для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и  объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи. Именно через современные технологии в логопедии,  синквейн помогает:

 - оптимизировать работу учителя – логопеда;

- не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

 «Синквейн – один из эффективных методов развития детей ОВЗ»

        Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

        Использования дидактического синквейна в логопедической практике  для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста и  объясняется тем, что новая технология открывает новые возможности в развитии речи. Именно через современные технологии в логопедии,  синквейн помогает:

 - оптимизировать работу учителя – логопеда;

- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК;

- не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

         Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказывать свои мысли, общаться со сверстниками, а значит и адаптироваться в социуме

И в своей работе я использую нетрадиционный прием, это синквейн.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

      Известно, что у дошкольников   с общим недоразвитием речи  страдают все стороны речи, а также высшие психические функции: память, внимание, мышление.. Дети плохо запоминают лексическую терминологию. Неверное употребление предложных конструкций, неадекватно её используют. Низкий уровень сформированности связного высказывания. Не могут грамматически правильно оформить предложение. Не умеют составлять рассказы по картинкам».

         Использование синквейна позволяет в непосредственно образовательной деятельности с детьми решить следующие задачи:

- расширять и актуализировать словарный запас;

- развивать лексико-грамматические категории;

- обучать умению выражать свои мысли, вырабатывать способности к анализу;

- облегчать процесс усвоения понятий и их содержание;

- согласовывать существительные с прилагательными и глаголами.

       Коррекционно-образовательная  работа строится на основе интеграции способов и методов дидактического синквейна, развивают и совершенствуют  мыслительные способности дошкольников с нарушением речи, позволяют мыслить более продуктивно. Инновационность данной методики – создание  условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление. Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?  Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех.  Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко! Главное начать  и все обязательно получится. Дети, которые не умеют читать,  устно составляют синквейн  с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения. 

Например,

  1. Кто?     Собака
  2. Какая?     Мохнатая, Большая
  3. Что делает?     Спит, играет, лает
  4. Предложение.     Мне нравится играть с собакой.
  5. Ассоциация.     Друг

   Лексические темы, которые усваивают дети, как раз и служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам. Например

Для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза — символ России.

5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слоги.

5. Речь.

Во время непосредственно-образовательной деятельности по  развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, прыгает.

4. Заяц меняет шубу зимой.

5. Дикое животное.

    Лексический принцип построения непосредственно  образовательной деятельности играет  важную роль в активизации и расширении словаря, получении знаний об окружающем мире, облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, закрепляет знания по изученным лексическим темам, способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).

         Самым сложным типом речи является мыслительная деятельность, рассуждение.  Синквейн имеет несколько иное построение и не основывается на слоговой зависимости. Его характеризует смысловая и синтаксическая заданность каждой строки. 

В чём же эффективность и значимость использования синквейна? 
1.Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
 
2.Синквейн является игровым приемом. 
5.Синквейн помогает пополнить словарный запас. 
6.Синквейн учит краткому пересказу. 
7. Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. 
8. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. 
9.Синквейн помогает развить речь и мышление. 
10.Синквейн помогает формировать интерес к окружающему миру. 
12.Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их). 
   Таким образом, использование современной технологии  качество речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

 

 Список литературы:

1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.

4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Мнемотехника — один из эффективных методов и приемов в речевом развитии детей» (доклад для городского методического объединения воспитателей групп раннего и дошкольного возрастов)

Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало популярно д...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн – один из эффективных методов развития речи

Синквейн – один из эффективных методов развития речи. Консультация. Значение, методы работы...

Методическая разработка «Сказкотерапия как эффективный метод развития детей дошкольного возраста»

Метод сказкотерапии предоставляет возможность ребенку познать себя через волшебство сказки. Перечитывая полюбившийся рассказ, дошкольник неосознанно выделяет героя, близкого себе, представляет себя на...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...