"Здоровьесберегающие технологии на занятиях по логопедии".
консультация по логопедии

   Применение комплексной оздоровительно-коррекционной работы на логопедических занятиях, включающей мышечную релаксацию, дыхательную, артикуляционную и пальчиковую гимнастики,физкультминутки,  упражнения на развитие высших психических функций, способствует сохранению здоровья детей, поднимает настроение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по логопедии.

    Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

    А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом.

1.  Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.

2.  Свободное постукивание пальцами по столу обеими руками и поочередно.

3.  Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):  правой руки, левой руки,  обеих рук одновременно.

4.   Имитация игры на пианино.

5.   Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6.  «Бегают  человечки» - (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).

7.   «Футбол» - забивание шариков, карандашей одним, двумя пальцами.

8.  Поочередная смена положения рук «кулак – ладонь – ребро». Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.

9.  Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.

10.  Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно.

Самомассаж кистей и пальцев рук.

    Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в отношении всех систем и органов.

1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

6.  Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.                                                         L:\Новая папка (8)\DSC06865.JPG

7. Надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

8.  Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

    В  каждое  логопедическое  занятие  включаются  физкультминутки,  которые  снимают  психологическое  и  физическое  напряжение,  облегчают  восприятие  нового  материала.  Их  форма  и  содержание  разнообразны.

1. Оздоровительно-гигиенические.  Их  можно  выполнять  как  стоя,  так  и  сидя:  расправить  плечи,  прогнуть  спину,  потянуться,  повертеть  головой,  «поболтать  ножками»  и  т. д.

2. Танцевальные.  Они  особенно  любимы  детьми,  так  как  всегда  выполняются  под  веселую  музыку  популярных  детских  песен.  Все  движения  произвольны,  танцуют,  кто  как  умеет.

3. Физкультурно-спортивные.  Это  традиционная  гимнастика,  которая  выполняется  строго  под  счет,  с  равномерным  чередованием  вдохов  и  выдохов.  Каждое  упражнение  рассчитано  для  укрепления  определенной  группы  мышц.  Сюда  можно  включить  бег,  прыжки,  приседания,  ходьбу  на  месте  и  т. д.

4. Двигательно-речевые.  Этот  вид  физкультминуток,  пожалуй,  самый  популярный  сегодня.  Дети  коллективно  читают  небольшие  веселые  стихи  и  одновременно  выполняют  различные  движения,  как  бы  инсценируя  их.

5. Подражательные.  Они  зависят  от  фантазии  и  творчества  педагога.  Например,  рассматривая  картинки  с  машинами  и  паровозиками,  можно  имитировать  их  движения  и  звуки  или  работу  шофера,  когда  он  сидит  за  рулем.  Не  менее  охотно  дети  подражают  движениям  лягушат,  обезьянок,  кузнечиков.

   Данные  мероприятия  способствуют  сохранению  здоровья  детей,  помогают  детям  переключиться,  поднимают  настроение.

    Список использованной литературы

  1. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
  2. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. Солнцева В. А., Белова Т. В. – М.: АСТ: Астрель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на занятиях с логопедом

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы ...

Инновационный проект "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по логопедии"

Инновационная направленность. Логопедические  занятия включают в себя здороьесберегающие  технологии. Логопедические занятия в нашем ДОУ параллельно решают задачи укрепления и сохранения зд...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях специалистов (логопедов и дефектологов)

Современные здоровьесберегающие технологии, задачи. Самомассаж ушных раковин....

О необходимости использования здоровьесберегающих технологий на занятиях учителя – логопеда в ДОУ

Использование здоровьесберегающих технологий позволяет равномерно во время образовательной деятельности распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, в...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда по ФГОС. Применение метода биоэнергопластики и кинезиологии на логопедических занятиях.

В материале представлены описания методов биоэнергопластики и кинезиологии, которые успешно применяются на логопедических занятиях....

Конспект занятия: "Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе логопеда"

Применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе....

Здоровьесберегающие технологии на занятии с логопедом.

Здоровьесберегающие технологии на занятии с логопедом.Здоровье сберегающие технологии – это система мер, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, ...