КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»
картотека по логопедии

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_r.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р»

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

1. «РЕЗИНОЧКА» («УЛЫБКА»)

Губы сомкнуты и растянуты в улыбке. ( Губы не напряжены, зубы не видны).

2. «ЗАБОРЧИК»

Удерживание губ в улыбке. Зубы обнажены, сомкнуты в естественном прикусе (верхние резцы лежат на нижних резцах).

3. «ОСКАЛ»

Губы в улыбке. Зубы обнажены, щель между верхними и нижними зубами 1–1,5 см.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

1. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «почистить» верхние зубы, делая движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх, работает только язык.

2. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

3. «МАЛЯР»

Исходное упражнение для губ «оскал» – улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад, нижняя челюсть при этом неподвижна, работает только язык.

4. «ЛОШАДКА»

Приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.  

5. «ГРИБОК»

Исходные упражнения «Оскал» и «Лопатка» – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу (присосать язык к небу), широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

6. «ГАРМОШКА»

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

7. «БАРАБАНЩИК» («ДЯТЕЛ»)

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам (бугоркам за верхними резцами), многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.

Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.

СЕРИЯ УПРАЖНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ

ВЫРАБОТКИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

1. «МАТРОССКАЯ ЛЕНТОЧКА»

Исходное упражнения «Лопатка». На широкий распластанный язык вдоль желобка кладется узкая бумажная полоска 8-10см. Ребенок плавно, долго дует на «ленточку».

2. «ФОКУС»

Кусочек ваты кладётся на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а по середине языка был желобок, и подуть на ватку (дуть плавно, долго, сильно). Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.