АРТИКУЛЯЦИОННАЯ И ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.
учебно-методический материал по логопедии

Кузьминых Виктория Петровна

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artikulyatsionnaya_gimnastika_kompleks_uprazhneniy.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

НАЧАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС.

  1.  «Окошко» На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто). На счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).
  2. «Лягушка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Вот понравиться лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, перестану и нисколько не устану.      

  1. «Хоботок» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

  1. «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть  у меня.

  1. «Лопаточка» Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

  1. «Трубочка» Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку - на дудочку похоже.

Подудеть на дудочку без дудочки мы можем.

  1. «Толстячок» 1. Надувание обеих щек одновременно. 2. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  2. «Худышка» Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
  3. «Накажем непослушный язычок» Губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.

10. «Причешем язычок» Губы в улыбке, зубы сомкнуты. Широкий язык протискивается наружу между зубами так, что верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка.

11. «Часики» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.

Наш веселый язычок повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

12. «Качели» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.


Дыхательные упражнения.

1.«Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».

2.«Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

3.«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

4.«Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

С-СЬ-З-ЗЬ

1.  «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть  у меня.

2. «Лопаточка»   Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять  

3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

4. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5. «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

6. «Трубочка» » Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длительно подуть в эту трубочку.

Язык сложим в трубочку-

На дудочку похоже.

Подудеть на дудочку

Без дудочки мы можем.

7. «Чистим нижние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели, чтоб они.

8. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

9. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

Ш-Ж-Щ-Ч

1.  «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть  у меня.

2. «Лопаточка»   Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять          

3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

4. «Чашечка» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнать в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.

Язык широкий положи, а края приподними.

Получилась чашечка, кругленькая чашечка.

5. «Бублик» Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сомкнуты. Удержать губы в таком положении на счет до пяти.

6. «Фокус» Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.

7. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

8. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

 9. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой),

10. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.

11. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

К-Г-Х

1.  «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть  у меня.

2. «Лопаточка-иголочка» Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» положить широкий язык на нижнюю губу. На счет «два» высунуть язык наружу острым как жало.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык иголочкой потом

Потянем тонким острием.

3. «Киска сердится» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

4. «Чистим нижние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели, чтоб они.

5. «Посчитай нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы.

6. «Катушка» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка упереться в основание нижних резцов. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта. Кончик языка не отрывать от резцов, губы и нижняя челюсть не должна двигаться.

7. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ

 Л-ЛЬ

1.  «Лягушка-хоботок» На счет «раз-два» чередовать упражнение «Лягушка» и упражнение «Хоботок».

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть  у меня.

 2. «Лопаточка»   Улыбнуться открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи и под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять          

3. «Накажем непослушный язычок» Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».

4. «Вкусное варенье» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой),

5. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь вверх -вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь,

А потом – вниз.

6. «Пароход» Приоткрыть рот и длительно на одном выдохе произносить звук        Ы-Ы-Ы. Необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта.                                                      Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз!

Не с ума ли он сошел- прямо по морю пошел!

7. «Индюк» Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, затем добавить голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.

Индюку и лучший друг

Честно скажет: - Ты – индюк!

                                   Б.Заходер

8. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

9. «Чистим верхние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

10. «Посчитай зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.

11. «Поймай звук Л»Улыбнуться.Во время произнесения звука А широкий кончик языка закусить зубами. Постепенно увеличивая темп движения, вы услышите звук Л.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ВЫРАБАТЫВАЮЩИЙ ПРАВИЛЬНЫЙ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ 

Р-РЬ

1. «Качели» » Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь вверх-вниз, вверх-вниз.

Я все выше поднимаюсь, а потом – вниз.

2. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора, пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем, маляру мы помогаем.

3. «Чистим верхние зубы» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» верхние зубки с внутренней стороны, двигая языком вправо-влево.

4. «Посчитай верхние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упираться по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то, он толкает зубы!

Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы.

5. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке по дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду, а соседки дома нету.

6. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой, стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой с бархатной подкладкой.

7. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю, рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму, ниже челюсть отведу.

8. «Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем: «Д-д-д-д!»

9. «Комарик» Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы; длительно произнести звук  З (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрывается рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как в упражнении «Барабан».

Вдруг откуда не возьмись

Маленький комарик,

Ив в руке его горит

Маленький фонарик!

                   К. Чуковский

10. «Моторчик» Основное упражнение. Во время длительного произнесения звука Д-Д-Д или З-З-З (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» или «Комарик») быстрыми движениями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпателем, соской или просто прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону.

Язычок у нас – мотор!

Заводи его, шофер!

КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОДЪЯЗЫЧНОЙ УЗДЕЧКИ.

1. «Маляр» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Красить комнаты пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Маляру мы помогаем.

2. «Барабан» Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать. Очень часто при выполнении этого упражнения ребенок закрывает рот. Чтобы этого не происходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка).

В барабан мы сильно бьем

И все вместе мы поем:

«Д-д-д-д!»

3. «Лошадка» Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострен. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

4. «Грибок» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка-ножка. Кончик языка не должен поворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании тренируется нужное движение языка.

Я стою на ножке тонкой,

Стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой.

5. «Гармошка» Положение языка как в упражнении «Грибок », губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

6. «Дотянись  до носа» Улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, а губы и нижняя челюсть были неподвижны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик...

"Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников"

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастики для дошкольников Артикуляционная гимнастика.Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым отно...

Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики в помощь родителям и детям.docx

Комплекс упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики  в помощь родителям и детям.Выдается в начале учебного года. Для каждого ребенка выбирается индивидуальный комплекс упражнений....

Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики для детей 5-6 лет

Комплекс пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики...

Комплексы артикуляционной и дыхательной гимнастик для коррекционной работы в домашних условиях

Данные комплексы адресованы родителям для использования в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха и речи в домашних условиях...

Презентация "Артикуляционная гимнастика (начальный комплекс)"

Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения  и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов речи ребёнка в процессе произнесения опре...