Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.
статья по логопедии

Лобанова Евгения Владимировна

   Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

        Чтобы заинтересовать ребенка нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnye_tehnologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные технологии, применяемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушениями речи.

         “ Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса” (В. Г. Белинский)

           Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. Поэтому очень важно выявить ребенка, нуждающегося в особом внимании. По данным мировой статистики, число речевых расстройств неуклонно растет, поэтому актуальность проблемы своевременного выявления и коррекции речевых нарушений принимает глобальный характер. Успешное овладение навыками чтения и усвоения письменной речи напрямую зависит от уровня речевого развития ребенка. Это значит, что все стороны - произношение, словарный запас, грамматика языка- должны быть без нарушений.

            Основной задачей работы логопеда является коррекция дефектов речи у детей и формирование у них предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.

        Чтобы заинтересовать ребенка нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.

Использование инновационных технологии в моей работе служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В своей работе применяю следующие инновационные технологии: 1) арт-терапевтические технологии; 2) современные технологии логопедического и пальцевого массажа; 3) современные технологии сенсорного воспитания; 4) телесноориентированные техники; 5) «Су – Джок» – терапия;6) информационные технологии.

 «Арт-терапия» является средством свободного самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Виды арт-терапии: 1) Вокалотерапия, игра на музыкальных инструментах) игра на губной гармошке, флейте, дудочке. 2)Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки мною он применяется для релаксации ребенка в прослушивании классической музыки и музыкой природы. Элементы музыкотерапии использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Современные технологии сенсорного восприятия – это кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Эти упражнения вставляю в свои занятия при утрате детей активности и внимательности. Они способствуют развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Дом – ёжик – замок», «Зайчик – коза – вилка» и др.

Кинезиотерапия (логоритмика) Логоритмика - это система музыкально -двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Логоритмика применятся давно в логопедической работе, разработаны компьютерные программы и литература. Дети очень любят заниматься логоритмикой.

Мною применяются два вида изо-терапии (нетрадиционная техника рисования), с учащимися в летний период на школьной площадке: техника «кляксография»; техника «оттиск пробками».

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Мною строится логопедическое занятие на основе той или иной сказки, например, «Три поросенка», «12-Месяцев» и т.д. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

Один из методов креативной игротерапии - это песочная терапия, способствующая более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; обогащению словарного запаса; развитию связной речи; побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; развитию фантазии и образного мышления.

Смехотерапия – это вид психотерапии, помогающий снять блоки, расслабиться, избавиться от стеснительности, использую на занятиях все групп. Юмор и смех поднимают настроение, помогают наладить коммуникативные связи, позволяют эффективно противостоять стрессовым ситуациям.

Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Эту терапию применяю в летний период т.к. запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность.

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

Телесноориентированные техники: биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки; растяжки – чередование напряжения и расслабления в различных частях тела, нормализуют гипертонус и гипотонус мышц; упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом; дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Логопедический массаж - это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств.

К основным видам логопедического массажа относятся: классический ручной, точечный, аппаратный.

Для развитие мелкой моторики применяю такие виды массажа и со всеми группами воспитанников: массаж ладонных поверхностей стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж «Су-Джок» - терапии; массаж резиновыми ковриками.

Как уже было сказано, для проведения коррекционно-логопедических занятий используется дидактический материал. Это готовый образовательный ресурс в виде лицензированных обучающих программ («Баба Яга учится читать», «Игры для Тигры», «Пропись», «Физминутки», «Упражнения для глаз» и др.) и самостоятельно разработанный инструментарий (презентации, логопедические тренажеры). 

Использование компьютерных игр, тренажеров со звуковыми эффектами, анимацией активизирует деятельность учащихся на занятии. Используемый продукт, кроме того, предусматривает ненавязчивый и необидный для детей контроль (звуковой, зрительный), а также дает возможность создать игровую или соревновательную ситуацию на занятии.

Таким образом, компьютерные средства обучения открывают большие возможности для более эффективной организации коррекционно-образовательной деятельности специальных педагогов и коррекционно-образовательного процесса в целом.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи в условиях ДОО

В данной статье рассмотрена важность и продуктивность взаимной работы воспитателя и логопеда в борьбе с нарушениями речи у детей...

Способы совместной деятельности учителя-логопеда и музыкального работника с детьми с нарушениями речи.

И в музыке, и в речи, очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и ло...

Семинар-практикум «Инновационные технологии применяемые педагогом-психологом в работе с детьми»

Модернизация современного образования предполагает достижение нового современного качества на всех его ступенях. Это вызывает необходимость активно применять современные коррекционно-образовательные т...

«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи»

laquo;Синквейн» - это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме....