«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» Консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Шелехова Елена Викторовна

В 20-х годах, прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно легко и быстро запоминают самый разнообразный материал. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми. Однако внимательное изучение деятельности памяти  маленьких детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают. Но не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей  

«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи»

Учитель – логопед

Шелехова Е.В.

В 20-х годах, прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно легко и быстро запоминают самый разнообразный материал. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми. Однако внимательное изучение деятельности памяти  маленьких детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают. Но не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.

Что такое мнемотехника? Мнемотехника или мнемоника-это техника запоминания. Мнемотехника-искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными ее жанрами. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, нравственных понятий. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму. Мелодику и ритм родного языка. Приемы мнемотехники  особенно эффективны для заучивания стихотворений. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить. Однако для развития связной речи использование одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. На начальных этапах педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Детям дается чистый лист, разделенный на несколько квадратов. Педагог на доске по одному полю заполняет пустые квадраты. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой имеет возможность пересказать или рассказать текст. Содержание мнемотаблицы-графическое изображение предметов, явлений природы, действий. Схемы служат зрительным планом для создания монологов, помогают детям в построении рассказа, последовательности рассказа, грамматически и лексически правильно наполнить рассказ или пересказ. Приемы мнемотехники помогают обогатить словарный запас, пересказать художественную литературу, отгадывать и загадывать загадки, заучивать стихотворения. Размер мнемотаблиц может быть различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Для детей среднего дошкольного возраста желательно использовать таблицы, разделенные не более чем на 6 квадратов, старшего-9-12, подготовительного к школе-12-15 квадратов. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести, не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге. Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Начинает формироваться произвольная память. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст – это возраст формирования  образных форм сознания. Исходя из этого, понятно, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее связно, последовательно и выразительно. В старшем возрасте уже можно заменять образы героев на определенные символы. В мнемотаблицах можно изображать явления природы, отдельные части персонажей. Признаки и свойства предметов. Речь становится более яркой. В подготовительной группе речь совершенствуется ка средство общения. В мнемотаблице на этом возрастном этапе дети могут творчески подходить к замене образов на символы, могут сами выбирать тот символ, который им доступен и понятен. Также могут использовать буквенные обозначения. Все это ведет к эффективности сохранения и воспроизведения информации. Использование приемов мнемотехники  на занятиях по развитию речи позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.  Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Использование приемов мнемотехники в области "Познавательное развитие" (Формирование целостной картины мира) "

Дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, знаки, н...

Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"

Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"...