Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи.
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Коровина Ольга Владимировна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Подготовила:   учитель-дефектолог

Коровина О.В.

                                                         

                                                             

           Раздел развитие речи является наиболее сложным разделом в системе воспитания и  обучения детей с нарушением интеллекта. В начале года на диагностическом этапе были выявлены  множественные  нарушения в речевом развитии детей нашей группы: 4 ребёнка – задержка речевого развития , 6 детей – общее недоразвитие речи, 1 ребёнок – системное нарушение речи ( Марк О.)  и у 1 ребёнка речевое развитие по возраст(Даша ). Речь наших детей отличается низким  словарным  запасом (особенно глагольным), речь носила у многих детей звукоподражательный характер ( Егор, Богдан, Марк), грамматический строй речи грубо нарушен. Адаптационный период у детей  был долгим, потому что в основном все дети вновь прибывшие. Некоторые дети вообще отказывались идти  на занятия, не шли ни на какой  контакт (Кирилл, Марк, Богдан)

        Чтобы помочь детям овладеть связной речью и облегчить этот процесс наряду с традиционными приёмами  использовали  прием мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

При обучении детей составлению рассказов-описаний на занятиях по развитию речи использовали   схемы Т.А.Ткаченко и схемы-модели мнемотаблиц Т.Б. Полянской, которые взяты  за основу. Мнемотаблицы использовались  при разучивании стихотворений  для обогащения словарного запаса, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, пальчиковых гимнастик.

          Мнемотехника помогает развивать:

ассоциативное мышление

зрительную и слуховую память

зрительное и слуховое внимание

воображение

       Особенно эффективны при разучивании стихотворений - мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.  При работе с мнемотаблицами включаются  не только слуховые  и зрительные анализаторы, но и тактильные анализаторы. Поэтому в своих мнемотаблицах мы ввели элементы тактильного ощущения.  Наши  дети  легче  вспоминают картинку, тальтильное ощущение,   а потом припоминают слова. Мнемотаблицы изменяя и совершенствуя их по-своему, обращаем внимание  на доступное изображение символов, на тактильное восприятие детей, красочность.

        Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для  наших детей. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы над стихотворением:

  1. Педагог выразительно читает стихотворение.
  2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
  3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
  4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
  5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
  6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы  в моей работе по развитию связной речи детей  использую для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов,
  • при разучивании пальчиковых гимнастик.

         Для обогащения словарного запаса наряду с традиционными дидактическими играми  нами используются наиболее успешные  следующие новые  игры:

Игра «Цветик-семицветик»

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

Игра «Поезд»

Цель: закрепление навыков словообразования существительных с помощью суффиксов -ик, -ищ.

Содержание: Детям предлагается несколько картинок с изображением одинаковых предметов (больших, средних и маленьких) и поезд с тремя вагончиками.  Дети находят одинаковые предметы, называют их и кладут в нужный вагончик: носик, нос, носище и т.п.

              Игра «Убираем урожай»

      Цель: закрепление формы винительного падежа существительных

  Содержание: Педагог  приносит четыре корзины со схематичным изображением действий (срывают – рука, выдергивают – рука в кулаке, выкапывают – лопата, срезают – нож) и говорит, что сейчас дети будут собирать овощи и рассказывать, как данный овощ убирают. Дети составляют предложения типа: Морковку выдергивают. Капусту срезают. И т.д.

             Таким образом, используя на занятиях приём мнемотехники  к концу учебного года мы достигли результатов

  • На занятия с удовольствием стали идти Богдан, Егор, Кирилл.
  • Появляется интерес к заучиванию стихов и потешек у Егора, Саши М.,
  • У Марка, Саши К., Владика словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • Настя, Кирилл , Богдан  преодолевают робость, застенчивость.

        Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к занятиям, а соответственно повышается их эффективность. В дальнейшем планируем продолжить работу и внедрять мнемотехнику в составлении рассказов, по  временам  года,  по лексическим темам в развитие речи.  В работе с родителями мы также обращали их внимание на заучивание стихотворений, составили  рекомендации по заучиванию стихов наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование метода мнемотехники в работе по развитию речи детей"

Этот материал может быть использован воспитателями детских садов...

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи.

Использование метода мнемотехники на занятиях по развитию речи для заучивания стихов, загадок, составлению рассказов....

Использование мнемотехники на занятиях по развитию речи

Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкол...

«Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ОНР»

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов- памяти, внимания, образного мышления и сокращает время обучения связной речи детей с ОНР . Мнемотехника п...

«Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи» Консультация для воспитателей

В 20-х годах, прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основа...

Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"

Консультация для педагогов "Использование приемов мнемотехники на занятиях по развитию речи"...