Как ввести ребенка в мир человеческих отношений?
статья по логопедии

Демченко Наталья Викторовна

В последнее время проблема общения сверстников становится все более актуальной в нашем обществе. Поэтому, роль воспитания культуры речи у дошкольников на формирование гуманного отношения друг к другу занимает важное место в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Как ввести ребенка в мир человеческих отношений?

       Общение необходимо для психического развития детей. Общение в психическом развитии ребенка имеет решающее значение, так как не только обогащает содержание детского сознания, способствует приобретению малышом новых знаний и умений, но и «детерминирует структуру сознания, определяет опосредствованное строение высших, специфически человеческих психических процессов».

      Общение – основной фактор при овладении ребенком  речью; только при условии полноценного речевого общения ребенок способен усвоить первоначальные коммуникативные навыки. В дальнейшем речь становится орудием мышления и средством произвольной регуляции ребенок своего поведения.

      Основным средством общения является язык, представляющий собой систему знаков с правилами их употребления, сочетания и интерпретации. Но, говоря об общении, следует отметить, что знаком может быть практически любой фрагмент материальной действительности (слово, жест, мимика, предметные действия). Применительно к дошкольнику будет целесообразным выделить три основные категории средств общения:  а)экспрессивно-мимические; б) предметные действия-манипуляции; в) речевые высказывания.

       Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа:

1) Малыш не понимает речь взрослых, но в это время возникают предпосылки для овладения речью в последующем.

2) Понимание ребенком простейших высказываний взрослых и произнесение им первых слов  - этап возникновения речи.

3) Овладение разными способами общения с окружающими: ситуативная речь (используемой для общения в данной конкретной ситуации по поводу тех или иных действий или предметов (вопросы, ответы на вопросы)); контекстная речь (появляются пояснения); объяснительная речь. Объяснительная речь возникает под влиянием потребности объяснить сверстнику правила новой игры, устройство игрушки и др. Эта речь требует определенной последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Следовательно, от ребенка требуется овладение более высоким уровнем развития речи, умение пользоваться языковыми средствами.

     Дошкольное детство – это период усвоения норм морали и социальных способов поведения. Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе, он сталкивается со множеством проблем и трудностей. Они связаны не только с тем, что он еще мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. Ему, этому милому «пришельцу», нужно научиться жить среди себе подобных. И не только физически жить, но хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей и развиваться, совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают или даже наказывают. И вот в процессе этого сложного познания сам ребенок становится личностью, со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственным поведением.

     Это все – знание принятых в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, переживания, способность к сочувствию, сорадости, действия в отношении других людей, развитие собственных качеств – и составляет понятие гуманности, нравственности. Без этого человек не может жить среди других людей.

     В основу работы с детьми по гуманному общению, нравственному воспитанию должна быть положена идея Сухомлинского В.А. о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

     Для формирования гуманного общения, нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста можно использовать следующие методы.

1. Беседа. Беседуя с детьми, педагоги побуждают их думать и говорить. Задавая детям вопросы, дают им высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта.

      Обучение диалогической речи в д/с протекает в двух формах: в свободном речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении средством обучения диалогу служит неподготовленная беседа. Неподготовленной беседа является для детей, педагог же должен быть обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.

     На специальных занятиях  чаще всего используются прием подготовленной беседы  и прием театрализации.  Подготовительная беседа направлена на то, чтобы, во-первых, научить детей беседовать: выслушивать речь собеседника, говорить понятно для собеседника; во-вторых, отрабатывать произносительные и грамматические навыки, уточнять смысл известных детям слов. Театрализация художественных произведений, пересказ прочитанных сказок, рассказов, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную речь (интонационную сторону речи, разнообразить речь дошкольников в эмоциональном отношении.

      Этические беседы – плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами:  жестокостью, злом, трусостью, ленью.

     С помощью педагога дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

     Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму?», «Что такое дружба?», «Кого люди называют смелым?»  и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений (Сухомлинский В.А. «Почему Олечка не сорвала цветок?», Кузнецова А. «Мы поссорились», Ушинский К.Д. «Умей обождать», Барто А. «Помощница» и т.д.). Эстетический фон занятий создают стихи, загадки, песни, включенные как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми.

     Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки др., чем свои собственные. Мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы младшего дошкольника. И крохотные потешки, и больше сказки становятся для ребенка настоящей «школой эмоций», вызывают  его эмоциональный отклик, учат сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям герое (веселый, грустный, хороший, обиделся).  Можно не только читать произведения детям, но и использовать различные задания-игры:

А) выражение эмоций мимикой, жестами: «удивись, как Зайчик», «порадуйся, как Маша», «покажи, как огорчились дед и баба»  и т.д.;

Б) развитие интонационной выразительности: «скажи, как Зайка  жалобно: - Собака, Собака, помоги мне!», «Скажи испуганно, как Бычок: Ой, доска кончается, сейчас упаду!».

3. Игра. В дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребенка деятельностью является игра. Она создает благоприятные условия для совершенствования движений и моторного развития детей, позволяет детям приобрести навыки произвольного поведения и совместной деятельности. Игра – это обязательно совместная деятельность, предполагающая общение детей друг с другом. Общение во время игры мотивирует развитие их речи (увеличение словаря, развитие грамматического строя). В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и которые обогащают знания детей об окружающем мире.

Виды игр:

- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Ласковые дети», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);

- направленные на развитие эмоциональной осведомленности («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);

- направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптура», «Где мы были вам не скажем, а что делали – покажем»);

- направленные на овладение детьми вербальными средства общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
-
направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Попроси помощи»).

«Назови себя». Цель: Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход: Ребенку предлагают представить себя, назвав свои имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

«Позови ласково». Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход: ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому из других детей, ласково назвав его по имени.

«Волшебный стул». Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход: один ребенок садится в центр на «волшебный стул», остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.

«Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. Ход: ребенку дается задание предать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают что они чувствовали при этом.

«Волшебный цветок». Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход: детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее вод музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.

«Разноцветный букет». Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход: каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один букет и устраивают хоровод цветов.

«Подарок другу». Цель: развивать умение невербально описывать предметы. Ход: один ребенок становится именинником; остальные ему дарят подарки, передавая движения и мимикой свое отношение к имениннику.

«Друг заболел». Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, проявлять заботу. Ход: предложить детям «позвонить» (написать письмо) ребенку, который болеет.

4. Наглядность – один из основных и наиболее значимых  методов обучении и формирования эмоциональной сферы  дошкольников. Эмоции беспредметны. Радость, печаль, грусть, удивление возможно изобразить лишь символически. Поэтому важную роль играет пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отмечают, но, порой бессознательно, копируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом. Каждый ребенок может, изобразив ту или иную эмоции, посмотреть на себя в зеркало. Веселые глазки, уголки рта вверх – радость. Глаза большие, рот приоткрыт – удивление. Брови нахмурены, рот сжат – гнев.

       Говоря о проблеме обучения дошкольников гуманному общению, можно было бы сказать, что слышащие дети довольно легко должны усваивать диалогическую речь, так как ежедневно слышат ее в быту. Но, в последнее время проблема общения сверстников становится все более актуальной в нашем обществе. Снижающийся уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все  это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая. Отсюда огромная важность работы педагогов, занимающихся обучением русскому языку, культуре общения дошкольников.

                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как ввести ребенка в мир музыки"

Эта консультация адресована родителям самых маленьких детей. В ней рассказывается, как нужно правильно знакомить ребенка с музыкой с первых дней его жизни....

Труд, как средство социализации, формирования личности ребенка, приобщения к человеческой культуре.

"Труд" в программе "Детский сад 2100". Трудовое начало в дошкольном учреждении. Задачи, виды, формы организации труда....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

"Как помочь ребенку утвердить себя в мире человеческих отношений"

  Как помочь ребенку утвердить себя в мире человеческих отношений.      Все дети нуждаются в любви, доброжелательном отношении взрослого и общении с ним. Сегодня ни для...

Творческий проект «Звуки человеческого голоса - это музыка для человеческого слуха»

Цель проекта: коррекция звукопроизношения детей посредством занимательного наглядного материала....

Значение художественной литературы в жизни наших детейХудожественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пре

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает пр...