Мастер-класс для родителей воспитанников логопедического пункта подготовительной к школе группе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Фёдоровна

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

На мастер-класс «Звукобуквенный анализ?! Легко!» приглашаются родители, дети, которых испытывают трудности в звукобуквенном анализе и синтезе, а также отмечается несформированность фонематических процессов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей воспитанников  логопедического пункта подготовительной к школе группе

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  4. Умение пользоватся разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.

Коррекционная работа даст положительный результат только в том случае, если все — логопед, педагоги, родители,— имея общую цель, будут действовать согласованно.

На мастер-класс «Звукобуквенный анализ?! Легко!» приглашаются родители, дети, которых испытывают трудности в звукобуквенном анализе и синтезе, а также отмечается несформированность фонематических процессов.

 

Цель мастеркласса: привлечь внимание родителей к проблемам формирования навыков звукового анализа и синтеза детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. оказать помощь каждой семье  в организации домашних занятий  в формировании навыков звукобуквенному анализа  и синтеза.
  2. уточнить и расширить  понятий «звук» «буква», «слог» и т.д.
  3. способствовать развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики,
  4. прививать интерес к совместной деятельности.

Уважаемые родители , хотелось бы поближе вас познакомить со специальными таблицами по звуковому анализу слогов, слов и анализу предложений. Их особенностью является самостоятельная зарисовка детьми графических символов звуков, слогов, места звука в слове, твёрдости-мягкости согласных звуков, слов в предложениях  в специально отведённых ячейках таблицы.

 В левом столбце таблиц кратко излагаются задания, с графическими подсказками. Они помогают родителям в домашних условиях закреплять полученные детьми знания, а так же служат подтверждением выполненного  задания и одной из форм динамического наблюдения за успехами детей при формировании звукового анализа изучаемых слов.

В зависимости от периода обучения в коррекционной логопедической работе  с детьми старшей логопедической группы, имеющими ФФНР, таблицы различаются по сложности и объёму изучаемого материала.

Чем больше объём заданий для звукового анализа слов, тем меньшее количество слов (предметных картинок) предлагается для разбора.

Работа с данными таблицами предусматривает последовательный анализ слов по вертикали, а затем сравнение отдельных данных по горизонтали (см. таблицу № 1). Это позволяет находить сходство и различие места звука в словах, количество слогов, место ударения в различных словах, твёрдость и мягкость согласных звуков, количество гласных и согласных звуков в словах.

Таблица № 1.

Л

Разберём на конкретном примере последовательность работы в таблице.

Таблица № 2.

Л

Найди и обозначь место звука Л в слове (начало, середина, конец) символом

Ж0012

к0109

___________

_____________

Сколько слогов в слове?

-, - -, - - -.

Нарисуй столько кружков по порядку, сколько звуков в слове.

Раскрась гласные звуки – красным цветом

 твёрдые согласные звуки – синим цветом

Мягкие согласные звуки – зелёным.

Назови все звуки по порядку.

Сколько в слове согласных звуков?

Сколько в слове гласных звуков?

 

Таблица 2. Звуковой анализ слов ЛУЖА, ЛЕС.

- Назовите картинки, которые изображены на верхней строчке таблицы.

- Какой общий звук в названиях этих картинок?

- Покажите букву Л в таблице.

- Где находится звук Л в слове ЛУЖА: в начале, в середине или в конце? В клеточке под картинкой ЛУЖА  нарисуйте кружок в начале линии ( в начале слова).

- Теперь поделим слово на части. Сколько получилось частей в слове? В следующей клеточке, которая ниже, нарисуйте две чёрточки .

- Назовите по порядку все звуки в слове. Нарисуйте в следующей клеточке столько кружков, сколько звуков в слове.

- Закрасьте красным цветом гласные звуки, а синим – твёрдые согласные, зелёным – мягкие согласные звуки.

- Назовите все звуки по порядку.

Так же разбирается следующее слово.

Затем производится сравнение звуко-слогового состава слов:

- в одинаковых ли местах находится звук Л в словах ЛУЖА и ЛЕС ?

- сравните количество слогов в этих словах. Оно одинаковое? Какое слово длиннее, а какое  короче?

- в обоих ли словах звук Л твёрдый?

- сколько звуков в слове ЛЫЖИ, а в слове ЛЕС?  

- назовите гласные звуки в этих словах.

- назовите согласные звуки в этих словах.

В дальнейшем, когда у детей закрепится умение достаточно свободно анализировать слова, можно вводить сравнение по следующей инструкции:

- что общего в этих словах ( чем похожи слова) ?

- чем отличаются данные слова?

В ответах на такие вопросы возможна опора как на зрительный образ проанализированного слова, так и на слуховое восприятие данных слов без опоры на таблицу. Соответственно, опора на зрительный образ может быть предложена для детей слабой подгруппы, а опора на слуховое восприятие – для детей сильной подгруппы. Данный приём отвечает принципу индивидуального дифференцированного обучения звуковому анализу слов.

Анализируя результаты самостоятельно заполненных детьми таблиц, отчётливо прослеживается динамика положительных результатов усвоения знаний, умений и навыков при анализе звукового состава слова. Соответственно, видны и пробелы в усвоении материала: неумение определить место звука в слове, последовательность звуков в словах, деления слов на слоги, различение твёрдых и мягких согласных звуков, согласных и гласных, нарушение пространственной ориентировки (левая сторона, правая, выше, ниже; предлогов: между, за, перед, после).

Очень часто дети с низким уровнем развития психических и речевых процессов не умеют мыслить самостоятельно, они повторяют ответы других детей, не вдумываясь в их смысл и правильность. Используя данные таблицы в учебно-коррекционном процессе, имеется прекрасная возможность приобретения детьми умения самостоятельно обдумывать каждое задание. Опираясь на уровень развития конкретного ребёнка, создаётся своя индивидуальная таблица. Это позволяет компоновать разнообразный материал  для любого ребёнка:

- подбирать предметные картинки в соответствии с состоянием звукопроизношения, используя только правильно произносимые звуки;

- уменьшать или увеличивать количество картинок для звукового анализа;

- разнообразить виды заданий по разбору звукового состава слов;

В результате использования такой формы работы конкретизируется индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребёнку, имеющему различные речевые нарушения.

Данные таблицы можно использовать не только на занятиях, они являются неотъемлемой частью выполнения домашних заданий в индивидуальных тетрадях детей. Анализируя каждое слово и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности , появляется удовлетворённость результатами своего труда. Совершенствуются такие психические  процессы как память , внимание, мышление. Развивается пространственная ориентировка на листе бумаги. Ребёнок зрительно воспринимает план своих действий. А сжатая форма таблиц сокращает время на выполнение заданий, избавляя ребёнка от переутомления.

Используя работу с таблицами в течение всего учебного года, ребёнок быстрее и прочнее усваивает изучаемый материал, ускоряется процесс овладения звуковым анализом любых слов, изучаемых в рамках программы.

Привыкая к выполнению различных заданий в таблицах, уже в начале второго периода дети способны к самостоятельной работе. Благодаря этому, у логопеда появляется возможность для выработки у детей таких важных качеств, как самоконтроль и самооценка. Например, для совершенствования самоконтроля и самооценки можно использовать две формы работы: по словесной инструкции и по образцу.

Для самоконтроля по словесной инструкции предлагаю детям следующие вопросы:

- в слове АИСТ все ли обозначили звук А в начале слова?

- у всех ли в слове ЛИСА получилось две части (2 слога)?

- все ли закрасили мягкий звук МЬ в слове МЕЛ зелёным цветом?

Если все задания выполнены правильно, то предлагаем детям под таблицей наклеить или нарисовать большую звезду (использую для поощрения яркие наклейки), если частично – маленькую звёздочку.

При самоконтроле по образцу предъявляем детям образец  с правильно выполненным заданием, и дети соотносят с ним свою работу.

Таким образом, дети самостоятельно оценивают выполнение своего задания, что в последующем повышает их внимание, умение слушать и слышать словесную инструкцию педагога, ответственность за результаты своей работы.

Практика использования таблиц в составлении схемы слов показывает, что они полезны как  при закреплении правильного произношения, так и для формирования грамматического строя речи.

Родителям, чьи дети посещают логопедическую группу, нравятся такие таблицы. Они помогают им лучше понимать те  задачи, которые ставит перед  детьми логопед , закреплять полученные детьми знания. Работа с таблицами, на наш взгляд, является удачным вариантом закрепления навыков звуко-слогового анализа слов на логопедических занятиях и в домашних условиях. Данные таблицы можно использовать и в массовых группах детских садов, при подготовке детей к обучению в школе, и на первом этапе обучения в начальной школе в виде индивидуальных заданий.

Именно доступность в понимании сути работы с таблицами детьми и родителями, простота в использовании таблиц и символов при изучении звуко- слогового анализа слов, одновременное включение в коррекционно-образовательную деятельность слуха, зрения, моторики, ведёт к развитию у детей памяти, внимания, восприятия, мышления. Совместная заинтересованная работа логопеда, ребёнка и родителей – значительно повышает эффективность использования данного вида работы в коррекционно-воспитательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих  речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей и детей подготовительной к школе группы с элементами арт-терапии «Я и мой ребенок».

Цель: укрепить отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию в межличностных отношениях между родителями и ребенком; снять тревожность, импульсивность, нап...

Мастер класс по проведению подвижной игры в подготовительной к школе группе "Передай мяч водящему"

Игра "Передай мяч водящему" помогает отработать движения и подготовить детей для  игры в баскетбол, в которую им предстоит играть в школе....

Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Мастер-класс для педагогов«Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»

Презентация Мастер-класс для педагогов «Обучение грамоте в подготовительной к школе группе»...