Дифференциация с-сь. Авторская разработка Кутузова Е.Н.. Рублевская О.Н.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Логопедическое занятие с ипользованием Авторской куклы СЛАВА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_s-s.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки «С – Сь»                                                                
Цель:  дифференциация звуков «С – Сь» на слух и в произношении.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:
           - формирование навыков звукового анализа слогов и слов;
           - коррекция темпо-ритмической стороны речи;

  коррекционно- развивающие:              
           - развитие диалогической речи;
           - развитие долговременной вербальной памяти;
           - развитие слухового и зрительного внимания;
           - развитие мелкой моторики;

 коррекционно-воспитательные:              
           - воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: дидактическая кукла Квака; эмблемы кружочки из самоклеящейся бумаги синего и зелёного цвета (для двух подгрупп детей поровну); небольшой ручной мячик с массажным эффектом; магнитная доска с набором магнитов (20 штук); 18 штук предметных картинок слов со звуками «С – Сь» (по 9 штук); ксерокопии рисунка из «Рабочей тетради для исправления произношения звука С», И.В. Баскакиной, М.И. Лынской (по количеству детей).
                                                       
   Ход занятия
1. Организационный момент.
     
а.) Приветствие в круге. Речь с движением.
 Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
 (правую руку к сердцу, наклон вперёд)
Доброе утро  солнцу и птицам!  (руки вытянуты вверх; затем взмахи в стороны)
 Доброе утро улыбчивым лицам!  (изобразить широкие улыбки)
И каждый пусть будет добрым, доверчивым.  (скрещены ладони на груди)
Пусть доброе утро длится до вечера! (развести руки от груди в стороны)
б.) Введение в тему.

Логопед:
- Ребята, к сожалению, утро сегодня не у всех доброе. Я знаю, что у Кваки
какая-то неприятность. Присаживайтесь на свои места, а я её приглашу.
( Логопед надевает куклу и изображает, как она плачет.)
 Логопед: - Что случилось, Квака? Может мы сможем тебе помочь?
Квака: - Вы мне уже помогли… Только надо мной теперь сорока смеётся. Я ей похвалилась, что теперь умею звук «С» выговаривать, а она смеётся.
Логопед: - А какие ты слова называла?
  Квака: - А всё, что вокруг со звуком «С» видела: дерево осына, сухое сэно, сынее небо, у лисы -  лисата …
Логопед: - Ребята, я поняла в чём дело, мы не научили Кваку произносить мягкий звук «Сь» и отличать его от твёрдого звука «С». Но как раз сегодня на занятии эти звуки будут у нас главными и мы сможем научить Кваку. Постараемся?
2. Дифференциация звуков «С – Сь» в произношении изолированно и в слогах.
а.) Игра «Насосы».  
     Ребята делятся на две команды насосов: большого (с синим кружочком наклейкой на груди) и маленького (с зелёным кружочком). На доске картинки двух ручных насосов (большого и маленького). Игра проводится стоя возле столов.
Логопед: -
Квака  будет показывать движения лапками: как качают большой или маленький насос, а ваша команда «включает» свой насос, когда его показывает Квака. У маленького насоса мягкий звук «Сь», у большого – «С».
б.)  Игра с мячиком «Скажи наоборот».
     Квака кидает мячик, называя слоги со звуками «С – Сь» по очереди двум командам: с зелёными эмблемами кружочками – с твёрдым звуком, а они возвращают мячик, делая звук мягким; команде с синими кружочками – слоги с мягким звуком, а они делают звук твёрдым.
3. Дифференциация звуков «С – Сь» на слух. Развитие слухового внимания.
Игра в круге « Звучата – лягушата». (По типу варианта игры «Живые звуки».)
Квака: -
Ребята, я придумала игру «Звучата – лягушата»! Давайте встанем в круг, сделаем большой «пруд».  Я буду называть слоги, слова со звуками «С – Сь». Команда с зелёными кружочками будет подпрыгивать по-лягушачьи, когда услышит звук «Сь», а команда с синими кружочками, когда- «С».
Логопед: - Квака тоже будет играть с командой с зелёными кружочками, она ведь зелёная. И мягкий звук «Сь» ей надо научиться распознавать. Будьте внимательны, Квака может ошибиться, не запутайтесь вместе с ней.
Слоги: СА – СО – СИ – СУ – СЯ – СЕ – АС – ОС – СЁ – СЮ – СЫ – СИ.
Слова: письмо, сирень, сани, сено, самокат, лиса, лисица, собака, мост, велосипед, гусь.
4. Проговаривание и дифференциация слов со звуками «С – Сь». Развитие зрительного внимания и памяти. Употребление формы творительного падежа, единственного числа существительных.
а.) Игра «Домики для слов».
   Логопед: - Чтобы Квака научилась ещё лучше различать звуки «С – Сь», поиграем с ней в игру «домики для слов». На столе лежат картинки и с тем и с другим звуком, но они все перепутаны. Давайте поселим каждую картинку в свой домик: со звуком «Сь» в домик с зелёной крышей, со звуком «С» - с синей. ( Домики с окошками нарисованы на доске синим и зелёным цветом. Картинки крепятся на магниты.)
Квака участвует в игре.
б.) Игра «Чего не стало?»
Квака предлагает поиграть с картинками из домиков в прятки. Дети закрывают глаза, а Квака прячет одну из картинок в свой кармашек. Дети должны сказать, что пропало и с каким звуком (твёрдым или мягким) это слово.
в.) Игра «Перепрыжки» («Что с чем поменялось местами?»)
   Квака: - Больше всего я люблю прыгать и квакать. Сейчас картинки в домиках тоже будут перепрыгивать с места на место. А вы отгадайте, кто с кем, или что с чем поменялись местами.  (Дети закрывают глаза, а Квака меняет две картинки в одном из домиков местами.)
5. Развитие диалогической речи и долговременной вербальной памяти.
  Припоминание рассказа из предыдущего занятия о сне сома, через диалог с Квакой.                              

  Квака: - Мне нравится с вами заниматься, я всё помню и с прошлого занятия. А у вас хорошая память?  (Квака задаёт вопросы, а дети отвечают полным предложением.)
Вопросы: «Какой водоём приснился сому?»
(Сому приснилась речка.)
                   
«Что было за мостом?» (За мостом был лес.)
                   
«Кто сидел на сосне?»  (На сосне сидела сова.)
                   
«Что делала сова на суку?» (Сова на суку спала.)
                   
«Где сидела лиса?» (Лиса сидела за кустом.)
                   
«На что надеялась лиса?» (Лиса надеялась, что сова упадёт.) 
6. Итог.
Логопед: - Какие звуки мы научили Кваку различать? Квака вам дарит свой рисунок про сон сома. Раскрасьте его дома и расскажите родителям о том, как мы ловили сома и о том, что ему снилось.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка. Конспект "Помощь маленьким друзьям"

Конспект занятия по ручному труду в средней группе...

Авторская разработка коррекционно-дидактической игры "Волшебные бутылочки"

Надеюсь, что моя игра поможет в коррекционной работе систематизировать знания детей о цвете, размере. Развить пространственные ориентировки, закрепить количественный и порядковый счёт, снизить напряже...

"ВЕСЕЛИНКА - 1" - сборник танцев для детей младшего и среднего возраста.(Авторские разработки)

1. ОБЩИЙ ТАНЕЦ ВОКРУГ ЁЛКИ.( "Новогодняя" слова и музыка В.Оншин)2.ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕВОЧЕК "ЗАЙКИ" ("Зайка" В.Оншин)3. ТАНЕЦ ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ "СНЕГИРИ"   ("Воробушки" И.Пономарёвой)4. ТАНЕЦ ДЛЯ ДЕВОЧЕК "Ц...

Логопедическое занятие по постановке звука С. Учителя-логопеды: Кутузова Е.Н., Рублевская О.Н.

Логопедическое занятие по постановке звука С с использованием авторской куклы КВАКА....

Методическая разработка:«Полосы препятствий, эстафеты и скоростно-силовые упражнения, в игровой форме, для внедрения на занятияхпо физическому воспитанию в детском саду» Авторская разработка

В данной работе представлены примеры эстафет, полос препятствий и скоросто-силовых упражнений, направленных на развитие основных физических качеств человека, для применения на занятиях по физическому ...