Консультация для педагогов. Логопедическая ритмика
консультация по логопедии (старшая группа)

Значение логоритмики в развитии речи детей. Этапы занятия логоритмикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov._logopedicheskaya_ritmika.docx19.2 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов “Логопедическая ритмика»

Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.

 Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.

Регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.

Продолжительность занятий  составляет 30 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.

Подготовительная часть длится 7 минут. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного тонуса.

Основная часть занимает 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах, подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:

–  на развитие дыхания, голоса, артикуляции;

–  на развитие внимания;

– регулирующие мышечный тонус;

– формирующие чувство музыкального размера;

– на развитие чувства темпа и ритма;

–  на развитие координации движения;

– на координацию речи с движением;

–  на координацию пения с движением;

– на развитие речевых и мимических движений.

Заключительная часть занимает 8 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные упражнения.

Задачи логоритмики:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с

речью.

5. Укреплять костно - мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство

равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях

и речи ритмическую выразительность.

8. Развивать коммуникативные способности.

Предполагаемый результат: Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

Логопедическая ритмика включает в себя:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цельформировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать

осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Как правило, эти упражнения являются вводными и заключительными.

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

Это необходимо для хорошей координации и ловкости движений. Благодаря

специально подобранным упражнениям постепенно появляется умение

регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями

своего тела.

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

Цельвыработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,

силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка,

челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных

движений.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным,

воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает

профилактическое действие. Работа над артикуляцией позволяет уточнить

правильное звукопроизношение.

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания –

способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды

памяти: моторная, зрительная, слуховая.

Дети учатся распределять свое внимание между несколькими видами

деятельности. Для детей, имеющих речевые нарушения, особенно важно

развивать слуховое внимание и слуховую память.

5. Счетные упражнения.

Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения

движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую

координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным

выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является

ритмической основой для выполнения движений.

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

Цель: формировать и развивать слуховое внимание.

Эти упражнения направлены на различение сильной доли в музыке.

8. Ритмические упражнения.

Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

У детей с речевой патологией часто наблюдаются недостатки в восприятии

ритма, проявляющиеся в затруднениях воспроизведения слов, состоящих из 3

и более слогов. Проговаривая многосложное слово, ребенок не

ориентируется на его ритмическую основу, поскольку не чувствует её.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма. Так как наша

речь организована ритмически, ребенка необходимо научить

ориентироваться на ритмическую основу слогов, слов и фраз. Особенно это

важно для детей, имеющих заикание. Но даже у здорового ребенка

необходимо воспитать чувство ритма, а затем соединить речь с

ритмическими движениями.

9. Развитие чувства темпа.

Цельразвивать темп речи.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа

работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих

заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в

музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и

контролировать нормальный темп речи.

10. Пение.

Цельразвивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа,

улучшать дикцию и координировать слух и голос.

11. Игра на музыкальных инструментах.

Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального

слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.

12. Пальчиковые игры.

Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.

Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано

с речевым развитием. Пальчиковые игры проводятся с пением, с

проговариванием текста, а также с мелкими предметами – карандашами,

палочками, мячами.

13. Упражнения на развитие мимики.

Цельразвивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность

губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика.

Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

14. Артикуляционные упражнения.

Цельразвивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости

артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Без развитого фонематического слуха невозможно правильное

звукопроизношение, т.к. прежде, чем произнести звук, нужно научиться

различать его на слух. Работа по формированию фонематического

восприятия строится на развитии слухового внимания. Эти упражнения

направлены на различение слов, близких по звуковому составу, на

различение слогов, выделение различных слоговых сочетаний, отдельных

звуков.

16. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправление неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям предлагаются игры на основе звукоподражания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Логопедическая ритмика — как фактор коррекционной работы по развитию речи детей дошкольного возраста»

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста, а также для педагогов, интересующихся вопросами педагогики. В нем раскрываются особенности логопедической ритмики, ее значимость ...

Консультация для педагогов логопедических групп

Консультация по наставничеству «В помощь воспитателю логопедической группы: совмещение программы коррекционного воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями с основной общеобразовательной ...

Консультация для педагогов «Логопедические пятиминутки в режимных моментах работы воспитателя»

привлечение воспитателей и родителей к коррекционной работе логопеда....

Консультация для родителей Логопедическая ритмика в семейном воспитании

В настоящее время существуют множество методов преодоления речевых нарушений у детей и взрослых. Например, хорошо зарекомендовала себя логопедическая ритмика не только как доступный метод коррекции ре...