Проект по развитию мелкой моторики "Веселые пальчики"
презентация по логопедии

Родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.pptx697.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» Учитель-логопед: Трубчанинова О.Г.

Слайд 2

Актуальность проекта Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин. Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Во-вторых, группу комбинированной направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи . Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Слайд 3

Цель проекта выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Слайд 4

Задачи проекта Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: -произвольного внимания; -логического мышления; -зрительного и слухового восприятия; - памяти, речи детей. Формировать и совершенствовать пространственные представления: - ориентацию на листе; - ориентацию в пространстве на примере собственного тела. Формировать навыки учебной деятельности: - умение действовать по словесным инструкциям; - контроль за собственными действиями. На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Слайд 5

Реализация проекта I этап - подготовительный (сентябрь) Изучение : научно-методической литературы по теме исследования, понятий , касающихся темы проекта, п одбор диагностического материала , разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды; Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук; Изучение полученных результатов, выводы. II этап – основной (октябрь – май) Работа выстраивалась в двух направлениях: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей; с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство. III этап – заключительный (май) Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Слайд 6

Основные принципы работы педагога при реализации проекта • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • комплексный подход при разработке занятий; • систематичность и последовательность занятий; • вариативность содержания и форм проведения занятий; • наглядность ; • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; • постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным; • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа; • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Слайд 7

Реализация проекта Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами: •мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные); •пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус; •веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами; •кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти; •прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; •щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней; •клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук; •шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования; •игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками; •игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

Слайд 8

•« сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей; •моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений; •грецкие орехи – для самомассажа кистей; •« волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами; •мелкая мозаика; •мелкий конструктор; •разрезные картинки; •рабочие тетради «прописи»; •изготовлены информационные стенды для родителей. В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними. Изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», изготовлен и оборудован центр «Игры с манкой».

Слайд 9

•« сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей •моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений •грецкие орехи – для самомассажа кистей •« волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами •мелкая мозаика •мелкий конструктор •разрезные картинки •рабочие тетради «прописи » •изготовлены информационные стенды для родителей. В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

Слайд 10

Результативность Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Проект на развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений «Озорные пальчики».

Проект «Озорные  пальчики» предназначен для работы с детьми  дошкольного   возраста. Данный проект содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образов...

Проект по развитию мелкой моторики рук "Озорные пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В.А. СухомлинскийНа всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда...

«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мы...

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Ловкие пальчики»

Проект по развитию мелкой моторики у малышей через использование различных упражнений....

Фотоотчет проекта по развитию мелкой моторики рук "Ловкие пальчики"

Для чего нужно развивать точность движения пальцев рук (мелкую моторику)? Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.  Как правило ребенок, им...