Конспекты занятий по звуковой культуре речи в средней группе
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Тема «Игрушки» Занятие 1 Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме. Задачи: Формировать обобщающее понятие «игрушки». Учить строить фразу из 4 слов. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Оборудование: игрушки: мяч, кубик, машинка, мишка, кукла, большой грузовик. Ход занятия 1.Организационный момент. Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, а чтобы узнать кто нужно отгадать загадки. «Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина). «Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок). «Что все это значит? Дочка, а не плачет. Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла). «Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик). «Эти чудо – кирпичи я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики). (После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка). 3. Артикуляционная гимнастика. Логопед: ребята, мы с вами ещё одну игрушку не заметили (достает бегемота). Бегемотик хочет с вами поиграть. (артикуляционные упражнения) 3. Упражнение «Какая игрушка». Игрушки лежат на столе перед детьми. Логопед спрашивает: - Мяч какой? (дети должны дать характеристику каждой игрушке). 4. Игра «Из чего сделаны» Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом) Кубики из дерева (какие?) – деревянные Мячик из резины (какой?) – резиновый Мишка из плюша (какой?) – плюшевый Мышки из меха (какие?) - меховые Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая 5. Физминутка. Логопед предлагает детям превратиться в игрушки. Девочки и мальчики прыгают, какмячики. Раз-два-три. Мячик, отдохни. Вот веселая юла, быстро кружитсяона. Раз-два-три. Юла, отдохни. Вот милашка, кукла-неваляшка. Только наклоняется, сразу выпрямляется. Раз-два-три. Неваляшка, отдохни. 6. Чтение стихотворения А. Барто «Мишка». Прочитать детям стихотворение. Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу - Потому что он хороший. Повторить его хором с детьми. Задатьвопросы: - Мишка - это Что? (Мишка - это игрушка.) - Почему мишка - игрушка? (С мишкой можно играть.) - Как помочь Мишке? - Как с ним надо играть? 7. Итог занятия. Занятие 2 Цели: уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках; закрепление обобщенного понятия игрушки; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами); Развитие фонематического слуха. Оборудование: Ход занятия Организационный момент Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, что мы проходили на прошлом занятии. Изучение нового материала. Игра: Чудесный мешочек. Дети на ощупь достают игрушки и называют их; затем определяют материал из которого сделаны. - Что ты достал? – мячик. - Из чего он сделан? – из резины. - Значит мячик какой? – резиновый мячик. Вопросами уточняются ответы: резиновый мячик; плюшевый мишка; деревянная матрешка; железная машинка; пластмассовая пирамидка. Важно следить, что бы дети давали полные ответы. Артикуляционная гимнастика Выполнение упражнений перед зеркалом вместе с логопедом. Пальчиковая гимнастика «На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать» Упражнение “Эхо”. [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).] Логопед (громко). Мяч! Дети (тихо). Мяч! Логопед (громко). Ю-ла! Дети (тихо). Ю-ла! Логопед (громко). Ку-би-ки! Дети (тихо). Ку-би-ки! Логопед (громко). Ма-ши-на! Дети (тихо). Ма-ши-на! Логопед (громко). Мат-реш-ка! Дети (тихо). Мат-реш-ка! Физминутка Друг веселый, мячик мой, (4прыжка на носочках, руки на поясе) Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу) Раз, два, три, четыре, пять, (5прыжков на носочках, руки на поясе) Хорошо мячом играть. ( Вновь по два взмаха – «удара») Упражнение «Помоги Андрюшке» Логопед: Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки. Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с мартышкой- Плюшевый мишка. Вместе с лисой- Зайка косой. Следом за ним- Еж и лягушка Сколько игрушек Расставил Андрюшка? Упражнение «Картинки» Каждому ребенку раздается картинка. Дети должны назвать, что нарисовано на их картинке и попробовать придумать предложение из 3-4 слов. Итог занятия Тема: «Осень. Деревья» Занятие 1 Цели: 1) уточнить и расширить словарь по теме. 2) формировать понятие «осень». 3) учить элементам диалогической речи. 4) развивать внимание, память, мышление, мелкую и общую моторику. 5) воспитывать вежливость, умение слушать логопеда. Оборудование: сюжетные картинки по теме «Осень» Ход занятия 1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Ежик приготовил для вас загадку. Вам нужно ее отгадать. Кто приходит с желтой краской, Листья красит все подряд. Без иголки и без нитки, Шьет им праздничный наряд. (осень) 2. Артикуляционная гимнастика Дети повторяют за логопедом артикуляционные упражнения 3. Беседа по картинке К вам в гости пришла осень (изображение осени) и хочет, чтобы мы рассказали о ней. Рассмотреть картинку «Осень». Вопросы детям: - Какие по цвету листья на деревьях? (Листья на деревьях желтые и красные.) - Что произошло с листьями? (листья пожелтели и покраснели) - Какое это время года? (Это осень.) - А что еще принесла осень? (дождик, тучи, лужи, ветер и т.д.) 4. Дыхательное упражнение «Осенний ветер» Логопед раздает листочки и предлагает детям подуть на них, словно осенний ветер, сильный, холодный. Дети держат листочки за ниточки идуют на них, не поднимая плеч и не надувая щек. Дует, дует ветер Дует, задувает. Желтые листочки С дерева срывает. 5. Физминутка«Солнышко и дождик» Пошел сильный дождь (логопед показывает изображение тучи), и все спрятались. (Дети садятся на корточки и делают руками крышу над головой.) Но вот выглянуло солнышко (логопед показывает его изображение) и можно гулять. (Дети прыгают, бегают, кружатся.) 6.Игра «Какой лист» Логопед знакомит детей с названиями листьев деревьев. Затем раздает каждому ребенку лист и спрашивает : «Имя ребенка, какой у тебя лист?» Этот лист с берёзы – он…березовый Этот лист с дуба – он…дубовый Этот лист с рябины – он…рябиновый Этот лист с клёна – он…кленовый. 7. Упражнение «Деревья» Логопед рассказывает детям какие деревья есть возле детского сада, затем предлагает прохлопать названия деревьев. 8. Итог занятия Занятие 2 Цели: 1) продолжать формировать представление об осени и ее признаках; 2) учить составлять предложения по совершаемому действию и вопросам с использованием имен существительных единственного и множественного числа; 3) совершенствовать умение строить фразу из 2-4 слов; 4) закрепить понятия «один - много - ни одного»; 5) развивать слуховое и зрительное внимание, память, общую моторику и мелкую моторику кистей рук. Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев, сюжетная картинка «Осень», изображения солнышка и тучи. Ход занятия 1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним какую тему мы проходили на прошлом занятии. 2. Артикуляционная гимнастика Дети повторяют за логопедом артикуляционные упражнения 3. Беседа об осенней одежде людей Какуюодежду надевают люди осенью и почему? Наголовунадевают... Нашеюнадевают... Наногинадевают... Нарукинадевают... 4.Упражнение «Фоноритмика» На бумажных листьях написаны гласные А, О, И, У. Логопед поднимает листик, называет его и поёт звук вместе с детьми, делая глубокий вдох носом) Логопед: Ребята, когда листья падают, они поют песни. Дубовый лист поет: О-О-О Березовый лист поёт: А-А-А Кленовый лист поёт: У-У-У Рябиновый лист поёт: И-И-И 5.Физминутка Мы дорожки подметаем (имитация движений) Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение) Чтоб гуляя, малыши Веселились от души! (подскоки на месте) Ох, устали («обтереть пот со лба») Отдохнем (присесть) И домой скорей пойдем (шаги на месте) 6.Упражнение «Сколько листочков»(согласование существительных с числительными) Логопед предлагает детям посчитать сколько кленовых (дубовых, березовых, рябиновых) листочков (например: один кленовый листочек, два кленовых листочка и т.д.) 7.«Подбирай, запоминай» Подбор слов-определений, согласование существительных с прилагательными. Осень (какая?) – ранняя, поздняя, золотая, дождливая, солнечная, урожайная, холодная. Солнце осенью (какое?) - ….. Небо осенью (какое?) - ……. Дождь осенью (какой?) -…… Листья осенью (какие?) - ……и т.д. 8.Игра «Один – много» (с мячом). Логопед: Я буду бросать мяч и называть вам слово, а вы будете отвечать и бросать мяч обратно мне в руки (например, стол – столы): Лист – листья дерево – деревья туча - тучи зонт – зонты сук – сучья туча – тучи гриб – грибы птица – птицы дождь – дожди 9.Итог занятия Тема «Овощи. Огород» Звук «У» Занятие 1 Цель: 1) уточнить и расширить словарь по теме; 2) формировать обобщающее понятие «овощи»; 3) знакомство со звуком «У»; 4)формировать умение употреблять единственное и множественное число; 5) учить строить фразу из 3-4 слов с предлогами «В», «НА»; 6) развивать артикуляционную и мелкую моторику; 7) развитие умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Оборудование: муляжи овощей, Зайчик бибабо, предметные картинки, буква «У». Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня к вам на занятие приехал зайчик. А приехал он на паровозе . Кто знает как у нас гудит паровоз? Давайте погудим, как паровоз: У-у-у-у-у. Зайчик привез ссобой корзину, а что в этой корзине вам нужно назвать. 2. Упражнение «Что в корзине» Логопед предлагает детям рассмотреть содержимое корзины. Из корзиныпо одному достает овощи и предлагает детям назвать их. После того как все овощи названы, предлагается назвать все, что было в корзине, одним словом. 3.Упражнение «Научи зайку» (для развития органов артикуля​ции) Предложить детям помочь зайке - научить его: а) открывать рот: - Зайка, рот открывай! Вот так! Вот так! б) показывать зубы: - Зайка, зубы покажи! Вот так! Вот так! в) показывать язык: - Зайка, покажи язык! Вот так! Вот так! г) откусывать морковку: - И морковку откуси! Ам! Ам! Ам! д) облизывать губы: - Зайка съел всю морковку. Ему очень понравилась вкусная мор​ковка. Он стал облизывать губы. Вот так! Вот так! А дети вытирают губы салфеткой. - Спасибо! - сказал зайка и убежал в лес. 4. Игра «Посмотри и ответь». Логопед с детьми рассматривает картинки «Огород», «Грядка», и уточняет, где растут овощи. Затем задает вопросы: -Что это? (Это огород. Это грядка.) - Где растут овощи? (Овощи растут в огороде. Овощи растут на грядке.) 5. Физкультминутка «Огород». Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой) Грабли в руки взяли, Грядки причесали. (показать, как работали граблями) Семена рядами В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени) Мы водой прохладной Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки) Мы пололи огород, Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола) Урожай богатый Дружно собирали. (наклоны) Танцы и песни Сами затевали. (хлопки в ладоши) 6. Игра «Большой и маленький» Огурец - огурчик Картошка - картошечка Капуста - капустка Помидор - помидорчик Лук - лучок Чеснок - чесночок Морковь - морковочка Свекла - свеколка Баклажан - баклажанчик 7. Пальчиковая игра «Овощи» У друзей с полей Очень много овощей. Овощи в корзиночке. Лежат, как на картиночке (сложить ладони «корзиночкой») Вот пузатый кабачок Положили на бочок, Перец и морковку Уложили ловко. Помидоры, огурцы. (сгибать пальчики, начиная с большого) Вы, ребята - молодцы. 8. Упражнение «Один - много». Логопед показывает детям предметные картинки с изображением одного помидора (огурца, баклажана, кабачка) и нескольких помидоров (огурцов, баклажанов, кабачков). Затем задает вопросы: - Что это? (это помидор (помидоры).Это огурец (огурцы)) и т.д. 9. Итог занятия Занятие 2 Задачи: 1) закрепление понятия «Овощи» и звука «У»; 2) формировать умение правильно употреблять предлоги «НА», «С»; 3) учить составлять предложения по картинке; 4)формировать умение подбирать прилагательные, обозначающие признак предмета; 5) развивать артикуляционную и мелкую моторику. Ход занятия 1.Организационный момент Логопед предлагает детям отгадать загадку: Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (капуста). Затем просит вспомнить, какую тему проходили на прошлом занятии и на чем приезжал Зайка. Логопед:Ребята, давайте еще раз вспомним, как гудит паровоз (у-у-у-у) 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Ребята, давайте заготовим капусту на зиму Тук! Тук! Тук! Тук! Раздается в доме стук. Мы капусту нарубили, Перетерли, Посолили И набили плотно в кадку. Все теперь у нас в порядке 3. Артикуляционная гимнастика 4. Игра «Подбери признак» Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая?) - вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая…. Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) - вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький…. 5. Беседа по сюжетной картинке «В огороде» Логопед показывает детям картинку и задает следующие вопросы: - Что изображено на картинке? (огород) - Что растет в огороде? (овощи) - Где растут овощи? (на грядках, на кустах) - Как собирают овощи, которые растут на кустах? (срывают, срезают) - Как собирают овощи, которые растут в земле? (выкапывают) 6. Физминтука «Огород» Огород у нас в порядке, Мы весной вскопали грядки. (имитация работы лопатой) Грабли в руки взяли, Грядки причесали. (показать, как работали граблями) Семена рядами В землю мы сажали. (присесть на корточки, обхватить руками колени) Мы водой прохладной Грядки поливали. (изображать полив грядок из лейки) Мы пололи огород, Чтоб семенам дать кислород (наклоны, руками достать до пола) Урожай богатый Дружно собирали. (наклоны) Танцы и песни Сами затевали. (хлопки в ладоши) 7. Игра «4-йлишний». Логопед показывает детям картинки с четырьмя предметами и дети должны выбрать лишний предмет и объяснить почему. 8. Загадки На кустах висят шары, Покраснели от жары. (помидор) Оранжевая девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (лук) Кругла, красна, в землю вросла. (свекла) Этот важный господин, в огороде не один. Он в зеленом пиджаке отдыхает в уголке. С виду всем такой знакомый, и не раз был у нас дома. Вовсе он не толстячок, а солидный … (кабачок) Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка) Этот овощ как головка, в ней зубцы засели ловко, Как мы зубчик очищаем, всех микробов убиваем. (чеснок) 9. Итог занятия Тема «Фрукты. Сад» Звук «А» Занятие 1 Цель: 1) уточнить и расширить словарь по теме; 2) формировать обобщающее понятие «фрукты»; 3) знакомство со звуком «А»; 4)формировать умение употреблять единственное и множественное число; 5) учить строить фразу из 3-4 слов с предлогами «В», «НА»; 6) развивать артикуляционную и мелкую моторику; 7) развитие умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме. Оборудование: муляжи овощей, Ёжик би-ба-бо, предметные картинки, буква «А». Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня к вам на занятие пришел Ёжик. Он забрел в сад и увидел там много деревьев. На этих деревьях растут фрукты, но он не знает, как они называются и просит вас помочь ему. 2. Упражнение «Что в корзине» Логопед предлагает детям рассмотреть содержимое корзины. Из корзиныпо одному достает фрукты и предлагает детям назвать их. После того как все фрукты названы, предлагается назвать все, что было в корзине, одним словом. 3.Упражнение «Научи ежика» (для развития органов артикуля​ции) Предложить детям помочь Ёжику - научить его: а) открывать рот: - Ёжик, рот открывай! Вот так! Вот так! б) показывать зубы: -Ёжик, зубы покажи! Вот так! Вот так! в) показывать язык: -Ёжик, покажи язык! Вот так! Вот так! г) откусывать яблочко: - И яблочко откуси! Ам! Ам! Ам! д) облизывать губы: 4. Знакомство со звуком «А» Ребята, это девочка Маша. Она пошла в сад собрать яблок и увидела там Ёжика. Она очень испугалась и заплакала А-а-а-а-а. Давайте повторим, как плачет Маша. Хором повторяют А-а-а-а. 5. Игра «Посмотри и ответь». Логопед с детьми рассматривает картинки «Сад», «Деревья и кусты», иуточняет, где растут фрукты. Затем задает вопросы: -Что это? (Это сад. Это дерево.) - Где растут фрукты?(Фрукты растут в сад. Фрукты растут на дереве.) 6. Физкультминутка На носочки я встаю, (Подняться на носки) Яблочко я достаю, (Руки вверх) С яблочком бегу домой, (Бег на месте) Мамочке подарок мой! (Хлопки в ладоши) 7. Игра «Большой и маленький» Банан – бананчик Яблоко – яблочко Ананас – ананасик Апельсин – апельсинчик Мандарин – мандаринчик Гранат - гранатик 8. Пальчиковая игра Палец сильный и большой(поднять большие пальцы обеих рук) В сад за сливами пошёл, Указательный с порога Указал ему дорогу,(указательный жест указательным пальцем) Средний палец самый меткий — Он срывает сливы с ветки!(средний оттянуть и отпустить) Безымянный подбирает,(«подбираем» безымянным) А мизинчик в землю косточки сажает.(мизинец «вдавливаем в землю» круговыми движениями) 9. Упражнение «Один - много». Логопед показывает детям предметные картинки с изображением одного банана (яблока, апельсина, ананаса) и нескольких бананов (яблок, апельсинов, ананасов). Затем задает вопросы: - Что это? (это банан (бананы).Это яблоко (яблоки)) и т.д. 10. Итог занятия Занятие 2 Задачи: 1) закрепление понятия «Фрукты» и звука «А»; 2) формировать умение правильно употреблять предлоги «НА», «С»; 3) учить составлять предложения по картинке; 4)формировать умение подбирать прилагательные, обозначающие признак предмета; 5) развивать артикуляционную и мелкую моторику. Ход занятия 1.Организационный момент Логопед предлагает детям отгадать загадку: В саду на дереве растёт Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я Он начинается друзья. (Яблоко) Затем просит вспомнить, какую тему проходили на прошлом занятии и кто к нам приходил. 2. Пальчиковая гимнастика Логопед: Ребята, давайте сварим компот на зиму Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим-варим мы компот. Угостим честной народ. 3. Артикуляционная гимнастика 4. Игра «Подбери признак» Банан, ананас, апельсин – (какой?) Яблоко – (какое?) Слива – (какая?) 5. Беседа по сюжетной картинке «В саду» Логопед показывает детям картинку и задает следующие вопросы: - Что изображено на картинке? - Что растет в саду? - Где растут фрукты? 6. Физминтука В саду мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат помидоры, Яблоки собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Яблоки хороши -Наедимся от души. Поглаживают свой живот. В саду мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат огурцы. Груши собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Груши хороши - Наедимся от души. Поглаживают свой живот. В саду мы гуляем, Дети, держась за руки, идут по кругу, в центре которого лежат морковь и репа. Виноград, сливу собираем. Сжимают и разжимают пальчики. Виноград, слива хороши -Наедимся от души. Поглаживают свой живот. 7. Игра «4-йлишний». Логопед показывает детям картинки с четырьмя предметами и дети должны выбрать лишний предмет и объяснить почему. 8. Загадки Само с кулачок, красный бочок, Потрогаешь – гладко, откусишь – сладко (яблоко) Этот фрукт на вкус хорош И на лампочку похож. (груша) Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растёт. Но на вкус кислейший он, А зовут его … (лимон) С оранжевой кожей, На мячик похожий, Но в центре не пусто, А сочно и вкусно. (апельсин) Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В тропиках растет … (банан) 9. Итог занятия «Грибы» Звуки «У», «А» Занятие 1 Задачи: 1) уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы»; 2) закрепление звуков А и У; 3)совершенствование грамматического строя речи; 4)упражнять в подборе слов-антонимов Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес, а отправимся мы на поезде «Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «у-у-у…» 2. Артикуляционная гимнастика 3. «Беседа о грибах» Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка. Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Что значит «съедобные»? Далее логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке с изображением гриба и рассказывает о нем. БЕЛЫЙ ГРИБ - шляпка коричневая, круглая, ножка толстая. В глухом бору стоять привык На толстой крепкой ножке я. Найти попробуйте меня. ПОДБЕРЕЗОВИК - растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета. Подберезовик хорош. На опавший лист похож. ПОДОСИНОВИК - с красной шляпой, ножка высокая. В красной шляпке, словно гном, Я под осиной выбрал дом. ЛИСИЧКИ - желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая. Лисички рассыпались Желтою стайкой, Как будто погнались За солнечным зайкой. ОПЯТА - грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями». Опята букетом Стоят на пеньке. Найдется им место В твоем кузовке. СЫРОЕЖКИ - шляпки могут быть красного, желтого, зеленого и других цветов, ножки белые, грибы хрупкие. В шляпках модных, симпатичных, Яркий праздничный наряд… Сыроежками нас кличут, Но сырыми не едят. МУХОМОР - самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку. Возле леса на опушке, украшая темный бор, Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор. Шляпка красная, в горошек, Воротник на тонкой ножке. Этот гриб красив на вид, Но опасен, ядовит. 4. Физкультминутка «За грибами» Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Скачут вприсядку, Рыжики срывали. Срывают «грибы». Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала. Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы» Искали опятки. Медведь проходил, Идут вразвалку, Мухомор раздавил. топают правой ногой. 5. Игра с мячом «Большой – маленький» В лесу растут большие грибы и маленькие. Большой мухомор – маленький мухоморчик белый гриб – беленький грибок сыроежка – сыроежечка подберёзовик – подберезовичек поганка – поганочка подосиновик – подосиновичек 6. Игра «Сколько грибов собрали?» – В лесу много… (грибов) – Мы собрали много … ? (Подосиновиков, опят, сыроежек и т.д.) 7. Итог занятия Занятие 2 Задачи: 1) уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы»; 2) закрепление звуков А и У; 3)совершенствование грамматического строя речи Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись на прошлом занятии 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра «Волшебный мешочек» Логопед складывает грибы в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка один гриб и называет его. 4.Физкультминутка «За грибами» Все зверушки на опушке Идут по кругу, взявшись за руки. Ищут грузди и волнушки. Белочки скакали, Скачут вприсядку, Рыжики срывали. Срывают «грибы». Лисичка бежала, Бегут, собирают «грибы». Лисички собирала. Скакали зайчатки, Скачут, срывают «грибы» Искали опятки. Медведь проходил, Идут вразвалку, Мухомор раздавил. топают правой ногой. 5.Упражнение «Один - много». Логопед показывает детям предметные картинки с изображением грибов в единственном и множественном числе. 6. Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу. Мы идем грибы искать. Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца. Этот пальчик чистить стал, Этот пальчик жарить стал, Этот пальчик все съел, Оттого и потолстел. 7. Упражнение «Четвертый лишний» Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему. 8. Итог занятия Тема «Ягоды» Занятие 1 Задачи: 1)познакомить с обобщающим понятием «Ягоды»; 2) совершенствование грамматического строя речи; 3) воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Оборудование:предметные картинки Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сад, а потом в лес, а отправимся мы на поезде «Чух-чух-чух», Мчится поезд во весь дух. Паровоз пыхтит, — «Тороплюсь», — гудит: «у-у-у…» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Знакомство с темой Логопед показывает детям картинки с изображением ягод, дети называют их и рассказывает, что бывают садовые и лесные ягоды. 4. Пальчиковая гимнастика Раз , два , три , четыре , пять, В лес идём мы погулять . За черникой , за малиной , За брусникой , за калиной . Землянику мы найдём И братишке отнесём! 5.Упражнение «Один-много» Логопед показывает детям предметные картинки с изображением ягод в единственном и множественном числе. 6. Физминутка А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Нужно глубже приседать. (приседания) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (ходьба на месте) 7. Упражнение «Назови ласково» Клубника-клубничка Малина-малинка Черника-черничка Ежевика-ежевичка и тд. 8. Итог занятия Занятие 2 Задачи: 1) закрепить обобщающее понятие «Ягоды»; 2) совершенствование грамматического строя речи; 3) воспитывать любознательность, бережное отношение к природе. Оборудование:предметные картинки Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, давайте вспомним, куда мы отправлялись на прошлом занятии 2. Артикуляционная гимнастика 3. Игра «Волшебный мешочек» Логопед складывает картинки с ягодами в мешочек, затем подходит к детям. Каждый ребенок вынимает из мешочка одну картинку и называет ее. 4. Игра «Подбери слово» Логопед спрашивает детей: «что можно делать с ягодами? » (Искать, собирать, сушить, пробовать, варить, мыть, есть, класть и т. д. ) 5. Физминутка Этой крохотной девчушке (приседают на корточки) Жить не скучно на опушке С паучками и жучками, (тихо бегут) Земляными червячками, А порою за травой (останавливаются, поднимают руки вверх) С милой матушкой-землей. Можно здесь уединиться (приседают) И секретами делится. (шепчутся друг с другом) 6.Упражнение «Какой, какое». Логопед: Ребята, ответьте на вопросы: если сок из малины, то он какой? (малиновый), если варенье из клубники, то оно какое? (клубничное) 7. Упражнение «Четвертый лишний» Логопед выставляет на наборное полотно три картинки с изображением грибов и одну картинку с изображением ягоды. Предлагает назвать детям что лишнее и почему. 8. Игра «Составление предложение» На доске – три картинки с изображением ягод. Логопед задает детям вопрос: «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в корзинку?» Дети отвечают. 9. Итог занятия Тема «Части тела и лица». Звук «И» Задачи: 1) закрепить знания о частях тела и лица 2) знакомство со звуком «И» 3) развивать ориентацию в собственном теле и в пространстве (правая/левая, право-лево, внизу/вверху, впереди/сзади, с боку, по бокам); 4)продолжать учить согласовывать числительные с существительными в роде, числе, падеже; 5) воспитывать интерес к занятиям Ход занятия 1. Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришла кукла Маша. И хочет проверить насколько хорошо вы знаете части тела и лица. 2. Основная часть Логопед:Ребята, кукла Маша хочет рассказать вам сказку. В этой сказке один озорник нарисовал на доске человечка, но не целого, а по частям. В одном углу доски он нарисовал ручки, в другом – ножки, в третьем – туловище, в четвертом – голову. И так они стали жить. Отдельно – ручки, отдельно – ножки, отдельно – голова, отдельно – туловище. Как вы думаете, что нужно сделать? (соединить все части тела). Что не хватает на лице? (глаз, рта и тд) 3. Артикуляционная гимнастика 4. Согласование числительных с существительными Логопед: Ребята, давайте посчитаем сколько у нас рук, ног, глаз, ушей ( две ноги, две руки и тд) 5. «Один-много» Рука-руки Нога-ноги Палец-пальцы Глаз-глаза Ухо-уши 6. Физминутка Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперед) Вправо - влево мы с тобой Покачаем головой, (наклоны в стороны) Руки за голову, вместе Начинаем бег на месте, (имитация бега) Уберем и я, и вы Руки из-за головы. 7. Загадки *** Брат с братом через дорогу живут, А друг друга не видят. *** На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются. *** Вот гора, а у горы – две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит. Если б не было его – не сказал бы ничего. *** Один говорит, Двое глядят, Двое слушают. *** Оля слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Оле …. Оля ягодки берет по две, по три штучки, А для этого нужны нашей Оле …. 8. Итог занятия Тема «Одежда». «Звуки А,У,И» Занятие 1 Задачи: 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Одежда»; 2. Формировать понятие «Одежда»; 3. Совершенствование грамматического строя речи; 4.Закрепление образования существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами и согласования прилагательных с существительными. Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли Танечка и Ванечка. Они хотят проверить насколько хорошо вы знаете какая бывает одежда. 2. Основная часть Логопед показывает детям презентация по теме «Одежда». Спрашивает какая бывает одежда и для чего она нужна. 3. Дидактическая игра«Что ты надеваешь на улицу?» Логопед: -Что ты надеваешь на улицу? (я надеваю кофту, штаны, куртку, шапку и тд.) 4. Физминутка Это платье для Танюши. Дети поворачиваются в стороны, держась за «юбочку» Это брюки для Ванюши. Два наклона вниз. Вот так, вот так Два поворота вправо-влево, руки на поясе. Наши дети нарядились! Два раза руки в стороны и на пояс. Вот так, вот так Два раза приседают. Наши дети в пляс пустились. Правой и левой ногой: на пятку - приставляют. Ножками потопаем сильнее Топают ногами. И покружимся все вместе веселее. Кружатся. Покружились, покружились, Кружатся в другую сторону. Вместе все остановились. Останавливаются. 5. Игра «Четвертый лишний» Логопед выставляет на наборное полотно 4 картинки с изображением одежды и одну картинку с изображением обуви (мебели). Предлагает назвать детям что лишнее и почему. 6. Игра «Хлопни в ладоши» Логопед произносит ряд звуков, дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат звуки А, У, И. 7. Итог занятия Тема «Одежда» Занятие 2 Задачи: 1.Закрепить понятие «Одежда»; 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; 3. Закрепление единственного и множественного числа существительных; 4. Развитие артикуляционной моторики Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, давайте вспомним кто приходил к нам на прошлом занятии и о чем они нам рассказывали. 2. Основная часть. Игра «Волшебный мешочек» Логопед прячет картинки с изображением одежды в мешок, каждый ребенок должен достать одну картинку и назвать, что там изображено. 3. Артикуляционная гимнастика 4. Игра «Один-много» Логопед показывает детям картинки с одеждой в единственном и множественном числе. Кофта-кофты Куртка-куртки Юбка-юбки Платье-платья Шарф-шарфы Варежка-варежки 5. Физминутка Вот заходит Мойдодыр, (ходьба на месте) У меня с ним только мир. (сжимают одну ладонь другой) Рубашка чистая висит (руки поднять вперёд и опустить вниз) И майка впереди зашита. (сгибают правую руку в локте и имитируют шитьё) Он пальцем больше не грозит, (грозят пальцем, повороты головой в стороны) Что пальто на месте не висит. (руки поднимают вверх и опускают вниз) Шорты, брюки и халат (загибают по очереди пальцы) В шкафу на вешалке висят. (поднимают руки и опускают вниз) Сарафан, костюм, жилет - (поочерёдно загибают пальцы) Чище в гардеробе нет. (голову поднимают вверх, повороты головы в стороны) 6. Игра «Назови ласково» Шарф-шарфик Кофта-кофточка Куртка-курточка Юбка-юбочка Рубашка-рубашечка 7.Игра «Что надела Таня? Что надел Ваня?» Логопед: Ребята, давайте поможем Тане и Ване одеться. - помогите Тане надеть юбку. Что надела Таня? (Таня надела юбку) - помогите, Тане надеть кофту. Что надела Таня? (Таня надела кофту) - помогите Тане надеть платье. Что надела Таня? (Таня надела платье) - помогите Тане надеть шубу. Что надела Таня? (Таня надела шубу) -помогите Ване надеть шорты. Что надел Ваня? (Ваня надел шорты (рубашку, куртку и т.д.)) 8. Итог занятия Тема «Зима. Зимние забавы» Задачи: 1. Расширять знания детей о времени года - зима. 2. Закрепить понятие, что зимние развлечения характерны только для зимы. 3. Расширение словаря по теме: забавы, снежки, каток, горка, снеговик, санки, ватрушка, ледянка, полозья, лыжи, кататься, бросать, лепить и т.д.; 4. Учить детей отгадывать стихотворения-загадки о зиме и снежинках; Ход занятия 1.Организационный момент Логопед показывает детям картинку с изображением и зимы и спрашивает что это за время года. 2. Основная часть Логопед: Ребята, что вы можете рассказать о зиме ( дети рассказывают) Какими словами можно рассказать о зиме? Зимой холодно. Значит, какая зима? (холодная) Зимой много снега. Значит, зима какая ...(снежная) 3. Артикуляционная гимнастика 4. Дыхательное упражнение «Греем ручки» Логопед: Ребятки, давайте представим, что у нас очень замерзли ручки на морозе и нам нужно их согреть. (сложить ручки «корзиночкой» и приподнести ко рту, вдохнуть носиком и выдохнуть ротиком, как бы грея ручки») 5. Упражнение «Зимние развлечения» Зимой играют в снежки. Зимой купаются в реке. Зимой катаются на велосипеде. Зимой собирают грибы. Зимой собирают ягоды. Зимой катаются на коньках по льду. Зимой катаются на санках. Зимой лепят снеговиков. Зимой катаются на лыжах. 6. Физминутка Раз, два, раз, два – (хлопаем в ладоши) Начинается игра. Разгребаем снег лопатой, (имитируем движения) Строим горку во дворе. Белой и пушистой ватой (вытягиваем руки вперёд, поворачиваем корпус вправо и влево) Двор украшен в декабре. Раз, два, раз, два (ритмично топаем) Вот и кончилась игра. 7. Игра «Назови ласково» санки-саночки гора-горочка зима-зимушка шуба-шубка шапка-шапочка снег-снежок лед-ледок 8. «Стихи-загадки» *** Белое покрывало На земле лежало. Лето пришло, Оно всё сошло (снег) *** Морковка белая Всю зиму росла. Солнышко пригрело И морковку съело (сосулька) *** Без рук, без ног, А рисовать умеет (мороз) *** Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры - Помчались с горы (санки) *** Выпала из белой тучки И попала к нам на ручки. Эта снежная пушинка, Серебристая... (снежинка) *** Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это - зимние... (метели) 9. Итог занятия Тема «Обувь» Занятие 1 Задачи: 1. Уточнить и расширить словарь по теме «Обувь»; 2. Формировать понятие «Обувь»; 3. Учить произносить простую фразу из 3-4 слов с прямым допол​нением без предлога; 4. Учить правильно употреблять глагол «надеть» в прошедшем вре​мени в согласовании с существительными мужского и женского рода. Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли Танечка и Ванечка. Они хотят проверить насколько хорошо вы знаете какая бывает обувь. 2. Основная часть Логопед показывает детям презентация по теме «Обувь». Дети должны рассказать какая бывает обувь и для чего она нужна. 3. Артикуляционная гимнастика 4.Игра «На себя посмотри, свою обувь назови». Логопед показывает на обувь ребенка и спрашивает: что у тебя? (У меня сандалии (кроссовки, туфли т.д.)) 5. Упражнение «Будь внимателен» - Если услышите название одежды похлопайте в ладоши. - Если услышите название обуви потопайте ногами. 6. Физминутка Брату впору башмаки. (топают ногами) Не малы, не велики. Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч) Занимается обновкой. То погладит башмаки, (наклон к правой ноге) То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге) Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте) Можно сделать первый шаг! 7. Игра «Один-много» Ботинок – ботинки Сапог – сапоги Туфля - туфли Кроссовок - кроссовки 8. Итог занятия Занятие 2 Задачи: 1.Закрепить понятие «Обувь»; 2. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом; 3. Развитие артикуляционной моторики Ход занятия 1.Организационный момент Логопед: Ребята, давайте вспомним кто приходил к нам на прошлом занятии и о чем они нам рассказывали. 2. Основная часть. Игра «Волшебный мешочек» Логопед прячет картинки с изображением обувь в мешок, каждый ребенок должен достать одну картинку и назвать, что там изображено. 3. Артикуляционная гимнастика 4. Игра «Назови ласково» Туфли – туфельки Кроссовки – кроссовочки Ботинки – ботиночки Босоножки – босоножечки и т.д. 5. Физминутка Брату впору башмаки. (топают ногами) Не малы, не велики. Мальчик с толком, с расстановкой, (ноги на ширине плеч) Занимается обновкой. То погладит башмаки, (наклон к правой ноге) То потянет за шнурки. (наклон к левой ноге) Ну, теперь пора в дорогу, (шагают на месте) Можно сделать первый шаг! 6. Упражнение «Чего не стало?» Логопед выставляет перед детьми обувь (ботинки, сапоги, валенки, туфли). Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить обувь, которая перед ними. Затем просит детей закрыть глаза и убирает одну из пар обуви, затем спрашивает: «Чего не стало?» Логопед даёт речевой образец: «Не стало …» (ботинок, сапог, валенок, туфель). 7. Игра «Помоги Незнайке» Логопед располагает картинки на магнитной доске. И дает следующую инструкцию: - Незнайка просит вас помочь разобрать обувь. Как называется обувь, которую надевают зимой? (зимняя). - Найдите и назовите зимнюю обувь (дети называют) - Как называется обувь, которую надевают летом? (летняя) - Найдите и назовите зимнюю обувь (дети называют) - Как называется обувь, которую надевают мужчины? (мужская) - Как называется обувь, которую надевают женщины? (женская) - Молодцы, ребята, вы были очень внимательными и помогли Незнайке назвать зимнюю и летнюю обувь. 8. Итог занятия

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Дети  средней группы знакомяться  со звуками .это происходит в игровой форме.Д ля этого используються стихи, потешки   иллюстрации....

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе "Звук "Ц"

Задачи:1.        Учить различать слова, начинающиеся со звука «ц», ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.2.        Упр...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе звук "м"

Конспект занятия по звуковой  культуре в средней группе звук "м"...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звук [М]»Цель: Знакомство со звуком «м»Задачи:Учить произносить звук «м».Учить подбирать картинки со зв...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.

Формирование правильного произношения звука «Ч»...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе....

Конспекты занятий по звуковой культуре речи в средней группе

Тема «Игрушки»Занятие 1Цель – уточнить и расширить словарь детей по теме.Задачи: Формировать обобщающее понятие...