Адаптированная образовательная программа
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Золотницкая Марина Николаевна

Данная программа имеется на каждого воспитанника с заключением ПМПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx72.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94» г. Ярославль

Принята на заседании ППк

Протокол №  от

                                         Утверждено

Заведующий МДОУ «Детский сад № 94»

_______________________(Шигина Т.Г.)

Приказ №  от  

Согласована______

Родители (законные

представители воспитанника)

Адаптированная образовательная программа

ребенка

……………..

Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год

Составители:

Воспитатель: Золотницкая М.Н.

Учитель-логопед: Умматова Е.А.

Педагог-психолог: Калашникова Н.В.

Преподаватель ИЗО: Демидова О.С.

Инструктор по ФК: Новикова А.К.

Муз.руководитель: Шилько Е.Н.

Сентябрь, 2021 г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

1.1.1.Цели и задачи реализации

1.1.2. Принципы и подходы к формированию

1.1.3. Значимые для реализации характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка

1.2. Планируемые результаты освоения

2. Содержательный раздел

2.1.Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного раздела

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных способностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов

2.3. Описание профессиональной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов культурных практик

2.5.Способы и направления поддержки детской инициативы

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей воспитанника

3. Организационный отдел

3.1. Описание материально-технического обеспечения, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2. Распорядок и/или  режим дня

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

4. Дополнительный раздел. Краткая презентация АОП

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа, далее Программа, разработана для ……., имеющего статус «ребенок с ОВЗ» (тяжелые нарушения речи), согласно заключения ПМПК №  от и запроса родителей (законных представителей), посещающего среднюю группу комбинированной направленности.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 94». Строится на адекватных возрасту видах деятельности и формах работы с обучающимися.  

Программа разработана в соответствии с требованиями нормативных документов, изложенных в основной образовательной программе дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 94».

1.1.1. Цели и задачи Программы

Цель: выстраивание системы работы с воспитанником, имеющим тяжелое нарушение речи, для освоения основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей.

Доступное и качественное образование ребенка дошкольного возраста с ТНР достигается через решение следующих задач:

  • определить особые образовательные потребности ребенка с ОВЗ;
  • создать условия, способствующие освоению обучающимся с ОВЗ ООП ДО ДОУ;
  • разработать и реализовать план индивидуальной коррекционной работы с ребенком в ДОУ и семье;
  • осуществить психолого-медико-педагогическую помощь ребенку с ОВЗ с учетом его индивидуальных потребностей и особенностей в соответствии с ТПМПК;
  • оценить результаты помощи воспитаннику с особыми образовательными потребностями;
  • оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ по педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

В соответствии со Стандартом Программа построена на основе общих и специфических принципов к формированию программ, изложенных в ООП ДО ДОУ.

1.1.3. Значимые для реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка.

ФИО ребенка

………….

Дата рождения

Заключение ПМПК

 №  от  Выявлены ограниченные возможности здоровья, обусловленные ТНР.

Рекомендации ПМПК

1. Образовательная организация.

2. Группа компенсирующей/комбинированной направленности для детей с ТНР сроком на три  учебных года.

3. Обучение по АОП ДО для детей с ОВЗ, имеющими ТНР

4. Использование учебных пособий и дидактических материалов в соответствии с программой.

5. Использование наглядных, практических, словесных методов обучения с учетом психофизического состояния ребенка.

6. Проведение коррекционно – развивающих занятий с учителем-логопедом по коррекции и развитию всех компонентов речи.

Запрос (ожидание родителей на образовательные услуги)

Повышение уровня речевого развития ребенка.

Воспитатели (ФИО):

Выводы по результатам: У ребенка имеются трудности в освоении ООП по следующим образовательным областям: «Речевое-развитие», «Познавательное».

Специалисты (ФИО):

Учитель-логопед:

Педагог-психолог:

Муз. Руководитель:

Инструктор по физ-ре:

Преподаватель ИЗО:

Заключение специалистов по результатам мониторинга: 

Общее недоразвитие речи 3 уровень. Дизартрия.                                                                                                                                              

Развитие психических процессов соответствует возрасту.

Усваивает программу в соответствии с возрастом

Усваивает программу в соответствии с возрастом

Усваивает программу в соответствии с возрастом

Группа здоровья

Режим пребывания ребёнка в ДОУ

Подготовительная к школе группа комбинированной направленности 12 часового пребывания

Общие сведения

Сведения о семье: семья полная, двое детей, дома разговаривают на русском языке, включена в образовательный процесс в достаточной степени.

Общая характеристика поведения: активный, не усидчивый.

Особенности характера: иногда бывает излишне подвижный. Реакция на замечание разная, иногда обижается на замечания.

Отношение к занятиям и их успешность: темп работы средний, задание не всегда доделывает до конца. Возникающие в процессе деятельности затруднения стремится преодолевать. Обращается за помощью к взрослому, помощь принимает.

Психолого – педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста

Социально – коммуникативное развитие

Особенности общения с детьми: (в игре, поведение, привычки) использует речь, жесты, мимику как средство общения; в контакт вступает избирательно.

Особенности общения со взрослыми: (в игре, поведение, привычки) Контакт избирательный. Если взрослому доверяет, то раскрывается, может поделиться сокровенными впечатлениями.

Игровая деятельность: проявляет избирательный интерес к игрушкам.

Проявление интереса к игрушкам. Любит играть в машины, конструктор, подвижные игры.

Адекватность употребления игрушек: использует адекватно.

Характер действий с предметами – игрушками: использует игрушки в соответствии с их назначением, умеет использовать предметы-заместители.

Продолжительность игры: зависит от настроения, в любимую игру может играть длительное время.

Позиция ребенка в игре: часто выступает в роли организатора игры. Использует больше сюжетно-ролевые игры, может играть продолжительное время.

Сопровождает игру речью, часто громко и эмоционально.

Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания: (при приеме пищи, одевании и раздевании, навыки личной гигиены: самостоятельное владение навыками.

Речевое развитие

Развитие речи. В свободной речи редко пользуется синонимами, антонимами, прилагательными, наречиями, характеризующими свойства и качества предметов. Испытывает трудности в словообразовании и словоизменении. Фонематические функции сформированы недостаточно. Испытывает трудности в определении места и последовательности звуков в слове. Связная речь сформирована недостаточно, испытывает трудности при составлении творческих рассказов.

Приобщение к художественной литературе: интерес к художественной литературе проявляет, но не всегда внимательно слушает.

Познавательное развитие

Формирование (развитие) элементарных математических представлений: недостаточное усвоение отдельных программных задач. Испытывает трудности в ориентировке в пространстве и на листе бумаги, недостаточно сформированы временные представления.

Ознакомление с окружающим: усваивает материал в соответствии с программными требованиями.

Особенности отдельных познавательных процессов: особенности внимания: слабо распределяет внимание во время выполнения задания, нуждается в активизации внимания, многократном повторении инструкции;

особенности памяти: запоминает материал быстро.

Художественно – эстетическое развитие

Продуктивные виды деятельности: Проявляет интерес к продуктивным видам деятельности; использует карандаш по назначению; в рисунке изображает основные части и детали предмета; карандаш и кисть держит не правильно; использует цвет как признак предмета; умеет лепить несложные предметы, использует приемы скатывания, прямыми и круговыми движениями кистей рук, сплющивания ладонями, соединения плотно прижимая концы друг к другу.

Физическое развитие

Физическое развитие: общая моторика развита соответственно возрасту. Мелкая моторика развита недостаточно, ведущая рука – левая.

Актуальность: испытывает трудности в усвоении программного материала по следующим образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Ресурсы ребёнка: любознательный, проявляет интерес к занятиям (особенно познавательного характера), активный.

1.2. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования (отраженных в ООП ДО ДОУ).

Планируемые результаты и целевые ориентиры для ребенка конкретизированы с учетом особенностей:

  • Использует в речи прилагательные, наречия, характеризующие свойства и качества предметов.
  • Подбирает существительные со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно).
  • Образовывает слова разными способами (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
  • Составляет рассказы о событиях из личного опыта.
  • Составляет небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  • Правильно и отчетливо произносит сонорные звуки.
  • Определяет место звука в слове (начало, середина, конец).
  • Все звуки речи произносит правильно.
  • Внимательно и заинтересованно слушает сказки, рассказы, стихотворения; запоминает считалки, загадки, скороговорки.
  • Проявляет интерес к чтению больших произведений (по главам).
  • Умеет ориентироваться в окружающем пространстве; понимает смысл пространственных отношений (слева — справа).
  • Внимательно и сосредоточенно выполняет задания.
  • Развиты коммуникативные навыки и умения в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности ДО на основе достижения ребенка с ТНР планируемых результатов освоения Программы, организуется мониторинг динамики развития ребенка, динамики его образовательных достижений, основанный на методе наблюдения и включающий:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • карты развития ребенка дошкольного возраста с ТНР;
  • речевые карты
  •  карты индивидуального сопровождения «Взаимодействие родителей и педагогов по устранению трудностей в овладении образовательными областями ребенка с ОВЗ». Для определения эффективности коррекционно-развивающей работы специалисты используют критерии результативности (2 - стабильно положительная динамика, освоил в полном объеме, 1 - освоил частично,0 - не освоил).

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом образовательных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного раздела

Целостность педагогического процесса обеспечивается реализацией ООП ДО ДОУ и АОП.

Содержание работы по областям (речевое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое) полностью соответствует ООП ДО ДОУ. Программа конкретизирует, дополняет разделы ООП ДО ДОУ и определяет содержание программы коррекционной работы с учетом структуры дефекта ребенка с ТНР, его индивидуально-психологических особенностей, специфики образовательных потребностей.

Образовательную деятельность проводят воспитатели и другие специалисты, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической работы, проводимой учителем-логопедом. Активными участниками образовательного процесса являются родители (законные представители) ребенка.

Взаимодействие родителей и педагогов по решению выявленных особенностей

 в овладении образовательными областями воспитанником ДОУ

Проблема, выявленная в ходе мониторинга

Задачи, поставленные специалистом для решения проблем, выявленных в ходе мониторинга. Дидактические игры и упражнения.

Воспитатель

Логопед

Психолог

Инструктор по физкультуре

Муз.руководитель

Преподаватель

ИЗО

Родители

Недостаточно сформированы все компоненты речи

Знать и использовать в работе речевые особенности ребенка

Формирование чистой, грамматически правильной речи

Знать и использовать в работе речевые особенности ребенка

Знать и использовать в работе речевые особенности ребенка

Знать и использовать в работе речевые особенности ребенка

Знать и использовать в работе речевые особенности ребенка

Способствовать овладению грамматически правильной речью

Недостаточно сформированы пространственно-временные отношения

Формировать и закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, находить нужную точку по заданию педагога

Продолжать учить находить начало строки; верх, низ, правую и левую стороны клетки.

Формировать навык чтения и письма слева - направо.

Продолжать учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела и других предметов

Формировать и закреплять умение ориентироваться на листе бумаги

Упражнять в ориентировке в пространстве

Упражнять в ориентировке в пространстве

Формировать и закреплять умение ориентироваться на листе бумаги

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги

Недостаточная сформированность активности внимания и произвольности деятельности

Развивать навыки и умения сосредоточенности при выполнении заданий

Развивать навыки и умения сосредоточенности при выполнении заданий

Развитие активного внимания, произвольности, зрительного анализа;

развивать навыки и умения сосредоточенности при выполнении заданий

Развивать навыки и умения выполнения заданий по словестной инструкции

Развивать навыки и умения сосредоточенности при выполнении заданий

Развивать навыки и умения сосредоточенности при выполнении заданий

Предоставлять самостоятельность в выполнении поручений и навыках самообслуживания

Недостаточно сформирована моторная сфера

Развивать точность и ловкость движений мелкой и общей моторики

Развитие мелкой моторики;

Развитие графо-моторных навыков

Продолжать развивать моторную координацию, графический навык

Развивать точность и ловкость движений

Стимулирование двигательной активности ребенка совместными подвижными играми, прогулками в парк или лес

2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника, специфики его образовательных потребностей и интересов

Организация образовательной деятельности с ребенком строится на адекватных возрасту видах детской деятельности согласно ФГОС ДО и отраженных в ООП ДО ДОУ с учетом перспективного индивидуального плана сопровождения воспитанника ХХХ (Приложение. Перспективный план индивидуального сопровождения)

Формы организации коррекционно-развивающей деятельности

Виды занятий

Форма организации

Периодичность занятий

Педагоги

Коррекционно-развивающая работа

Фронтальная

3 занятия в неделю

Логопед

Коррекционно-развивающая работа

Индивидуально-подгрупповая

2 занятия в неделю

Логопед

Индивидуальная коррекционная работа в группе (развитие общей и мелкой моторики, коррекция речевого развития)

Индивидуальная

Подгрупповая

Ежедневно, в совместной

с НОД и режимных моментах

воспитатель, логопед,

Индивидуальная коррекционная работа на прогулке (развитие мелкой моторики, коррекция проблем общения со сверстниками)

Индивидуальная

Подгрупповая

Ежедневно

Воспитатель

«Коррекционный час» - работа воспитателя по заданию логопеда

Подгрупповая

2 раза в неделю

Воспитатель

Артикуляционная гимнастика

Индивидуальная

Подгрупповая

Ежедневно

Логопед

Воспитатель

Пальчиковая гимнастика

Подгрупповая

Групповая

Ежедневно

Логопед

воспитатель, музрук

Развивающие занятия с педагогом-психологом

подгрупповая

1 раз в неделю

Педагог-психолог

Совместная деятельность с воспитателем по заданию педагога-психолога

подгрупповая

1 раз в неделю

Воспитатель

2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка

Целью коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС ДО является коррекция недостатков в психофизическом и речевом развитии ребенка и его социальной адаптации. Содержание профессиональной коррекции строится в соответствии с ООП ДО ДОУ и конкретизируется с учетом структуры дефекта ребенка с ТНР

Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные коррекционно-развивающие задачи

Результаты индивид. работы

0 - не усвоено

1   - частично усвоено

2  - усвоено

Предполагаемый результат

Дидактические игры и упражнения

Форма работы

Развитие общих речевых навыков

Речевой выдох не сформирован.

Недостаточная артикуляционная моторика.  

Затрудняется в переключении с одной артикуляционной позы на другую.

Просодическая сторона речи не сформирована.

1. Выработка четких, координированных движений органов речевого аппарата.

2. Закрепление и совершенствование короткого и бесшумного вдоха (не поднимая плечи), спокойного и плавного длительного выдоха  (не надувая щеки),

3. Формирование диафрагмального дыхания.

4. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

5. Продолжать работу над четкостью дикции и интонационной выразительностью речи.

6. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподрожаниями, в играх-драматизациях.

Дифференцирует повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию в речи взрослого.

Умеет изменять силу голоса в зависимости от речевой ситуации.

Владеет правильным физиологическим и речевым дыханием.

Самостоятельно контролирует темп и ритм речи, пользуется средствами интонационной выразительности.

Дыхательная гимнастика

Самомассаж для нормализации носового дыхания

Упражнения на поддувание: «Ракета», «Буря в стакане» и др.

«Сказка о Весёлом Язычке»

Комплекс артикуляционной гимнастики (основной)

Упражнение «Эхо», «Радио», «Громко-тихо»

Индивидуально-подгрупповая

фронтальная

Мелкая моторика

Мелкая моторика развита недостаточно:

Штрих неровный, контур не соблюден.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев).

2. Работа по развитию конструктивного праксиса.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур.

4. Составление букв из элементов.

5. Печатание букв, слов и предложений в тетрадях

Может располагать изображения на листе бумаги.

Умеет обводить трафареты, штриховать в разных направлениях, изменяя нажим карандаша.

Умеет закрашивать рисунки карандашами в одном направлении, не выезжая за края контура.

Умеет составлять фигуры, узоры из различных элементов, используя образец.

Может ориентироваться на листе в клетку, находить начало строки; верх, низ клетки.

Умеет аккуратно печатать буквы, слова и предложения соблюдая правила правописания.

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой, конструкторами.

Пальчиковые упражнения.

Упражнения с Су-Джок

Массаж и самомассаж кистей рук.

Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам.

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

Работа с карандашом по клеткам в тетради.

Индивидуально-подгрупповая

фронтальная

Звукопроизношение

Полиморфное нарушение звукопроизношения: ламбдацизм, ротоцизм.

1. Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звуков

2. Автоматизация в речи свистящих звуков.

3. Дифференциация свистящих и шипящих

4. Постановка и автоматизация звуков Л, Ль, Р, Рь.

Умеет правильно произносить поставленный звук в слогах, словах, предложениях.

Дифференцирует поставленные звуки.

Использует поставленные звуки в свободном высказывании.

Отработка комплекса артикуляционных упражнений для звука Р

Вызывание изолированного звука.

Игры и упражнения для автоматизации звуков:

«Звуковые дорожки», «Пианино», «Жадина», «Кубик», «Запомни-повтори», и др.

Индивидуально-подгрупповая

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

Фонематические функции сформированы частично.

Путает понятия звук и слог.

Затрудняется в определении первого и последнего звука в слове.

Затрудняется в различении звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости.

Затрудняется в опознании звука в слове, в отборе предметов на определенный звук.

Не может определить последовательность / количество звуков в слове.

1. Знакомство со звуками в соответствии с планом работы.

2. Обучение полному звуковому анализу слов типа: мука, шкаф, аист, кошка (на материале изученных звуков).

3. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные (при составлении схемы слова обозначать твердые согласные синим, а мягкие зеленым цветом).

4. Обучение преобразовыванию слова путем замены или добавления звука.

5. Продолжать учить делить слова на слоги, ввести понятия «слово», «слог как часть слова».

6. Закрепление понятия «предложение», составление графической схемы предложений без предлогов, а затем с простыми предлогами (— — — ).

7. Знакомство детей с элементарными правилами правописания:

а) раздельное написание слов в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

8. Продолжать учить составлять слова из пройденных букв.

9. Обучение  послоговому чтению слов.

Умеет различать  все звуки речи, подбирать  слова на заданный звук,  выделяет изученные  звуки из слова (начало, конец, середина).

Умеет делить слова на слоги, знает понятия «слог».

Умеет составлять графические схемы предложений без предлогов.

Использует при написании элементарные правила  правописания:

а) раздельное написание слов в предложении;

б) точка в конце предложения;

в) употребление заглавной буквы в начале предложения и в собственных именах;

г) правописание буквы И после букв Ж, Ш.

Выполнят звуковой анализ слов из 3-6 звуков, подбирает слова по заданной модели.

Владеет навыком слогового анализа слов и анализа предложений.

Владеет навыком послогового слитного чтения слов, предложений, коротких текстов.

Игры и упражнения на развитие фонематического слуха:

«Угадай, кто позвал», «На чем играю», «Кто больше услышит» и т.д.

Игры и упражнения на формирование фонематического анализа:

 «Звуки спрятались»,  «Запомни-повтори», «Услышишь звук,  хлопни в ладоши», «Подари картинки звукам», «Кто в домике живет», «Светофор», «Звуковые схемы», «Живые звуки», «Цепочка слов»  и т.д.

Фронтальная

Лексика

Словарный запас ограничен:

затрудняется в подборе прилагательных к существительным, в назывании действий, в подборе антонимов.

1. Расширять и уточнять словарь по темам: «Детский сад», «Школа», «Части тела. Человек», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды»,  «Деревья», «Птицы», «Домашние животные», «Дикие животные» «Зоопарк» «Одежда. Обувь. Головные уборы.» «Ателье». «Зима, зимние забавы.» «Новый год.» «Сказки, театр.» «Зимующие птицы.» «Рыбы.» «Комнатные растения.» «Дом, мебель.» «Наш город, улица.» «Транспорт.» «23 Февраля.» «Моя семья», «8 Марта», «Профессии», «Весна», «Перелетные птицы», «День Космонавтики», «Продукты питания. Хлеб», «Посуда», «Сад, огород», «Наша страна 9 Мая»,  «Школа», «Цветы. Лето».

2. Уточнить и сформировать обобщающие понятия по этим темам.

Знает и использует в речи слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия) по изучаемым темам.

Свободно или при незначительной помощи взрослого подбирает антонимы.

Использует в речи слова-обобщения.

 Игры и упражнения по лексическим темам:

лото «Назови одним словом», «Подбери пару», «Высокий - низкий», «Назови ласково», «Один-много», «Скажи наоборот», «Назови, что видишь?», «Зоопарк», «Накорми животных» и т.д.

Фронтальная

Грамматический строй речи

Допускает ошибки в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительного 5). Допускает ошибки в словообразовании (образовании притяжательных прилагательных и т. д.).

 1. Закрепление употребления простых и сложных предлогов.

2. Согласование числительных два, пять  с  существительными.

3. Образование сравнительной степени прилаг. и практическое использование их в речи

4. Закрепление использования прилагательных с существительными в ед. и множественном числе различных падежах

5. Закрепление употребление приставочных глаголов.

6. Практическое использование наречий.

7. Согласование слов в предложении.

8.  Подбор слов с противоположным значением.  Понятие слова-антонимы.

9. Образование и употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.

Умеет использовать в речи простые и сложные предлоги.  

Умеет согласовывать числительные два, пять  с  существительным.

Умеет образовывать и практически использовать сравнительную степень прилагательных; приставочные глаголы; наречия; притяжат. прилагат. с суффиксом -ин-., относительные прилагательные.

Правильно согласовывает и употребляет в речи прилагательные с существительными в единственном и множественном числе различных падежах, согласовывает слова в предложении.

Подбирает слова – антонимы к данным.

Может образовывать и употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.

 Игры и упражнения:

«Чего не стало», «Один-много», «Где котенок?», «Кому что нужно для работу», «Варенье и компот», «1-2-5», «Жадина», «Путь машины», «Ателье»,  «Закончи правильно предложение», «Найди друзей», «Замкни цепочку», «Рассели животных по домам» и т.д.  

 

Фронтальная

Связная речь

Связная речь сформирована не достаточно.

Испытывает трудности при составлении рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картин.

Затрудняется составлять рассказы из личного опыта.

1. Закрепление  умения  самостоятельно составлять описательные рассказы по теме  с  использованием  ранее  отработанных  синтаксических  конструкций.

2. Обучение пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.

3. Развитие стремления обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

4. Развитие и усложнение  навыка  передачи  в  речи  последователности  событий,  наблюдений  за  серией  выполняемых  действий.

5. Закрепление умения составлять различные типы предложений: (простые распространенные предложения из 5 - 7 слов; предложения с противительным и союзоми «а», «или»; сложноподчиненные предложения с придаточными  предложениями  причины  (потому  что),  с  дополнительными  придаточными,  выражающими  желательность  или нежелательность  действия  (я  хочу,  чтобы!...).

6. Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.

Умеет самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, рассказы из личного опыта, творческие рассказы.

Использует в свободной речи различные типы предложений: (простыераспространенные предложения из 5 - 7 слов; предложения с противительным и союзоми «а», «или»; сложноподчиненные предложения с  придаточными  предложениями  причины  (потому  что),  с  дополнительными  придаточными,  выражающими  желательность  или нежелательность  действия  (я  хочу,  чтобы!...).

Может рассказать несколько программных стихотворений наизусть.

 Игры и упражнения:

 «Почемучки», «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки», «Построй предложение», «Подбери слово», «Угадай по описанию», «1,2,3-обернись и в картинке очутись» и т.д.

Составление описательных рассказов по схемам.

Рассказывание по картинке

Рассказывание по серии картинок

Пересказ текста

Фронтальная

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

В соответствии с ООП ДО ДОУ

2.5. Способы и направления поддержки детской инициативы

В соответствии с ООП ДО ДОУ

2.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников реализуется в соответствии с содержанием ООП ДО ДОУ и интегрируется с индивидуальным планом работы каждого специалиста, работающего с ребенком с ОВЗ (Приложение - карты индивидуального сопровождения: «Взаимодействие родителей и педагогов по устранению трудностей в овладении образовательными областями ребенка с ОВЗ».).

В процессе реализации Программы оказывается психолого-педагогическая помощь родителям:

Задача

Форма организации

Периодичность

Обучение родителей технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальные беседы; направления к узким специалистам: неврологу, ортодонту; обсуждение результатов психолого-педагогического обследования.

По запросу в течение года

Проведение консультаций на родительских собраниях.

В течение года

Консультации в виде сообщений на информационном стенде:

1 раз в месяц

«Логопедические уголки» по лексическим темам, «вести с занятий».

Еженедельно

Участие в реализации адаптированной образовательной программы

Выполнение индивидуальных заданий с ребёнком дома, рекомендаций педагогов;

Ежедневно

Консультирование со специалистами в рамках межведомственного взаимодействия, медицинскими специалистами;

своевременное лечение (по назначению невролога);

По необходимости

Участие в разработке адаптированной образовательной программы, работе ППк;

согласно плану ППк

3. Организационный раздел

3.1. Описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Материально-техническое обеспечение заключается в обеспечении надлежащей материально-технической базы, позволяющей создать адаптивную и коррекционно-развивающую среду кабинета специалиста и групповой комнаты, оснащен и соответствует ООП ДО ДОУ. Особенностями организации материально-технического обеспечения для воспитанника являются:

Параметр

Исполнение

Ресурс для исполнения

Ответственный

Организация пространства

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданию

Не требуется

Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями

Наличие кабинетов специалистов с оборудованными местами для подгрупповой и индивидуальной работы.

Наличие методических материалов, средств обучения и воспитания

Детский сад

Воспитатель, психолог, логопед,

заведующий

Построение комфортной среды:

Организация зоны уединения

Детский сад

Воспитатель, заведующий

Организация оптимального временного режима

Условия включения ребёнка в деятельность группы

Время пребывания – группа полного дня. Дозированное сочетание групповых, подгрупповых и индивидуальных форм.

Детский сад

Воспитатель, психолог, логопед

3.2. Распорядок (режим) дня

В соответствии с ООП ДО ДОУ. Индивидуальная работа по решению выявленных особенностей отражена в таблице.

Время, форма организации образовательной деятельности педагогом с воспитанником по решению выявленных особенностей в развитии ребенка

1 полугодие

Специалисты ДОУ

Форма

Периодичность. Время в режиме дня

Учитель-

логопед

Фронтальная,

индивидуальная

3 раза в неделю. Пон, Ср, 9.00-9.30 Чет. 15.30-16.00

2 раза в неделю пн, ср 9.50-10.10

Воспитатель

Игры, занятия, упражнения, индивидуальная работа

В соответствии с ООП и КТП

Педагог – психолог

Подгрупповая

-

Инструктор по ФК

Фронтальная

ПН 9:10-9:30

ЧТ 15:35-15:55

Музыкальный руководитель

Групповая

СР 15:35-15:55

ПТ 9:00-9:20

Преподаватель по ИЗО

Групповая

ЧТ 9:00-9:20

2 полугодие

Специалисты ДОУ

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог – психолог

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель

Преподаватель по ИЗО

3.3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Реализуется в соответствии с ООП ДО ДОУ

3.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы  при организации инклюзивного образования в группах МДОУ является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и развивающей предметно-пространственной среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию речевых нарушений и становление личности ребенка.

Наиболее значимым условием организации коррекционно-развивающей помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи является оснащение групповых комнат специальным оборудованием:

•        Настенное зеркало для логопедических занятий, зеркало для индивидуальной работы;

•        Логопедические зонды, шпатели.

Оборудование развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда и групповой комнате.

Центр речевого и креативного развития:

•        Набор игрушек и комплект предметных картинок для сопровождения проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

•        Дыхательные тренажеры;

•        Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков;

•        Логопедический альбом для психолого-педагогического обследования развития детей;

•        Комплект предметных и сюжетных картинок по изучаемым лексическим темам;

•        Игрушки, муляжи, предметные картинки для уточнения произношения звуков, по изучаемым темам, разнообразный счетный материал;

•        Предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков в словах и предложениях, текстах; совершенствования грамматического строя и связной речи;

•        Картотека словесных и коммуникативных игр;

•        Раздаточный материал и настольно-печатные дидактические игры для закрепления навыков звукового и слогового анализа и синтеза;

•        Разрезной и магнитной алфавит, слоговые таблицы;

•        Наборы игрушек для инсценировок сказок.

Центр сенсорного развития:

•        Звучащие игрушки:

•        Звучащие игрушки и предметы животных и птиц;

•        Кассеты с записью «голосов природы»;

•        Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений;

•        «Волшебный мешочек» с мелкими деревянными игрушками, пластиковыми фигурками животных, мелкими муляжами фруктов и овощей.

Центр моторного и конструктивного развития:

•        Крупные плоскостные изображения предметов и объектов для обводки;

•        Разрезные картинки и простые пазлы, кубики;

•        Пальчиковые бассейны с различными наполнителями;

•        Пирамидки деревянные и пластиковые разных цветов;

•        Массажные мячики;

•        Игрушки-шнуровки, игрушки-застежки;

•        Мозаика среднего и большого размеров;

•        Конструкторы напольные и настольные;

•        Крупные бусины из дерева или пластмассы разных цветов и разноцветные шнуры для их нанизывания;

•        Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото, геометрическое домино.

4. Дополнительный раздел. Краткая презентация Программы

Уважаемые родители!

Для Вашего ребенка на 2021 – 2022 учебный год на основе федеральных государственных стандартов дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад № 94  » разработана адаптированная образовательная программа. В Программе учитываются особые образовательные потребности Вашего ребенка, рекомендации ПМПК и ППк.

Успех коррекционно-развивающего обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы сотрудников ДОУ и Вас, родителей. У нас с Вами общие задачи по обучению и воспитанию ребенка. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и устанавливает взаимодействия по вопросам развития Вашего ребенка.

Задачи родителей в коррекционной работе со своим ребенком:

  • Создание условий, благоприятных для общего развития ребенка;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и коррекции нарушений согласно рекомендации специалистов.

Дошкольное учреждение выступает в роли активного помощника семье для развития индивидуальных особенностей Вашего ребенка, постоянно изучает и влияет на формирование образовательных запросов родителей.

Мы будем рады, если Вы будете участвовать в традициях и праздниках ДОУ, опросах и анкетированиях, станете участниками консультаций и мастер классов. Всю информацию Вы можете получить через информационные стенды и сайт ДОУ mdou94.edu.yar.ru.

Приложение

Перспективный план индивидуального сопровождения

воспитанника средней группы ……… на период с октября 2021 г. по май 2022 г.

Ответственный: воспитатели группы Золотницкая М.Н.

Образовательные области

Проблемы, выявленные в ходе мониторинга

Основные дидактические задачи (по программе)

Дидактические игры и упражнения

Промежуточный результат

0 - 2

январь

май

Недостаточно сформированы отдельные компоненты речи

Формировать грамматически правильную речь.

Игры и упражнения по лексическим темам:

лото «Назови одним словом», «Подбери пару», «Высокий - низкий», «Назови ласково», «Один-много», «Скажи наоборот», «Назови, что видишь?», «Зоопарк», «Накорми животных» и т.д.:

«Чего не стало», «Один-много», «Где котенок?», «Кому что нужно для работу», «Варенье и компот», «1-2-5», «Жадина», «Путь машины», «Ателье», «Закончи правильно предложение», и т.д.  

 «Продолжи предложение», «Что было, что будет?», «1, 2, 3 рассказываешь ты», «В гостях у сказки», «Построй предложение», «Подбери слово», «Угадай по описанию» и т.д

Консультации по темам на родительских собраниях.

Индивидуальное консультирование.

Рекомендации по подбору настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр.

Недостаточно сформированы временные представления, испытывает трудности при ориентировке на листе бумаги

Расширять представления о временах года, частях суток;

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, правильно называть место положения предмета.

Д/и «Когда это бывает»

«Назови по порядку»

«Что сначала, что потом»

«Что я делая утром (вечером,…)»

«Повтори за мной»

«Продолжай узор»

Недостаточная сформированность концентрации и распределения  внимания

Формировать произвольность и сосредоточенность при выполнении задания.

« Будь внимателен»,

«Назови лишнее слово»,

«Четыре стихии,

«Слушай хлопки»

Недостаточно сформирована мелкая моторика

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковые гимнастики и игры

Критерии результативности: 2-освоил в полном объеме (стабильно положительная динамика), 1-частично освоил, 0-не освоил

Результативность образовательной деятельности с воспитанником по решению выявленных особенностей в развитии

Критерии результативности:

2 - стабильно положительная динамика, освоил в полном объеме 1 - освоил частично 0 - не освоил

Январь 2019 года

Специалисты ДОУ

Результат совместной деятельности педагогов с ребенком

(возможные причины отриц. динамики)

Рекомендации

 родителям

Учитель-

логопед

Воспитатель

Педагог –

психолог

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель

Преподаватель по ИЗО

Родители (со слов)

Заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени (общий вывод): Наблюдается стабильная положительная динамика.

Май 2020 года

Специалисты ДОУ

Результат совместной деятельности педагогов с ребенком

(возможные причины отриц. динамики)

Рекомендации

 родителям

Учитель-логопед

Воспитатель

Педагог – психолог

Инструктор по ФК

Музыкальный руководитель

Преподаватель по ИЗО

Родители (со слов)

Заключение об эффективности коррекционно – развивающей работы за данный промежуток времени (общий вывод): 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации специалистов (на следующий учебный год, по выпуску) 

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в группах компенсирующей направленности для детей от до 7 лет на 2014-2015 учебный год. Физическое развитие (бассейн).

Учебная рабочая программа инструктора по «ФИЗО» (плавание) разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /Т.И.Бабаева,  А.Г.Гогобе...

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

Адаптированная образовательная программа ОКУ «Центр «Перспектива» в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома

Адаптированная образовательная программа  разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования«От рожде...

Рабочая программа Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения по образовательной области «Физическое развитие» разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ)

Адаптированная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения  по образовательной области «Физическое развитие» (далее Программа), разработ...