Методика исследования "Технология развития моторного и речевого ритмов у дошкольников с нарушением речи"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Семон Елена Викторовна

Методика: "Методика обследования структурных компонентов  моторного ритма" (Л.С.Медниковой)

Методика " Методика обследования речевого ритма у детей дошкольного возраста" (Л.С.Медниковой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\ЛЕНА СКАН\ДИАГНОСТИКА 001.bmp

Диагностический материал

Методики:

  1. «Методика обследования структурных компонентов моторного ритма» (Л.С.Медниковой)
  2. «Методика обследования речевого ритма  у детей дошкольного возраста» (Л.С.Медниковой)

«Методика обследования структурных компонентов моторного ритма» (Л.С.Медниковой)

     Цель: диагностика уровня развития компонентов моторного ритма у детей старшего дошкольного возраста.

   Моторный ритм исследуется по результатам воспроизведения ребенком ритмических звуковых сигналов в виде отстукивания рукой (моторный ответ). Обследование состоит из 2 заданий и включает инструкцию, вводные (простые) задания и затем основные (усложненнные) задания.

   Каждое задание включает от 3 до 5 сигналов, объединенных в «Пачки» и предьявляющихся в порядке  усложнения ритмического рисунка от простого к сложному варианту. Темп подачи звуковых сигналов во всех пробах оптимальный для восприятия: большие интервалы – 1 секунда, малые – около 0,5 секунд.

Последовательность предъявления заданий:

Задание 1. Воспроизведение простейших ритмических структур, основанных на равномерном повторе (|||, ||||), ритме

«суммирования» (|| |, ||| |), ритме «дробления» (| ||, | |||).

Инструкция: «Послушай внимательно, как я буду отстуки- вать ритм. Запомни его и простучи так же».

Образцы вводных заданий:

А) ///        Б) // /        В) / //

Образцы основных заданий:

А) ////        Б) /// /        В) / ///

Задание 2. Воспроизведение акцентированных неречевых звуков в разных последовательностях.

Инструкция: «Послушай внимательно, как я буду отстуки вать, а потом повтори точно так же».

Образцы вводных заданий:

А) // /        Б) / //  В) ///

Образцы основных заданий:

А) // //        Б) /// /        В) //  / //

   В анализе результатов отмечается: соответствие моторного ответа предьявленному образцу (+/-),  отказ от выполнения задания. В процессе выполнения заданий обращается внимание на темп выполнения (нормальный, ускоренный, замедленный).

Для количественной обработки результатов изучения моторного ритма используется бальная система оценки:

1 балл – правильный моторный ответ на ритмический образец;

0 баллов – несоответствие моторного ответа предъявленному ритмическому образцу.

   При анализе полученных результатов вводится критерий оценки – «Уровень успешности моторного ответа», который оценивается по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствующих образцу (6 баллов).

   На основании анализа результатов выявляются уровни успешности моторного ответа в каждом задании:

-Высокий уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (4-6 баллов);

- Средний уровень успешности моторного ответа – точное воспроизведение постых ритмических рисунков и не точное воспроизведение усложненных ритмических рисунков (2-4 балла);

- Низкий уровень успешности моторного  ответа – неточное воспроизведение простых и усложненных ритмических рисунков (меньше 2 баллов);

- Нулевой уровень успешности моторного ответа –  полная невозможность воспроизведения простых ритмических рисунков, отказ от выполнения (0 баллов).

«Методика обследования речевого ритма  у детей дошкольного возраста» (Л.С.Медниковой)

   Цель: диагностика уровня развития компонентов речевого ритма у детей старшего дошкольного возраста.

   Методика Л.С.Медниковой  включает 3 задания на уровне слога, слова и синтагмы. Слоговой, словесный и синтагменный ритмы исследуются по результатам воспроизведения ребенком речевой продукции. Дошкольнику предлагается прослушать речевой ритмический образец и повторить его. Сначала ребенку объясняется задание, затем следуют вводные (простые) и основные (усложненные) пробы, сопровождающиеся аналогичным обьяснением. Обследование проводится индивидуально.

Последовательность предъявления заданий:

Задание 1. Воспроизведение слогового ритма речи по ме- трическим признакам (без акцента, с акцентом, с акцентом на разных слогах).

Инструкция: «Я буду по-разному произносить слоги, а ты внимательно слушай и потом повтори».

Образцы вводных заданий:

А) ба-ба     Б) ба-ба

Образцы основных заданий:

А) па-па-па        Б) па-па, ба-ба        В) ла-ла-ла

Г) ма-ма-ма        Д) ба-ба-ба

Задание 2. Воспроизведение словесного ритма речи по метрическим признакам (двусложные, трехсложные слова, двусложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных).

Инструкция: «Я буду по-разному произносить слова, а ты внимательно слушай и потом повтори».

Образцы вводных заданий:

А) мо-ло-ко        Б) до-ми-но

Образцы основных заданий:

А) ва-за, зи-ма, мо-роз

Б) де-ре-во, ма-ши-на, па-ро-ход

В) мар-ка, до-ска, тря-пка

Г) я-бло-ко, а-вто-бус, кол-ба-са

Задание 3. Воспроизведение синтагменного ритма во фразе.

Инструкция: «Я буду по-разному произносить предложе- ния, а ты внимательно слушай и потом повтори».

Образцы вводных заданий:

А) Мишка косолапый по лесу идет.

Б) Мишка косолапый по лесу идет.

Образцы основных заданий:

А) Мама мыла … (имя ребенка).

Б) Мама мыла … (имя ребенка).

В) Мама мыла … (имя ребенка).

Г) Мама мыла … (имя ребенка).

Отмечается: наличие/отсутствие акцента, позиция ак- цента (верная/неверная). Дополнительно отмечаются: повто- рения слогов, искажения слоговой структуры слова, необхо- димость повторного разъяснения задания.

    При анализе полученных результатов вводится критерий оценки – «Уровень успешности речевого ответа», который оценивается по количеству правильных ответов в каждом задании, полностью соответствующих образцу (6 баллов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.

Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...

Авторская программа развития языковых и речевых умений старших дошкольников с нарушениями речи

В программе содержится планирование корреционной работы по формированию языковых умений и расширению речевой практики...

Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Автор: Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Под редакцией: Белякова Л.И.

Аннотация:   В пособии представлена инновационная система технологии проведения логопедических и музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями...

Презентация. Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи.

Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики. В ее основе лежит технология двигательного обу...

Технологии развития моторного и речевого ритмов

В этом дидактическом материале вы найдёте карточки для логопедической игры «Весёлые ритмы» на развитие чувства ритмау детей, имеющих речевые нарушения.Цель игры: Развитие чувства ритма у д...